Сетевая экономика и проектирование информационных систем |
Страница 49 из 72
Существуют следующие формы предметной части первичных документов: анкетная, зональная, табличная. Анкетная форма – это последовательность вопросов и ответов. Пример – личная карточка (рис. 2.7).
Рис. 2.7 Анкетная форма Вопрос – это наименование реквизита. Ответ – это значение реквизита и кодовое обозначение. Кодовые обозначения, которые предстоит вводить в машину, выделяются утолщенными линиями. Анкетная форма самая простая из всех по логике. Отрицательным свойством является одинаковая ширина колонок и неудобство ввода информации по вертикали. Зональная форма предусматривает выделение в документе отдельных зон, в которых располагаются логически взаимосвязанные реквизиты. Пример – инвентарная карточка учета основных фондов (рис. 2.8). !!!!!!!!!!!! Рис. 2.8. Зональная форма Табличная форма является наиболее компактной. Наименования реквизитов стоят во главе столбцов, а значения – находятся в графо-клетках. Пример – номенклатура-ценник материалов (рис. 2.9).
Рис. 2.9. Табличная форма Существуют комбинированные формы представления предметной части. После составления проекта документа необходимо его согласовать с пользователем. Рекомендуется оставлять на бланке документа место для примечаний. Размеры графо-клеток должны соответствовать обозначениям реквизитов (с учетом машинного заполнения). А сам размер бланка документа должен быть стандартным. Проектирование пользовательского интерфейса Пользовательский интерфейс или человеко-машинный диалог - это набор приемов взаимодействия с компьютером. Грамотно построенный интерфейс сокращает число ошибок и способствует тому, что пользователь чувствует себя с системой комфортнее. От этого, в конечном итоге, зависит производительность работы – основной показатель качества пользовательского интерфейса. Потому пользовательский интерфейс необходимо проектировать так, чтобы было обеспечено максимальное удобство пользователям в работе с данной программой. Т.е. в программе должны быть заложены:
Проектирование человеко-машинного диалога начинается с выбора диалогового языка. Классификация диалоговых языков представлена на рис. 2.10. Рис. 2.10. Классификация диалоговых языков Признаком классификации на верхнем уровне является роль человека в диалоге, которая может быть ведущей и ведомой. В запросных языках инициатива за человеком, а в ответных — за машиной. Выбор диалогового языка должен осуществляться с ориентацией на пользователя, а диалог должен проектироваться с учетом принципа "дружественности". Если программист-профессионал легко пользуется командными языками, то пользователь-непрограммист обычно предпочитает меню. В настоящее время человеко-машинный диалог чате всего осуществляется на основе WIMF-интерфейса, реализуемого операционной системой Windows. Аббревиатура WIMF (Windows Image Menu Pointer) означает Окна, Образ, Меню, Указатель. При этом в окнах на экране компьютера присутствуют кнопки-пиктограммы и световые меню, которые выбираются указателем. В перспективе предусматривается распространение интерфейса, включающего в себя речевые команды - SlLK-интерфейса (Spich-Речь, Image-Образ, Language-Язык, Knowledge-Знание). Проектирование человеко-машинного диалога должно заканчиваться составлением модели диалога, отражающей порядок работы пользователя с ЭВМ. Модель человеко-машинного диалога в укрупненном виде можно представить как разновидность информационно-технологической схемы, включающей в себя последовательность основных этапов обработки информации с указанием для каждого этапа той информации, которую должен вводить человек и тех диалоговых окон, которые предлагает машина для информационной поддержки принятия решении и ввода информации Детальная модель человеко-машинного диалога может быть представлена в виде сетевого графика, вершинами которого являются диалоговые окна с указанием состава вводимой и выводимой информации, а дуги соответствуют условиям перехода между окнами. Основные компоненты пользовательского интерфейса – это то, что пользователь видит на экране. Рассмотрим проектирование основных компонентов пользовательского интерфейса, к которым относятся: меню, экранные формы и отчеты.
|