Сетевая экономика и проектирование информационных систем

 

Общая характеристика рынка информационных услуг и продуктов

Всё более значимым становится информационный рынок, где информация продаётся и покупается, а операции с информацией приносят прибыль и убытки. Соглашение о его либерализации, принятое Всемирной торговой организацией в конце 1996г., положило начало сетевой экономике.

Под рынком информационных услуг и продуктов принято понимать совокупность экономических, правовых и организационных отношений по торговле между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями). Рынок характеризуется определенной номенклатурой услуг и продуктов, предлагаемой на нём, а также условиями и механизмами их предоставления и ценами.

Формирование устойчивого и относительно обособленного мирового и национального рынка в информационной сфере началось в середине 50-х годов. С тех пор этот рынок получил значительное развитие, однако на нём в настоящее время наряду с недавно появившимися услугами и продуктами сохраняется большая часть традиционных услуг и продуктов. До середины 60-х годов основными поставщиками на этом рынке выступали службы новостей и агентства прессы, а также информационные службы банков, работающих на коммерческой основе. Кроме того, активно развивались информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государственных учреждений и учебных заведений (работающие преимущественно на некоммерческой основе). Услуги включали новости, распространяемые по телеграфным каналам, информационные издания, распространяемые по подписке (библиографическая, обзорно-аналитическая информация), библиотечное обслуживание и копирование первоисточников (по запросам, межбиблиотечному абонементу и т.п.).

С начала 60-х годов параллельно с рынком традиционных информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи данных. С середины 60-х до середины 70-х годов важным видом услуг на рынке информации стали базы данных, содержащие вначале библиографическую, фактографическую и справочную научно-техническую информацию, а в дальнейшем всё в большей степени торгово-экономическую, статистическую и профессиональную информацию. В рамках информационного рынка специалисты ЮНЕСКО выделяют три основных сектора:

  • информация, – то есть деятельность по подготовке и продаже информации;
  • информационные услуги, – то есть деятельность по обработке и распространению информации;
  • средства обработки информации, – то есть производство оборудования, необходимого для подготовки и распространения информации и информационных услуг.

Суммарный годовой оборот в рассматриваемой сфере к настоящему времени составляет по некоторым оценкам несколько триллионов долларов.

Рассмотренное выше деление информационной сферы на сектора удобно для анализа рынка, однако, не отражает всех особенностей взаимодействия существующих в этой сфере объектов и видов деятельности. В этом плане могут быть выделены виды деятельности, направленные на удовлетворение нужд конечных потребителей, информационные услуги и виды деятельности, обеспечивающие возможность функционирования сетевой экономики. Если говорить конкретно о секторе рынка средств обработки информации, то, в свою очередь, можно подразделить на:

  • рынок технических средств обработки информации, к которым относятся оборудование, необходимое для функционирования индустрии информации, такие как средства вычислительной техники, оборудование связи, множительная и полиграфическая техника и др.;
  • рынок программных средств промышленно-производственного назначения (к ним относятся программные изделия, которые имеют материальный носитель, являются творческим, авторским продуктом и используются как инструмент для решения задач пользователей);
  • рынок услуг, направленных на поддержание функционирования предприятий сетевой экономики (обслуживание и ремонт технических средств, сопровождение программного изделия, обучение работе на технических средствах, услуги по их продаже и т.п.).

Все эти классификации не абсолютны и довольно условны. Например, персональный компьютер, относящийся к техническим средствам обработки информации, может быть продуктом потребления конечного пользователя для решения своих задач с использованием программных продуктов.

