Сетевая экономика и проектирование информационных систем

 

Проектирование иерархического меню

Порядок проектирования меню предусматривает следующую последовательность работ:

  • проектирование содержания меню;
  • проектирование формы меню;
  • программное обеспечение меню.

Проектирование содержания меню требует изучения предметной области и обоснования состава задач, образующих функциональную часть системы, и их иерархической взаимосвязи. Для этого требуется выяснить должностные обязанности пользователя системы, которые зависят от назначений подразделения, в котором он работает. А место и роль подразделения, и свою очередь, зависит от характеристик предприятия в целом.

Таблица 2.3

!!!!!!!!!!!!!!!

Выбор пункта меню может завершаться:

  • появлением на экране меню нижнего уровня;
  • выполнением команды (например, возвратом в системное меню);
  • выполнением процедуры (например, процедуры ввода или вывода информации, функциональной обработки);
  • появлением «заглушки» — сообщения о том, что данный пункт еще не реализован, или же другого комментария.

Итоги работы по содержательному проектированию меню могут быть представлены в виде таблицы, пример которой (табл. 2.3) для АРМ склада приведен ниже.

В главном меню следует предусмотреть пункт «ВЫХОД», который позволяет вернуться к системному меню, что удобно при отладке системы.

Рассмотрим вопросы проектирования формы меню.

Иерархическое меню обычно содержит главное меню в виде горизонтально расположенной линейки. Выбор пункта этого меню приводит к появлению всплывающего меню. Выбор пункта всплывающего меню может вызвать появление каскадного меню. Все меню, начиная с третьего уровня, называются каскадными. Свое название они получили потому, что располагаются на экране уступами, частично перекрывая друг друга.

Существует ряд правил, которыми следует руководствоваться при проектировании меню. Эти правила соответствуют международным стандартам по проектированию пользовательского интерфейса. Один из этих стандартов — CUA (Common User Access).

Назовем следующие рекомендации;

Количество уровней в меню должно быть не более 2-3.

Пользователь должен знать, в какой точке иерархического меню он находится, то есть следы предыдущих уровней должны оставаться.

Пункты меню не нумеруются.

Название пунктов горизонтального меню должно быть коротким — из одного слова.

Заглавной должна быть только первая буква названия пункта.

Пункт меню может быть выбран по первой (выделенной) букве его названия. Если первая буква названия пункта меню не является уникальной, то можно назначить любую выделенную букву.

Для выбора пункта всплывающего меню может быть предназначена «горячая» клавиша (hot key), поскольку путь к нему через главное меню может быть долгим.

Пункты, к которым часто обращаются, должны быть расположены в начале меню. Если присутствует пункт «Помощь», то он располагается в начале главного меню, а пункт «Выход» — в конце.

Логически взаимосвязанные пункты всплывающего меню объединяются в группы сплошной горизонтальной линией и могут получить свои подзаголовки.

При формировании меню может быть выбрана цветовая схема (color scheme). Вертикальное (всплывающее) меню может быть выделено тенью (shadow).

Проектирование экранных форм

Экранные формы в настоящее время образуют основу интерфейса в человеко-машинном диалоге.

Порядок проектирования экранной формы подразумевает следующие этапы:

  • проектирование содержания экранной формы;
  • проектирование ее формы представления (формы экрана);
  • программное обеспечение экранной формы.

Содержание экранной формы зависит от ее назначения. По назначению можно выделить четыре класса экранных форм:

  • для ввода информации в базу данных, то есть для формирования и ведения базы данных;
  • для ввода параметров обработки информации по задаче и идентификаторов запросов (условия выборки);
  • для вывода результатов решения задачи (отчётов) и справочной информации;
  • комбинированные экранные формы, предусматривающие многоцелевое назначение (диалоговые окна).

Проектирование сценария диалогового режима решения задачи состоит в разработке взаимосвязанной последовательности экранных форм и правил перехода между ними.

Содержание экранных форм должно отвечать принципу «дружественности»: обозначения реквизитов должны быть представлены на русском языке в соответствии с привычной для пользователя терминологией, процесс ввода информации должен сопровождаться подсказками и контролем.

Следует обратить особое внимание на контроль правильности вводимой информации, поскольку основная доля ошибок происходит по вине пользователя, а не машины.

Универсальным методом контроля является визуальный контроль. Для этого необходимо предусмотреть предварительный ввод информации во временные переменные, иначе исправление ошибки потребует корректировки файла.

Контроль количественных реквизитов может состоять в проверке на соответствие области допустимых значений (табл. 2.4).

Таблица 2.4.

Контроль реквизитов-признаков можно осуществлять путем проверки на соответствие таблице разрешенных значений. Повышение достоверности при вводе реквизитов-признаков может быть достигнуто за счет того, что они не вводятся с клавиатуры, а выбираются из предложенного на экране списка (List).

Используются также методы контрольных сумм, верификации, форматный и логический контроль.

Результатом проектирования содержания экранной формы является ее реквизитный состав с указанием методов контроля и связи с файлами базы данных (табл. 2.5).

Таблица 2.5

Заголовок экранной формы содержит ее наименование и характеризует путь к ней по иерархическому меню. Обычно заголовок располагается в верхней строке экрана.

Предметная часть экранной формы предназначена для размещения вводимой или выводимой информации, идентификаторов объектов, значений показателей, параметров обработки и выборки и т.д. Предметная часть строится по анкетной, зональной или табличной форме. Рекомендуется форму предметной части для ввода информации проектировать по аналогии с формой первичного документа. Конечному пользователю удобнее работать с такой экранной формой, которая напоминает ему первичную форму бумажного документа.

Зона управляющих элементов включает в себя различные виды меню. Это зона действий (транзакций) конечного пользователя.

Зона сообщений содержит подсказки и сообщения об ошибках. Обычно она занимает нижнюю строку экрана.