Главное меню

Карта сайта
Главная
Курсовые работы
Отчеты по практикам
Лабораторные работы
Методические пособия
Рефераты
Дипломы
Лекции



Лабораторный практикум по "Охране труда" (часть 2)

ПРАВИЛЬНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ БЛОКИРОВКИ БЕЗОПАСНОСТИ В ЦЕПЬ УПРАВЛЕНИЯ МАГНИТНОГО ПУСКАТЕЛЯ

Блокировки безопасности должны предупреждать проведение работ на ходу машины, в запрещенных местах, при открытой крышке, дверце, снятом кожухе и т.п., благодаря чему можно исключить появление несчастных случаев. Это достигается включением конечного выключателя в цепь управления нереверсивного магнитного пускателя за кнопкой "Стоп" (рис.1).

В силовую или главную цепь схемы входят главные контакты К контактора и нагревательные элементы тепловых реле РТ, через которые проходит весь ток нагрузки.

Цепь управления состоит из катушки контактора К, кнопок "Пуск" и "Стоп" (С), блокировочного контакта ВК, шунтирующего пусковую кнопку, размыкающих контактов РТ теплового реле и конечного выключателя ВК.

При нажатии пусковой кнопки П катушка контактора К оказывается под напряжением и, срабатывая, замыкает как главные контакты, так и блокировочный контакт, шунтирующий кнопку П; благодаря последнему, ток будет проходить через катушку К при отпущенной кнопке П, и двигатель будет продолжать работать.

Для остановки двигателя достаточно разорвать цепь управления нажатием кнопки остановки С; катушка К обесточивается; контакты, как главные К, так и блокировочные ВК, размыкаются, и схема готова к новому включению. Если же рабочий на ходу машины откроет за блокированные ограждения, то это будет равносильно нажатию на кнопку "Стоп", и машина остановится.

Примечание. Для быстрого останова машины необходимы тормозные устройства, которые должны действовать одновременно с выключением тока (со срабатыванием конечного выключателя).

Следует также обратить внимание, что при включении конечного выключателя кнопкой "Стоп" невозможно пустить машину при открытом ограждении, так как при нажатии на кнопку "Пуск" цепь управления окажется разомкнутой конечным выключателем. В связи с этим можно работать на машинах и станках только при закрытых блокировочных крышках, дверцах и т.п.

НЕПРАВИЛЬНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ БЛОКИРОВКИ БЕЗОПАСНОСТИ

Первый случай. Блокировка включена в цепь, шунтирующую пусковую кнопку

В этом случае при открытой заблокированной крышке или дверце в момент нажатия на кнопку "Пуск" машина будет работать, так как цепь управления магнитного пускателя окажется замкнутой (рис.2). При отжатии кнопки "Пуск" машина остановится, потому что цепь, шунтирующая пусковую кнопку, будет разомкнута конечным выключателем, вследствие того, что ограждение открыто.

Если блокировку безопасности оставить включенной по указанной схеме, то это может вызвать несчастный случай с рабочим, находящимся во время работы в запретной зоне при открытом ограждении, если другой рабочий в это время включит машину (нажмет на кнопку "Пуск"). По этой причине возможны несчастные случаи на машинах, имеющих большие габариты и дистанционное включение.

1 - электродвигатель машины; 2 - главные контакты МП; 3 - блок- контакты МП; 4 - втягивающая катушка МП 5 - цепь управления; 6 - цепь, шунтирующая пусковую кнопку; 7 - цепь пусковой кнопки; 8 - кнопка "Пуск"; 9 - кнопка "Стоп"; 10 - блокированная крышка оградительного устройства; 11 - конечный выключатель ВК (с нормально разомкнутыми контактами при открытой крышке ограждения).

Рис.2. Схема включения блокировки оградительного устройства в цепь, шунтирующую пусковую кнопку

Второй случай. Блокировка включена в цепь пусковой кнопки

Из схемы, изображенной на рис.3, видно, что при открытой заблокированной крышке или дверце машину пустить невозможно, ввиду того, что в момент нажатия на кнопку "Пуск" цепь управления магнитного пускателя окажется разомкнутой около кнопки "Пуск". Следовательно, при таком включении блокировки машину можно пустить лишь при закрытом ограждении.

Однако эта схема включения блокировки позволяет на ходу машины открыть оградительное устройство, причем машина будет продолжать работать при открытом ограждении, так как цепь управления магнитного пускателя оказывается замкнутой. Поэтому недопустимо включать блокировки безопасности в цепь пусковой кнопки.

1 - электродвигатель машины; 2 - главные контакты МП; 3 - блок- контакты МП; 4 - втягивающая катушка МП 5 - цепь управления; 6 - цепь, шунтирующая пусковую кнопку; 7 - цепь пусковой кнопки; 8 - кнопка "Пуск"; 9 - кнопка "Стоп"; 10 - блокированная крышка оградительного устройства; 11 - конечный выключатель ВК (с нормально разомкнутыми контактами при открытой крышке ограждения).

Рис. 3. Схема включения блокировки оградительного устройства в цепь пусковой кнопки