Что касается деятельности по подготовке информации, то традиционно выделяют три обособленных сегмента:

  • деловая информация:
    • биржевая и финансовая: информация о котировке ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынке товаров и капиталов, инвестициях, ценах и т.п., представляемая биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями, банками;
    • экономическая и статистическая: экономическая, демографическая, социальная информация в виде рядов динамики, прогнозных моделей и оценок, предоставляемая государственными службами, а также компаниями, занятыми соответствующими исследованиями, с разработками и консалтингом;
  • коммерческая:
    • информация о деятельности компаний, фирм, предприятий, направлениях работы и связях, сделках, руководителях, представляемая как самими фирмами, так и организациями, специализирующимися на маркетинге, консалтинге и т.п.
    • деловые новости в области экономики, бизнеса, представляемые специальными государственными или частными службами;
  • информация для специалистов:
    • профессиональная информация: специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, инженеров, преподавателей и т.п.
    • научно-техническая информация – документы, библиография, реферативные сборники, справочная информация и данные в области фундаментальных и прикладных естественных, общественных и технических наук, отраслей производства и сфер человеческой деятельности;
    • первоисточники, доступ к которым осуществляется через библиотеки и специальные службы, и предоставляются в виде фотокопий и микрокопий и т.п.;
  • массовая потребительская информация:
    • новости и литература: информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;
    • потребительская и развлекательная информация, ориентированная на домашнее использование (общие и местные новости, погода, расписание транспорта, предложения по обмену, услугам, путешествия, дачи для аренды, прокат товаров и т.п.).

С появлением информационных продуктов и услуг в экономике России сформировался соответствующий российский информационный рынок (ИР), характеризующийся своими особенностями, проблемами и тенденциями развития и оказывающий существенное и постоянно растущее воздействие на общеэкономическую ситуацию.

В составе российского ИР можно выделить следующие основные сектора:

  • рынок информационных и коммуникационных технологий (ИиКТ);
  • рынок информационных продуктов и услуг;
  • рынок программных продуктов;
  • рынок телекоммуникаций и средств связи;
  • рынок средств информатизации (ЭВМ различных типов, периферийное оборудование, оргтехника, комплектующие и принадлежности).

На информационном рынке информационные и телекоммуникационные технологии могут выступать в различном качестве:

  • как товар. В этом случае они являются продуктами потребления различных субъектов рыночных отношений;
  • как средство производства товаров и услуг. В этом случае они являются производственными ресурсами предприятий различной отраслевой принадлежности;
  • как основа для слияния различных сфер производства и потребления продуктов и услуг;
  • как один из системообразующих элементов информационного пространства являющегося основой для развития национальной информационной инфраструктуры.

Продолжает усиливаться тенденция на расширение рынка интерактивных информационных услуг. В целом этот подсектор информационного рынка представляется прибыльным видом бизнеса и может быть условно подразделён на пять направлений:

  • рассылка вопросников пользователям;
  • работа непосредственно с потребителями через организацию специальных встреч с пользователями для выявления необходимости разработки и внедрения новых программных продуктов. В Западной Европе с начала 80-х годов в рамках развития информационного рынка осуществлялся целый комплекс рекламных, пропагандистских и маркетинговых мероприятий, организовывались специальные выставки и группы пропаганды возможностей диалогового доступа;
  • высокоспециализированный сектор рынка, прежде всего ориентированный на деловую сферу, который имеет потенциал роста, так как пока не пришел к насыщению;
  • сектор рынка услуг для обеспечения управленческих решений, который представляется наиболее обещающим для развития, так как способствует переходу от обработки информации внутри организации к использованию внешних систем, предлагающих более привлекательный набор услуг;
  • домашний рынок представляется самым значительным, и может стать экономически эффективным, слившись с новым сектором услуг – электронных сделок – платежей, банковских операций, покупок.

Учитывая, что основным препятствием к широкому внедрению услуг диалогового доступа являются не цены, а ограниченный круг лиц, умеющих использовать возможности информационной системы, в качестве одной из своих основных задач специалисты считают необходимым привлечение в этот сектор конечных пользователей

В качестве средств маркетинговых услуг диалогового доступа рассматриваются:

  • организация обучения пользователей;
  • организация справочной службы;
  • выпуск бюллетеней новостей.

