Сетевая экономика и проектирование информационных систем

 

Формирование цен на информационном рынке

Цены на информационном рынке и их разновидности

Цена в условиях рыночной экономики является важнейшим экономическим параметром рыночной среды, с которым вынуждены считаться фирмы, предприятия, организации, действующие на информационном рынке.

Основные виды цен на информационном рынке связаны с видами продукции и формами представления ее потребителям:

1) Для средств вычислительной техники и средств связи практикуется:

  • продажа в полную собственность (имеющая, в частности, ту особенность, что комплектность поставки делается под заказ, с комплектующими от разных производителей);
  • сдача средств в аренду целиком или в повременной форме (машинное время, время связи и т.п.);
  • лизинг (особая форма сдачи во временное пользование);
  • проектирование и изготовление специальных образцов техники "под заказ" (в исключительных случаях).

2) Для программных изделий практикуется:

  • продажа (в разных организационных формах и по различным видам цен);
  • разработка на договорной основе "под заказ";
  • аренда вместе с техническими средствами.

3) Для информационных продуктов практикуется:

  • продажа массово – тиражируемых продуктов (справочники, типовые БД на носителях и т.п.);
  • продажа сделанного "под заказ" информационного продукта.

4) В перечень сервисных услуг можно включить:

  • предпродажные услуги и услуги во время продажи;
  • предоставление услуг в рамках гарантийного срока (формально бесплатно или с частичной оплатой);
  • предоставление послегарантийных услуг по договору (за плату);

5) Для информационных услуг можно выделить следующие формы их продажи:

  • предоставление услуг на договорной основе (например, электронная почта Relcom);
  • предоставление услуг, формально бесплатных для потребителя (телетекст, рекламные издания и т.п.).

В соответствии с разнообразием форм предоставления потребителям продукции и услуг очевидно разнообразны и формы их оплаты.

В зависимости от степени регулируемости рынка цены могут быть:

  • договорными (свободными), устанавливаемыми на основе прямого соглашения продавца и потребителя без каких-либо ограничений;
  • лимитируемыми (регулируемыми), если продавец и потребитель вправе устанавливать цены по соглашению (договору), но не выше установленного предела. Такого рода ограничения обычно применяются по отношению к монополистам, занимающим на рынке доминирующее положение;

фиксированными в тех случаях, когда государство (или иной уполномоченный орган) устанавливает жесткий фиксированный уровень на тот или иной вид товаров или услуг в информационной сфере.

На рис. 3.1 и 3.2 приведены обобщенная схема движения информационных продуктов и действующих видов цен, а также состав и структура розничных цен.


Цена информационного продукта (услуги) в общем виде может быть представлена следующим соотношением:

P = C1+ C2+ V + M,

где Р – цена продукта, услуги;

C1 – затраты предметов труда;

С2 – затраты, связанные с применением средств труда (амортизационные отчисления, обслуживание и ремонт);

V – затраты, связанные с использованием живого труда;

М – включенная в цену прибыль.

Естественно, для разных видов цен каждая из составляющих слагается из соответствующих статей расходов и прибыли участников товародвижения информационных продуктов (см. табл. 3.1).

Таблица 3.1. Состав и структура цен на информационную продукцию

(Национальный провайдер) Предприятие (фирма) – производитель информационных продуктов (Региональный провайдер) Оптовый посредник Местный провайдер
Себестоимость издержки, Прибыль предприятия, Надбавка сбыта Торговая надбавка (наценка)
ден. единиц ден.единиц Издержки оптового сбыта, ден.единиц Прибыль оптового сбыта, ден. единиц Издержки торговли, ден. единиц Прибыль торговли, ден. единиц
100 20 10 5 10 5
Оптовая (отпускная) цена предприятия-производителя информационных продуктов 15 15
120
Цена оптового посредника
135
Розничная цена оконечного провайдера
150

Есть некоторые особенности (иногда закрепленные в нормативных документах) учета транспортных и складских расходов в составе цены. В связи с этим цены могут различаться по видам франко, т.е. по месту сдачи товара отправителем и перехода ответственности за его дальнейшую судьбу к покупателю.

Практика налогообложения и взимания в пользу государства некоторых видов платежей требует выделения в платежных документах кроме цен производителя (продавца) налога на добавленную стоимость, акциза и других платежей, являющихся косвенными налогами.

Можно выделить три вида цен на продукцию сетевой экономике:

  • фактические, действующие в рассматриваемом периоде цены;
  • прогнозируемые цены, принятые при составлении плановых расчетов, которые используются при разработке технико-экономических обоснований, бизнес-планов и т.п., ориентированных на применение информационных продуктов в различных сферах экономики. В этом случае цена определяется на основе действующих на данный момент цен с их последующей корректировкой с учетом ожидаемого на планируемый период уровня инфляции, изменения факторов ценообразования (тарифы на энергию, стоимость перевозок, изменения в налогообложении и т.п.);
  • сопоставимые цены, если требуется оценить динамику производства и продаж информационных продуктов и услуг в натуральном объеме.

С целью укрепления своих позиций на рынке многие провайдеры создают централизованные базы данных, которые объединяют родственные по тематике и снижают плату за поиск таких данных, расценки на работу в ночное время. Совершенствуют системы поиска, переводя их в упрощенные режимы работы, организуют возможность получения дополнительных услуг, например, системы оперативного заказа первоисточников на основе кооперации с библиотеками, предоставляют потребителям возможность формирования и ведения личных файлов, недоступных для других пользователей.

При предоставлении услуг диалогового доступа к базам данных в основном используются лицензионные договоры, а в последнее время все более широкое распространение находит подписка. Четко выделилось два основных подхода к политике ценообразования в области предоставления числовых и текстовых данных.

Первый подход характеризуется схемой расчетов за услуги обработки данных в режиме разделения времени, как правило, предусматривающей:

  • минимальную месячную подписку;
  • время подключения к сети;
  • использование ресурсов (для этого чаще всего применяется такой показатель использования ЭВМ, как CRU-Computer Resource Unit, представляющий собой комбинацию использования CRU, устройств ввода-вывода, дисковой памяти и т.д.);
  • использование дисковой памяти в случае создания пользователем персональных файлов.

Второй подход базируется на почасовой ставке, включающей оплату времени подключения к сети, объема использования баз данных и услуг телекоммуникаций. В случае библиографических баз данных, как правило, дополнительно взималась плата за найденные описания документов. В некоторых централизованных базах данных предусматривается разовая оплата пароля для новых пользователей.

В последнее время предпочтение начинает отдаваться подписке и другим упрощенным вариантам оплаты, так как затраты на учет и ведение делопроизводства при использовании сложных схем весьма велик. Цены на диалоговый доступ складываются из стоимости тарифа по предоставлению этого режима, стоимости использования баз данных, услуг посредников, а также стоимости услуг передачи данных. Цены на диалоговый доступ постоянно растут. Рост цен в основном затрагивает популярные и широко используемые базы данных. Цены государственных баз данных растут в меньшей степени. Дело в том, что использование диалоговых услуг пока в основном осуществляется в порядке выполнения служебных обязанностей, оплачивается из средств фирмы и поэтому спрос не является эластичным по отношению к изменению цены.

К ценам на услуги диалогового доступа, как правило, устанавливаются скидки пропорциональные объему использования потребителем услуг диалогового доступа, которые могут достигать до 7-32 % от первоначальной цены.