Теория выделки (часть 3)

 

 

8.3. КРАШЕНИЕ ТОН-В-ТОН

При крашении тон-в-тон кожевая ткань и волосяной покров окрашиваются в один и тот же цвет. Выполнение крашения возможно двухванным или однованным способом. В первом случае крашение волосяного покрова и кожевой ткани осуществляется в разных ваннах. Сначала окрашивается волос по обычной схеме красителями Alizarine. При этом важно поддерживать температуру 65°С для обеспечения минимального закрашивания кожевой ткани. Увеличение сродства красителей к волосу и снижение их сродства к кожевой ткани достигается применением соответствующих выравнивателей: Level A или Level P.

После крашения волоса и промывки производится нейтрализация кожевой ткани формиатом и бикарбонатом натрия. Затем овчины промывают и направляют на крашение кожевой ткани. Для обеспечения чистоты цветового тона важно создать такие условия, при которых в первой ванне окрашивался бы только волосяной покров, а во второй – кожевая ткань. Поэтому во второй ванне процесс ведется при невысокой температуре: 30-32°С. Помимо температурного фактора сродство красителя так же, как и в первой ванне, регулируется введением вспомогательных веществ. В данном случае рекомендуются выравниватели Dye Assist EL и Dye Assist HW. Последний содержит в своем составе умягчители воды, поэтому его использование особенно эффективно в тех случаях, когда приходится работать с водой повышенной жесткости.

При крашении тон-в-тон могут применяться любые красители для кожевой ткани: Leather, Lowanil и Lowapel (ф-ла КВ-03).

Однованный способ крашения предполагает окрашивание волосяного покрова и кожевой ткани в одной ванне. Для реализации этого способа компания «Lowenstein» разработала специальную серию металлокомплексных красителей под названием Solow, включающую все основные цвета, в том числе, черный и коричневый. Схема обработки включает нейтрализацию, промывку и крашение. Для достижения интенсивной и равномерной окраски волосяного покрова и кожевой ткани необходимо строгое соблюдение температуры и рН раствора. Крашение ведется при температуре 65°С, понижение которой недопустимо, так как приведет к снижению насыщенности окраски волоса.

Регулирование рН достигается добавлением вспомогательного материала Dye Buffer A, представляющего собой смесь буферных веществ. Другим вспомогательным продуктом является неионогенный выравниватель и пенетратор Lowenol MMF, который особенно рекомендуется в сочетании с металлокомплексными красителями. Обработка полуфабриката в растворе вспомогательных веществ ведется в течение 30 минут, затем даются красители, а еще через 30 минут – жирующие материалы. Подкисление в конце крашения проводится обычным способом.

Однованный способ крашения более прост в исполнении и широко применяется на различных предприятиях, особенно, при крашении в черный и коричневый цвета (ф-лы КВ-04, КВ-05). Однако, вследствие того, что крашение ведется при высокой температуре, он не позволяет получить сквозное прокрашивание кожевой ткани. Тем не менее, благодаря использованию металлокомплексных красителей, достигается высокая прочность окраски.

Двухванный способ является более трудоемким, он требует большего расхода воды и большего ассортимента материалов. В то же время с его помощью можно получить любой цветовой тон и любую насыщенность окраски волосяного покрова и кожевой ткани. Кожевая ткань при этом прокрашивается более глубоко. Сокращение расхода воды и химических материалов при крашении двухванным способом возможно за счет проведения крашения кожевой ткани в барабанах при более низких ЖК.

8.4. НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ДВУХСТОРОННЕЙ ОТДЕЛКЕ МЕХА

Широчайший ассортимент красителей и вспомогательных веществ, предлагаемых компанией «Lowenstein», позволяет реализовать на меховом велюре разнообразные колористические эффекты: «Snow Top», «Brisa», верховое крашение, контрастное крашение волоса и кожевой ткани и др.