Российская индустрия интерактивных услуг не столь развита, как на Западе, что объясняется теми историческими условиями, в которых происходило ее формирование и прежде всего в централизованном управлении и низком уровне рыночных связей. В результате этого спрос на интерактивные услуги носил неизбежно ограниченный характер, так как был направлен не на финансово-экономическую, а на научно-техническую информацию. Высокая цена на технические средства относительно заработной платы препятствовала замене рутинного (ручного) поиска информации поиском с использованием новых информационных технологий. Кроме того, слабое развитие телекоммуникаций, главным образом из-за дефицита каналов связи и сетевого оборудования, также не позволяло внедрять широко интерактивные услуги. Российская индустрия интерактивных услуг развивалась как система некоммерческих информационных ресурсов, объединенных в ведомственные сети. С начала 90-х годов идет активная коммерциализация индустрии информации и постепенно складывается структура, весьма похожая на ту, что характерна для международного рынка. В последнее время увеличивается удельный вес деловой (коммерческой) информации, что отражает растущий спрос со стороны участников формирующегося рынка.

Основными видами отечественных производителей являются: специалисты, проводящие поиск в интересах своих организаций, научные работники, административные работники.

В целом существует благоприятная тенденция в развитии отечественных интерактивных услуг. В настоящее время предпринимаются активные усилия по ускоренному развитию телекоммуникаций, (в том числе при помощи спутниковой связи); увеличивается число отечественных организаций, имеющих выход на сети передачи данных. Формирование отечественного рынка и его интеграция в мировую экономику будут способствовать росту спроса на оперативную информацию делового характера, а конвертируемость рубля создаст предпосылки доступа к зарубежным информационным ресурсам.

Рассмотренная классификация не охватывает полностью существующий информационный рынок. Имеются такие важные направления работ, как подготовка источников информации, оказание специальных услуг библиотек и архивов, осуществление перевода с иностранных (на иностранные) языков, разработка информационных систем и т.п.

Тем не менее, можно попытаться представить хотя бы укрупнённую структуру информационного рынка России (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Укрупненная товарная структура информационного рынка.

Приведённая выше структура позволяет в общем виде понять взаимосвязь между материальной и нематериальной продукцией в сетевой экономике.

Российский информационный рынок имеет свои характерные особенности, существенно отличающие его от зарубежных информационных рынков:

  • отсутствие стабильности;
  • неоднородность информационного рынка в разрезе регионов страны;
  • слабая развитость сектора личного потребления;
  • отказ государства от функционирования на информационном рынке в качестве производителя;
  • низкая информационно-правовая культура общества в целом;
  • недостаточное развитие и неэффективность информационной инфраструктуры;
  • отставание в области информационных технологий и развития средств вычислительной техники;
  • недостаточная финансовая поддержка научных исследований в области информатизации.

Однако в настоящее время российский рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов и услуг (информационный рынок) – один из наиболее динамичных секторов российского рынка. Сегодня всё программно-техническое обеспечение процессов информатизации и развития телекоммуникаций обеспечивается российским информационным рынком, на котором все новейшие средства и технологии появляются практически одновременно с их появлением на зарубежных рынках.

Всё это внушает надежду на достаточно быстрое преодоление Россией отставания от развитых стран мира.

Вопросы для самопроверки

  1. Почему информатизация приводит к увеличению информационной составляющей затрат на производство продукции?
  2. Как можно классифицировать информационные сети по уровню интеграции?
  3. Перечислите тенденции развития сетевой экономики.
  4. В чем состоит принцип экспоненциального развития сетевой экономики?
  5. В чем состоит принцип обратного ценообразования в сетевой экономике?
  6. Перечислите основные потребности современного общества в информационных услугах.
  7. Как классифицируется продукция и услуги в сетевой экономике?
  8. Назовите особенности производства информационных продуктов.
  9. В каких единицах измеряется экономическая информация?
  10. Назовите основные секторы в составе российского информационного рынка.
  11. Оцените товарную структуру информационного рынка.
  12. Зачем нужны информационные посредники?