Главное меню

Карта сайта
Главная
Курсовые работы
Отчеты по практикам
Лабораторные работы
Методические пособия
Рефераты
Дипломы
Лекции



Материаловедение. Обработка камня

 

Раздел 2. Камнерезное искусство в России

2.1. Где и как зарождалось камнерезное искусство в России

Надо заметить, что камнерезное искусство на Урале начиналось с обработки мягких камней, главным из которых был мрамор. В неограниченных количествах он залегал у самой поверхности и не требовал дорогостоящих и трудоемких подземных работ по добыче, был легко доступен. Кроме того, этот материал благодаря своей невысокой твердости не нуждался при обработке в специальных сложных станках и особом оборудовании. Поэтому первые массовые изделия уральских камнеобрабатываемых промыслов, очень не многочисленных в ту пору, были мраморными. Хотя были попытки обрабатывать (гранить) самоцветные камни, но они были единичны и имели скорее эпизодический характер.

2.2. Какие изделия изготавливали на гранильной фабрике Екатеринбурга и других окрестных камнеобрабатывающих предприятий

Центром обработки мрамора стал Горнощитский завод, позднее переименованный в Мраморский (ныне станция Мраморская). Здесь с самого начала мраморного производства в громадных количествах выделывали для строящейся новой столицы государства – Петербурга – различные элементы архитектурного оформления. Поначалу это были простые по форме детали: плиты, доски, столбы. С совершенствованием производства обработки мрамора усложнялась форма и конфигурация выпускаемых изделий: лестничных ступеней, подоконников, колонн, балясин, капителей. Видное место в работе мраморных дел мастеров занимало изготовление каминов и всевозможных ваз.

2.3. Какие изделия изготавливали в камнерезных мастерских в зимнее и летнее время

В Екатеринбурге и пригородах первое место принадлежало камнерезному промыслу по огранке драгоценных камней и работе над твердыми породами. Огранкой самоцветов в основном занимались при изготовлении шариков и бус. В Березовском заводе, например, в холодные зимы временно прекращались работы по заготовке и обработке камня, над производством «бусок» трудились десятки кустарей. Работали целыми семьями. Вся работа по изготовлению бус была разделена на конкретные операции: одни члены семьи «колтали» шарики, другие – разгранивали их, третьи сверлили отверстия. Но с наступлением весны прежние работы по обработке камня возобновлялись. Шарики чаще делали из прозрачного горного хрусталя, реже – из цветных разновидностей: аметиста, цитрона.

2.4. Какие изделия изготавливали в кустарных мастерских

Кустари изготавливали различные предметы утилитарного назначения: туалетные принадлежности, пепельницы, статуэтки, фигурки зверей и птиц. Однако наибольшее предпочтение отдавалось почему-то слонам. Статуэтки слонов можно было встретить почти в каждой семье. На комоде перед зеркалом их выставляли караваном из 7 или 12 штук, олицетворяя счастье.

Однако фигурки зверушек были в деле мраморских кустарей всего лишь забавой. Главным же в их деятельности было изготовление мемориальных предметов. Екатеринбургские кладбища являлись своеобразными музеями под открытым небом, наглядно демонстрирующими произведения мраморных дел мастеров. Сейчас многое утрачено и разрушено временем и человеком, забыты имена, кому ставились эти памятники. А тем не менее многие из этих памятников представляют собой произведения подлинного искусства. Тонкая резьба по камню с тщательной проработкой каждого элемента, витиеватая старославянская вязь или строгость прорезных « на вылет» букв скорбных надписей, тщательность отделки поверхности – все говорит о техническом совершенстве исполнителя.

Мастера Пермской области специализировались на обработке мягких камней – ангидрита, гипса и его волокнистой разновидности – селенита. Из этих материалов они изготавливали примитивные статуэтки, копилки, фигурки животных, часто копируя формы изделий из фарфора и дерева. Хотя такие изделия неплохо раскупались, но, как правило, не имели художественной ценности. Больший вклад в совершенствование технологии художественной обработки камня внесли опытные кустари Урала, специализировавшиеся на отдельных видах художественной обработки камня. И все вместе они представляли довольно крупное, как бы сейчас сказали, производственное объединение.

Большого мастерства уральские камнерезы добились в изготовлении каменных печатей. Для их изготовления использовали разные породы камня, но предпочтение отдавалось горному хрусталю.

Большим спросом у покупателей были и каменные натюрморты из ягод и фруктов, которые изготавливались чаще всего в виде накладок на мраморную плитку. Во многих изделиях наблюдалось поразительное сходство с натурой. Для каждой детали натюрморта придирчиво и скрупулезно подбирался определенный камень. Например, ягоды малины обычно вырезались из родонита, с разными оттенками. Так же тщательно подбиралась цветовая гамма камня и для других плодов. Листья вырезались из офиокальцита, серпантинита или зеленой яшмы соответствующего оттенка.

Достаточно широкое распространение нашли насыпные картины из мелких цветных минералов. За основу брались срезы из цельного ствола дерева, распиленного под углом. В результате получалась пластина овальной формы. Она высушивалась, шлифовалась и покрывалась грунтом. После чего выполнялась роспись водными красками в сочетании с насыпными изображениями из мелкого песка из цветных минералов. Излюбленными композициями и по сегодняшний день являются уральские пейзажи. В настоящее время эта техника несколько усовершенствовалась: изменилась тематика изображений, стали выполняться в полном смысле картины в багетных рамах различных размеров.

