Сетевая экономика и проектирование информационных систем

 

Интеграция информационных систем

Реинжиниринг бизнес-процессов на основе интегрированных информационных систем

Эффективная координация хозяйственной деятельности отдельных структурных единиц сложной организационно- экономической системы предусматривает использование концепции процессного подхода в управлении. Эта концепция предполагает установление нескольких деловых процессов (бизнес-процессов), проходящих через все взаимодействующие структурные единицы организационно-экономической системы (предприятия, корпорации, и т.д.).

Схематически сквозные процессы в управлении представлены на рис. 3.1.

Бизнес-процесс представляет собой взаимосвязанную упорядоченную последовательность операций, объединенных общей целью и характеризующуюся определенным входом и выходом.

Рассмотрим классификацию бизнес-процессов.

Можно выделить четыре класса бизнес-процессов.

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Рис. 3.1 Процессный подход в управлении

Основные бизнес-процессы предназначены для производства товаров или услуг (работ) на основе затрат ресурсов. Эти процессы состоят из операций, предусмотренных технологией и организацией производства.

Обеспечивающие бизнес-процессы призваны обеспечить основные бизнес-процессы производственными ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми, информационными).

Как основные, так и обеспечивающие бизнес-процессы относятся к исполнительской деятельности объекта управления.

Бизнес-процессы управления и информационных технологий относятся к деятельности субъекта управления. Они призваны управлять прочими бизнес-процессами на основе информационных технологий. В их состав входят такие операции (функции управления), как организация, планирование, учет, контроль и анализ деятельности всех взаимодействующих структурных единиц, а также необходимые при этом операции сбора, хранения, обработки и выдачи информации. Бизнес-процессы управления и информационных технологий связаны с остальными бизнес-процессами в рамках каждой структурной единицы.

В качестве инструментальных средств управления бизнес-процессами используются информационные системы класса work-flow, то есть информационные системы управления потоками работ.

Если основные и обеспечивающие бизнес-процессы относятся к текущей деятельности хозяйствующего субъекта, то бизнес-процессы направлены на перспективу: совершенствования продукции, инновационную и инвестиционную деятельность, конструкторскую и технологическую подготовку нового производства. Бизнес-процессы управления информационных технологий оказывают воздействие на бизнес-процессы развития в рамках стратегического управления.

Процессный подход в управлении возможен только на основе интегрированной (корпоративной) информационной системы, охватвывающей все взаимосвязанные структурные единицы корпорации.

Внедрению такой интегрированной информационной системы должен предшествовать тщательный анализ и перепроектирование (реинжиниринг) бизнес-процессов с целью существенного повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности корпорации.

Классическое определение реинжиниринга, которое сформулировали М. Хаммер и Дж. Чампи, - это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких скачкообразных улучшений в решающих, современных показателях деятельности компании, таких, как стоимость, качество, сервис и темпы.

Основными принципами реинжиниринга бизнес-процессов являются следующие:

  • «горизонтальное» сжатие процесса, при котором несколько операций объединяются в одну и достигается универсализация исполнителей;
  • «вертикальное» сжатие процесса, при котором исполнители получают больше самостоятельности в принятии решений и контролируют ход процесса, а не только результат;
  • организация рабочих групп для выполнения процесса под руководством менеджера («хозяина») процесса;
  • организация взаимодействия территориально-распределенных структур (виртуальных корпораций) на основе Internet-технологий;
  • обеспечение единой точки контакта процесса с заказчиком;
  • распараллеливание процессов для экономии времени при сохранении необходимых взаимосвязей между ними;
  • многовариантный подход к организации процессов.

Для проектирования бизнес-процессов используется инженерный подход с привлечением количественных оценок.

Основными показателями эффективной организации бизнес-процесса являются стоимостные и временные затраты на его осуществление, а также качество полученной в результате продукции.

В качестве инструментальных средств моделирования бизнес-процессов используются CASE-средства, обеспечивающие графическое представление процессов и функционально-стоимостной анализ, инструментальные средства имитационного моделирования, а также математические методы оптимизации.

Принципы и особенности проектирования интегрированных информационных систем

Интегрированная (корпоративная) информационная система (КИС) представляет собой объединение информационных систем в различных сферах деятельности одного или нескольких хозяйствующих субъектов.

Применительно к промышленному предприятию состав систем, составляющих интегрированную систему, во взаимосвязи с пользователями на различных уровнях управления, может быть представлен в виде следующей пирамиды (рис. 3.2). На этом рисунке приняты следующие обозначения:

!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Рис. 3.2. Связь классов информационных систем с уровнями функциональных задач

  1. АС – административные системы (Executive Support Systems – ESS);
  2. СППР – системы поддержки принятия решений (Decision Support Systems – DSS) для решения возникающих проблем;
  3. УИС – управленческие информационные системы (Management Information Systems – MIS) для решения повторяющихся задач;
  4. СОЗ – системы обработки знаний (Knowledge Work Systems – KWS);
  5. ОАС – офисные автоматизированные системы (Office Automation Systems – OAS);
  6. СОО – системы обработки операций (Transaction Processing Systems – TPS );
  7. МВУ – менеджеры верхнего уровня;
  8. МСУ – менеджеры среднего уровня;
  9. ИТР – инженерно-технические работники, служащие;
  10. МНУ – менеджеры нижнего уровня, рабочие, операторы.

Следует заметить, что интеграции подлежат информационные системы как в сфере управления, так и в сфере исполнения определенной работы.

Интеграция функциональной части системы предполагает решение сквозных задач, охватывающих несколько информационных систем (подсистем интегрированной системы). Эти сквозные задачи должны отвечать общим критериям эффективности деятельности предприятия и соответствовать процессному подходу в управлении.

В качестве интегратора могут выступать ресурсы, например, материальные потоки. В настоящее время за рубежом и в нашей стране развивается наука об управлении материальными потоками и связанными с ними информационными и финансовыми потоками – логистика.

Интегрированные логистические системы охватывают управление и обеспечивают синхронизацию в движении материальных потоков от поставщиков предприятия, внутри подразделений предприятия (склады-цеха-склады) и до потребителей через дистрибутивную сеть. За счет синхронизации снижаются запасы на складах, объем незавершенного производства в цехах и повышается гибкость в ответ на требования рынка.