Сетевая экономика и проектирование информационных систем |
Страница 53 из 72
Интеграция информационных систем Реинжиниринг бизнес-процессов на основе интегрированных информационных систем Эффективная координация хозяйственной деятельности отдельных структурных единиц сложной организационно- экономической системы предусматривает использование концепции процессного подхода в управлении. Эта концепция предполагает установление нескольких деловых процессов (бизнес-процессов), проходящих через все взаимодействующие структурные единицы организационно-экономической системы (предприятия, корпорации, и т.д.). Схематически сквозные процессы в управлении представлены на рис. 3.1. Бизнес-процесс представляет собой взаимосвязанную упорядоченную последовательность операций, объединенных общей целью и характеризующуюся определенным входом и выходом. Рассмотрим классификацию бизнес-процессов. Можно выделить четыре класса бизнес-процессов. !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Рис. 3.1 Процессный подход в управлении Основные бизнес-процессы предназначены для производства товаров или услуг (работ) на основе затрат ресурсов. Эти процессы состоят из операций, предусмотренных технологией и организацией производства. Обеспечивающие бизнес-процессы призваны обеспечить основные бизнес-процессы производственными ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми, информационными). Как основные, так и обеспечивающие бизнес-процессы относятся к исполнительской деятельности объекта управления. Бизнес-процессы управления и информационных технологий относятся к деятельности субъекта управления. Они призваны управлять прочими бизнес-процессами на основе информационных технологий. В их состав входят такие операции (функции управления), как организация, планирование, учет, контроль и анализ деятельности всех взаимодействующих структурных единиц, а также необходимые при этом операции сбора, хранения, обработки и выдачи информации. Бизнес-процессы управления и информационных технологий связаны с остальными бизнес-процессами в рамках каждой структурной единицы. В качестве инструментальных средств управления бизнес-процессами используются информационные системы класса work-flow, то есть информационные системы управления потоками работ. Если основные и обеспечивающие бизнес-процессы относятся к текущей деятельности хозяйствующего субъекта, то бизнес-процессы направлены на перспективу: совершенствования продукции, инновационную и инвестиционную деятельность, конструкторскую и технологическую подготовку нового производства. Бизнес-процессы управления информационных технологий оказывают воздействие на бизнес-процессы развития в рамках стратегического управления. Процессный подход в управлении возможен только на основе интегрированной (корпоративной) информационной системы, охватвывающей все взаимосвязанные структурные единицы корпорации. Внедрению такой интегрированной информационной системы должен предшествовать тщательный анализ и перепроектирование (реинжиниринг) бизнес-процессов с целью существенного повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности корпорации. Классическое определение реинжиниринга, которое сформулировали М. Хаммер и Дж. Чампи, - это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких скачкообразных улучшений в решающих, современных показателях деятельности компании, таких, как стоимость, качество, сервис и темпы. Основными принципами реинжиниринга бизнес-процессов являются следующие:
Для проектирования бизнес-процессов используется инженерный подход с привлечением количественных оценок. Основными показателями эффективной организации бизнес-процесса являются стоимостные и временные затраты на его осуществление, а также качество полученной в результате продукции. В качестве инструментальных средств моделирования бизнес-процессов используются CASE-средства, обеспечивающие графическое представление процессов и функционально-стоимостной анализ, инструментальные средства имитационного моделирования, а также математические методы оптимизации. Принципы и особенности проектирования интегрированных информационных систем Интегрированная (корпоративная) информационная система (КИС) представляет собой объединение информационных систем в различных сферах деятельности одного или нескольких хозяйствующих субъектов. Применительно к промышленному предприятию состав систем, составляющих интегрированную систему, во взаимосвязи с пользователями на различных уровнях управления, может быть представлен в виде следующей пирамиды (рис. 3.2). На этом рисунке приняты следующие обозначения: !!!!!!!!!!!!!!!!!! Рис. 3.2. Связь классов информационных систем с уровнями функциональных задач
Следует заметить, что интеграции подлежат информационные системы как в сфере управления, так и в сфере исполнения определенной работы. Интеграция функциональной части системы предполагает решение сквозных задач, охватывающих несколько информационных систем (подсистем интегрированной системы). Эти сквозные задачи должны отвечать общим критериям эффективности деятельности предприятия и соответствовать процессному подходу в управлении. В качестве интегратора могут выступать ресурсы, например, материальные потоки. В настоящее время за рубежом и в нашей стране развивается наука об управлении материальными потоками и связанными с ними информационными и финансовыми потоками – логистика. Интегрированные логистические системы охватывают управление и обеспечивают синхронизацию в движении материальных потоков от поставщиков предприятия, внутри подразделений предприятия (склады-цеха-склады) и до потребителей через дистрибутивную сеть. За счет синхронизации снижаются запасы на складах, объем незавершенного производства в цехах и повышается гибкость в ответ на требования рынка.
|