Сетевая экономика и проектирование информационных систем

Технология модельно-ориентированного проектирования

Технология модельно-ориентированного проектирования основана на конфигурации информационной системы с применением модельного подхода. Для этого необходимы три основные компоненты:

  • требуемая модель информационной системы (to be);
  • модель типовой информационной системы;
  • программный компонент, настраивающий типовую модель в соответствии с требуемой моделью.

Описание технологии модельно-ориентированного проектирования рассмотрим на примере конфигурирования информационной системы SAP R/3 с использованием CASE средства ARIS.

Схематично взаимосвязь основных компонентов модельно – ориентированного проектирования представлена на рисунке 5.7.

Внедрение SAP R/3 осуществляется в несколько этапов:

Рис. 5.7. Взаимосвязь основных компонентов модельно-риентированного проектирования на примере конфигурирования информационной системы SAP R/3 с использованием CASE – средства ARIS

Вначале, используя ARIS Easy Design на локальных рабочих местах, словесно описываются бизнес-процессы, строятся модели описываемых бизнес процессов. Модель бизнес -процесса представляется в виде функций (операций) процесса и условиями их исполнения. Для каждой функции бизнес-процесса описываются входящая и исходящая документация и исполнители этого процесса.

На данном этапе объединяются фрагменты моделей бизнес - процессов, разрабатываемые на локальных рабочих местах с использованием ARIS Easy Design. Сводная информация помещается в единую базу данных (репозиторий), что в свою очередь обеспечивает непротиворечивость собираемой информации. Используя ARIS Toolset, производится анализ стоимости выполнения и моделирование работы описанных бизнес - процессов.

С использованием ASAP формируются референтные модели и соответствующая база данных, которая содержит документацию по настройке и разработке различных вариантов системы SAP R/3. Здесь же содержится описание бизнес-процессов, при условии их реализации в SAP R/3.

Репозиторий SAP R/3 содержит базовую (ссылочную) модель системы, а также типовые модели, соответствующие конфигурации системы применительно к различным отраслям и подотраслям народного хозяйства (машиностроение, энергетика, банковское дело, образование и т.д.), а также типам производства (массовое, серийное, индивидуальное). Как базовые так и типовые модели включают в себя функциональную модель, модель бизнес - процессов, модель объектов (данных), организационную модель. Как видно из этого перечня структура базовых и типовых моделей соответствует структуре «Домика профессора Шеера». Функциональная модель носит иерархический характер, т.е. функциональная часть информационной системы с помощью этой модели представляется в виде функциональных подсистем, комплексов задач и отдельных задач.

Функциональная декомпозиция завершается тогда, когда на нижнем уровне возможно описание бизнес – процесса решения функциональных задачи. Наличие модели объектов (данных) позволяют компоновать новую конфигурацию системы из списка ранее специфицированных объектов. Организационная модель связывает функциональную, процессную и объектную модели с организационной структурой управления.

Совокупность моделей типовой информационной системы постоянно расширяется и продается заказчику как репозиторий знаний о методах и алгоритмах управления в различных условиях.

С помощью ARIS for mySAP.com можно осуществить перенос моделей из репозитория R/3 в репозиторий ARIS, далее следует протестировать моделируемые бизнес-процессы путем непосредственного вызова из моделей соответствующих транзакций SAP R/3. После этого можно перенести модели в репозиторий R/3.

Рассмотрим подробнее возможности упомянутых программных средств.

ARIS Easy Design позволяет описать бизнес-процессы и значительно повысить их прозрачность, а следовательно, и уровень управляемости. При помощи этого инструмента сотрудники компании могут документировать знания о бизнес - процессах в графическом виде. Простые методы визуализации позволяют эффективно структурировать и представлять всю необходимую информацию. Модели процессов, получаемые с помощью ARIS Easy Design, используются во всех проектах, связанных с оптимизацией процессов, организационными изменениями, внедрением ИТ-решений. Имеется возможность для подготовки презентаций и создания отчетов о состоянии бизнес-процессов на основании информации, содержащейся в моделях. Также существует возможность автоматически генерировать должностные инструкции, регламенты выполнения процессов и другие внутрикорпоративные документы и формы.

ARIS Easy Design предоставляет возможность подразделениям компании документировать бизнес-процессы, в выполнение которых они вовлечены.

ARIS Easy Design в начале работы выбирает те методы, которые необходимы для описания заданных аспектов вашей деятельности. Затем строит модели, которые потребуются для решения поставленной задачи, описывая бизнес-процессы, документы, финансовые и материальные потоки, организационную структуру. Пользователям предоставляются заранее определенные наборы символов, наряду с которыми они могут вводить свои собственные обозначения.

На рис. 5.8 показана модель процесса, построенная с помощью одного из основных методов ARIS — событийной цепочки процесса (extended Event Driven Process Chain). Представлены последовательность функций (операций) процесса и условия их выполнения. Для каждой функции описаны исполнители, а также входящие и исходящие документы. К модели в виде значков прикреплены документы, которые вы можете открыть прямо в ARIS.

ARIS Easy Design позволяет интегрировать мультимедийные объекты, такие как текст, презентации, видеофрагменты и интернет-ссылки, прямо в модели бизнес-процессов. Пользователи могут проектировать бизнес - процессы, размещать объекты и связи, используя удобный графический интерфейс. ARIS Easy Design, в отличие от простых графических средств представления, хранит информацию о бизнес-процессах в единой базе данных, что позволяет производить оценки эффективности бизнес-процессов по заранее определенным формам отчетов.

ARIS Toolset предназначен для выполнения проектов по реинжинирингу и совершенствованию бизнес-процессов. Он позволяет документировать бизнес-процессы, проводить их анализ и дальнейшую оптимизацию.

Рис. 5.8. Фрагмент модели процесса в ARIS Easy Design

Этот программный продукт можно успешно использовать для разработки решений в области повышения прозрачности бизнеса при проведении работ по тщательному анализу и документированию процессов, а также по реинжинирингу и оптимизации бизнес-процессов.

Он обеспечивает профессиональную поддержку при решении вопросов, связанных с организационным развитием компаний, внедрением различных управленческих и информационных технологий.