Для получения эффекта «Snow Top» (ф-ла КВ-07) рекомендуется двухванное крашение с использованием красителей Lowacene в первой ванне и красителей Leather и Lowanil во второй ванне. Красители Lowanil, хотя и дают некоторый оттенок на волосе, легко разрушаются под действием Bleach LCN-3 на стадии осветления кончиков волос. Особенностью крашения кожевой ткани в данном случае является использование в начале крашения не аммиака, а буферного материала Dye Buffer A. Как показали эксперименты, под действием аммиака смывается часть красителей Lowacene с волосяного покрова, в результате окраска волоса осветляется. Во избежание этого явления рекомендуется регулировать рН в начале крашения добавлением Dye Buffer A.

Для крашения велюра в черный цвет с эффектом «Snow Top» рекомендуется однованный способ с применением специально разработанного для этой цели красителя Solow Black ST (ф-ла КВ-06).

Осуществление эффекта «Brisa» возможно как двухванным, так и однованным способом. В первом случае для крашения волоса применяются красители Lowacene в сочетании с красителями Lowalan, а для крашения кожевой ткани – красители Leather и Lowanil с соответствующими выравнивателями. Осветление кончиков волос проводится при небольших концентрациях Bleach LCN-3. Для устранения непрореагировавшего продукта выполняют откатку с добавлением Drumming Solvent 14

Для повышения прочности и утемнения окраски кожевой ткани применяют полимерное покрытие на основе материала Napa Finish. Нанесение покрытия проводится после сушки, отделки и шлифования полуфабриката. Napa Finish представляет собой высококачественный пленкообразователь на основе полиуретанов для заключительной отделки кожевой ткани. Он обладает прекрасной морозостойкостью и высокой устойчивостью к трению. Napa Finish наносят распылением и прессуют при температуре около 75°С. Давление и длительность выдержки под прессом зависят от конструкции оборудования и требуемой степени блеска покрытия. После прессования кожевая ткань приобретает некоторую жесткость, которая устраняется разбивкой овчин в барабане.

Napa Finish смешивается с водой в любых соотношениях и может применяться с добавлением любых пигментных концентратов при многослойном нанесении. Такой способ отделки используется в тех случаях, когда требуется повысить интенсивность окраски поверхности кожевой ткани и в некоторой степени скрыть имеющиеся на ней дефекты. Расход пигментного концентрата составляет 5-10% от массы композиции (ф-ла КВ-08). Не следует путать отделку Napa Finish с многослойной многокомпонентной отделкой кож. Napa Finish применяется лишь для легкого покрывного крашения, позволяющего улучшить внешний вид кожевой ткани и облегчить уход за изделиями.

Весьма интересной является отделка кожевой ткани с эффектом «Sparkle». Для этой цели рекомендуются специальные пигменты высокой степени дисперсности под названием Lowapel Sparkle. Компания «Lowenstein» выпускает широкий спектр таких пигментов с различными оттенками золотистого, серебристого, медного, бронзового и некоторых фантазийных тонов. Высокая степень дисперсности пигментов исключает необходимость применения специальных диспергаторов и связующих. Пигменты можно непосредственно добавлять в смесь Napa Finish с водой и после тщательного перемешивания осуществлять нанесение полученной композиции распылением на поверхность кожевой ткани. Расход пигментов зависит от желаемого эффекта и составляет обычно 1-5 г/л (ф-ла КВ-09).

В последние годы все более широкое распространение находит двухсторонняя отделка («Double face») и на ценных видах пушнины, таких как шкурки норки, нутрии, бобра, а также на каракуле и шкурках кролика. В данном случае очень актуальной проблемой является наполнение кожевой ткани. С этой целью может быть рекомендован эффективный полимерный наполнитель Lowatan RPE, позволяющий получить кожевую ткань с хорошей шлифуемостью и не снижающий интенсивности окраски. Как и большинство материалов такого рода, он не устойчив в дубильных растворах. Поэтому наполнение производится совмещенно с жированием после хромового додубливания (ф-ла В-12). На ценных видах пушнины могут быть реализованы различные варианты двухсторонней отделки, которые описаны выше. Однако приведенные формулы не исчерпывают имеющихся возможностей в этом направлении. Это лишь основные принципы, знание которых позволяет находить с каждым днем все новые художественные решения, и открывать новые возможности использования пушно-мехового полуфабриката.