Сетевая экономика и проектирование информационных систем |
Страница 4 из 72
Характеристика информации как продукта и предмета труда Проблеме определения роли, места и специфики информации как экономического ресурса уделяется много внимания в научных разработках последнего времени. По мере своего развития экономика информационного общества начинает использовать в качестве одного из основных ресурсов постоянно обновляемые теоретические знания и различного рода сведения, которые являются необходимым условием эффективного использования экономикой остальных ресурсов. Структура совокупного спроса сдвигается в сторону информационных потребностей, которые всё более и более индивидуализируются. Совокупное предложение сдвигается в сторону увеличения информационных товаров и услуг. Основным предметом труда в сетевой экономике является информация. Это так называемая исходная или первичная информация. Именно на основе первичной, исходной информации создается информационный продукт, нужный для пользователя. Исходная информация, представляющая собой предмет труда, подвергается обработке (преобразованию) с помощью различных видов информационных технологий. Информация собирается, подвергается контролю, преобразуется, если это необходимо в машиночитаемую форму, накапливается (хранится), подвергается сортировке, компоновке (подбору), математической обработке, преобразуется в удобную для восприятия человеком форму (таблицы, графики, схемы), передается пользователю в требуемой форме. Таким образом, наряду с чертами, общими для предприятий материального производства, организациям, занятым производством информации, присущ ряд специфических особенностей:
Влияние некоторых характеристик информации на величину затрат, связанную с получением информации, а также на ее ценность, приведены в табл. 1.1. Здесь использован подход к экономической оценке информации на качественном уровне на основе анализа отношения затраты/эффективность. Таблица 1.1.
В практике обработки данных приняты следующие единицы измерения:
Эти единицы измерения лежат в основе определения объемов информационно-вычислительных услуг, предоставляемых пользователям. В процессе преобразования нашей экономики очень важны вопросы юридического характера по информационным правоотношениям. С одной стороны, согласно принятой в Российской Федерации Декларации прав и свобод человека и гражданина, "каждый человек имеет право искать, получать и распространять информацию". С другой стороны, ограничения этого права устанавливаются законом в целях охраны личной, профессиональной, коммерческой и государственной информации. На рис. 1.2 представлены элементы информационных правоотношений, где перечислены основные права, обязанности, ограничения прав на информацию и ответственность пользователя. Законодательство РФ устанавливает правовой режим формирования и использования информационных ресурсов. По возможностям защиты имущественных прав они приравнены к другим, в том числе материальным ресурсам. За исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ, информационные ресурсы могут быть товаром. На них распространяются права владения, пользования и распоряжения. На рис. 1.3 представлена классификация информационных ресурсов по признаку собственности, по доступу информации и ее использованию. Классификация информационных ресурсов проведена с учетом требований и в соответствии с Законом РФ "О государственной тайне". Порядок формирования и доступа к информационным ресурсам должны определяться их собственником или другим законным владельцем. В то же время определенные массивы информации, необходимые для обеспечения деятельности государства и общества, могут в установленном законом порядке изыматься из товарного обращения, что предусмотрено соответствующим законом РФ. Информационные ресурсы могут быть государственными и, как элемент состава имущества, находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Собственниками и владельцами информационных ресурсов на территории государства могут являться Российская Федерация, субъекты РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица РФ, а также иностранных государств и лиц без гражданства. !!!!!!!!!!!!!!! Рис. 1.3. Классификация информационных ресурсов(по признаку собственности, по доступу к информации и ее использованию) При создании единого информационного пространства РФ необходимо придерживаться государственных стандартов и классификаторов, использовать Единый государственный регистр предприятий и организаций. В рамках единого информационного пространства в приоритетном порядке необходимо формировать и вести государственный информационный регистр, содержащий сведения об организациях-держателях государственных, негосударственных и смешанных информационных ресурсов и по видам информационной продукции и услуг. Это может быть обеспечено путём создания:
Особое место в развитии информационных ресурсов и информационных систем занимает:
|