2.5. Условия работы на гранильной фабрике в Екатеринбурге

На фабрике все крупные изделия, или, по крайней мере, большая их часть выполнялись по заранее вычерченным рисункам или эскизам выдающихся талантливых художников и архитекторов. При выполнении заказа над каменным произведением трудилось обычно несколько мастеров. Многие из них специализировались на определенных работах, и лучше эту работу удавалось выполнить одному из многих. Разделение труда, как правило, позволяло повысить его производительность и качество выполняемой работы. Следует отметить и недостатки в работе гранильных мастерских: часто нарушалась техника безопасности при обработке камня, что приводило к различного рода травматизму, наблюдались профессиональные заболевания, среди которых наиболее частые – туберкулез и силикоз легких.

Профессии камнерезных дел мастеров были наследственными, они переходили от отца к сыну, от деда к внуку и так далее, образуя династии. Так передавались опыт, секреты и тайны профессии.

На гранильной фабрике сложился определенный порядок по заготовке камня-сырья. Из рабочих близлежащих деревень создавались экспедиции по поиску и заготовке материала. Куски камня крупных размеров предварительно изучали специалисты и находили им применение на выполнение заказов. Гранильная фабрика принимала не всякое сырье от поставщиков-искателей. Бракованный материал сбывался кустарям. Не представляя ценности для производства крупных вещей , эти отходы могли служить прекрасным каменным материалом для мелких поделок.

2.6. Камнеобрабатывающее оборудование гранильной фабрики

В казенных, то есть государственных, мастерских по обработке камня хотя и был широко распространен ручной труд, но все крупные станки приводились в действие от водоналивных колес. По тем временам такие приводы были достаточно мощными и надежными.

2.7. Развитие камнерезного промысла в кустарных мастерских

Мастера кустарного производства не испытывали дефицита в материале, так как могли пользоваться отходами производства или бракованного материала. Кроме того, подходящие для изделий камни кустари скупали у горщиков и крестьян, которые занимались снабжением гранильной фабрики каменными материалами.

2.8. Что мешало развитию художественного творчества камнерезам-кустарям

Кустарям приходилось очень много работать, чтобы прокормить семью и сохранить свое ремесленное хозяйство. Лишь немногим удавалось сбывать свои изделия перекупщикам за бесценок. Чтобы увеличить количество выполняемых изделий многим приходилось объединять усилия и специализироваться на отдельной операции. Конечно, в своем деле кустарь становился непревзойденным мастером-исполнителем, но художник в нем умирал.

2.9. Оборудование кустарных мастерских

По оснащенности кустарные мастерские не могли соперничать с гранильными фабриками Екатеринбурга. Кустарные мастерские были оборудованы самодельными деревянными станками, на которых работа выполнялась труднее и медленнее. Некоторые из таких инструментов и станков сохранились до наших дней и в виде экспонатов нашли постоянную прописку в Екатеринбургском архитектурном музее. В кустарных мастерских в качестве привода применялись большие деревянные колеса, которые вращались руками. В качестве «вертельщиков» становились ученики, члены семьи или бездомные слепые старики-нищие, которые ввиду своего безвыходного положения вынуждены были работать «за хлеб».

2.10. По какому принципу происходила специализация камнерезов

Камень настолько разнообразен по своим физико-механическим свойствам, что к обработке разных пород невозможно применить одни и те же инструменты Ир способы. Мягкие камни, например гипс или талькохлорит, обрабатываются обычными резцами по дереву, а твердые, такие как родонит или яшма – специальными алмазными инструментами. Огранка же самоцветов вообще требует особого подхода и непохожа ни на работу с твердыми камнями, ни с мягкими.

С течением времени обособились узкие специалисты: малахитчики, яшмоделы, огранщики драгоценных камней, резчики по твердому камню, мастера резной пластики.

Екатеринбургские кустари были вполне обеспечены материалом. В других же населенных пунктах кустарная промышленность базировалась на исключительно местном сырье. Так главным камнем для поделок на мраморском заводе был мрамор, в Кунгуре и его округе – гипс и ангидрит, на гумешевском руднике – малахит, в Березовском заводе – горный хрусталь.

2.11. Каких из уральских мастеров по камню можно назвать особо выдающимися

Было бы неправильно утверждать, что уральские кустари были только ремесленниками. Немало среди них встречалось настоящих художников в полном понимании этого слова – художников камня. Их изделия всегда отличались тонкостью вкуса и совершенством исполнения, неизменно несли на себе черты подлинного искусства. Среди них можно назвать человека с большим природным даром А.К. Денисова - Уральского, который был беззаветно влюблен в Урал, его людей, природу и каменные богатства недр. Он был художником, прекрасным знатоком минералов, коллекционером, камнерезом, ювелиром, археологом, общественным деятелем. Его работы хранятся во многих музеях.

2.12. Какой камень на Урале можно назвать самым популярным и где он используется

Уральские мастера отличались изготовлением изделий из малахита. В ассортименте были мелкие предметы – пасхальные яйца, брелки, всевозможные вставки в ювелирные украшения. Как правило, такие изделия изготавливались из цельного камня. Пластинками малахита покрывались более крупные изделия: письменные приборы, вазы, шкатулки, столешницы. ИХ делали способом так называемой «русской мозаики». Секрет ее заключался в том, что все большие поверхности изделия набирали из отдельных малахитовых пластинок. Вся сложность выполняемой работы заключалась в том, что пластинки толщиной в 3-5 мм нужно было не только плотно подогнать, но и совместить рисунок текстуры так, чтобы он создавал впечатление, что объемное изделие выполнено из куска малахита. Малахитовые шкатулки стали своеобразной эмблемой уральского камнерезного искусства. Не случайно П.П.Бажов дал своей лучшей книге, сборнику уральских сказов, именно такое название «Малахитовая шкатулка».