Главное меню

Карта сайта
Главная
Курсовые работы
Отчеты по практикам
Лабораторные работы
Методические пособия
Рефераты
Дипломы
Лекции



Автоматизированное проектирование судовых энергетических установок

 

База данных по вспомогательному оборудованию систем СЭУ.

В табл.3.16 приведен пример результатов функционального проек­тирования систем СЭУ. Данная информация, рассчитываемая с целью определения составляющих нагрузки судовой электростанции и вспомо­гательной котельной установки, является также входной информацией для выбора этого оборудования при комплектовании СЭУ вспомогатель­ным оборудованием систем.

Таблица 3.16 Результаты функционального проектирования систем СЭУ

J Наименование переменной R Значение
1 Часовой расход топлива т/ч 0,979491
2 Объем расходной цистерны тяжелого топлива м3 17,741732
3 Объем расходной цистерны легкого топлива м3 3,548346
4 Объем смесительной цистерны м3 0,176308
5 Подача топливоподкачивающего насоса (ТПН) т/ч 1,75
6 Напор ТПН МПа 0,4
7 Мощность ТПН кВт 0,292
8 Подача циркуляционного топливного насоса (ЦТН) т/ч 0
9 Напор ЦТН МПа 0
10 Мощность ЦТН кВт 0
11 Расход тепла на подогрев топлива кВт 315
12 Поверхность подогревателя топлива м2 24,15
13 Расход топлива за рейс т/рейс 923,520447
14 Запас тяжелого топлива т 849,638794
15 Запас легкого топлива т 212,409698
16 Объем цистерны аварийного запаса м3 26,612597
17 Подача топливоперекачивающего насоса (ТПН) т/ч 25,388416
18 Напор ТПН МПа 0,3
19 Мощность привода ТПН кВт 3,184413
20 Объем переливной цистерны м3 4,435432
21 Интенсивность заправки топливом т/ч 238,5
22 Длительность погрузки топлива ч 3,872203
23 Диаметр трубопровода погрузки топлива м 0,383882
24 Объем отстойной цистерны м3 26,612597
25 Производительность сепаратора тяжелого топлива (СТТ) т/ч 3,173552
26 Подача насоса СТТ т/ч 3,649585
27 Напор насоса СТТ МПа 0,3
28 Мощность привода насоса СТТ КВт 0,549311
29 Производительность сепаратора легкого топлива (СЛТ) т/ч 3,173552
30 Подача насоса СЛТ т/ч 3,649585
31 Напор насоса СЛТ МПа 0,3
32 Мощность насоса СЛТ кВт 0,549311
33 Расход тепла в подогревателе сепаратора кВт 158,6776
34 Поверхность подогревателя сепаратора тяжелого топлива м2 12,165282
35 Поверхность подогревателя сепаратора легкого топлива м2 12,165282
36 Производительность гомогенизатора т/ч 1,834382
37 Производительность полнопоточного фильтра т/ч 1,834382
38 Объем цистерны грязного топлива м3 1,116866
39 Объем цистерны протечек топлива м3 0,390903
40 Подача насоса грязного топлива т/ч 0,744577
41 Объем цистерны отходов сепарации м3 2,350779
42 Теплоотвод с маслом от главного двигателя кВт 1178,450
43 Подача главного масляного насоса (ГМН) т/ч 133,5
44 Напор ГМН МПа 0,6
45 Мощность привода ГМН кВт 34,611115
46 Объем сточно-циркуляционной цистерны м3 28,035002
47 Температура масла перед маслоохладителем оС 55
48 Производительность сепаратора масла т/ч 3,504375
49 Расход тепла в подогревателе сепаратора масла кВт 99,777351
50 Поверхность подогревателя сепаратора масла м2 0,1246
51 Подача насоса сепаратора масла (НСМ) т/ч 4,205250
52 Напор НСМ МПа 0,4
53 Мощность привода НСМ кВт 0,726833
54 Производительность фильтра грубой очистки т/ч 133,5
55 Производительность фильтра тонкой очистки т/ч 133,5
56 Производительность байпасного фильтра т/ч 10,679999
57 Запас циркуляционного масла т 24,046221
58 Объем цистерны запаса циркуляционного масла м3 24,046221
59 Объем цистерны грязного масла м3 18,022501
60 Подача насоса перекачки масла (НПМ) т/ч 21,693748
61 Напор НПМ МПа 0,3
62 Мощность привода НПМ кВт 2,999630
63 Объем цистерны сепарированного масла м3 28,855467
64 Выделение теплоты при сгорании расхода топлива в главном двигателе кВт 11223,3389
65 Отвод теплоты с пресной водой кВт 990,089294
66 Подача насоса пресной воды т/ч 51,5
67 Напор насоса СТТ МПа 0,25
68 Мощность насоса СЛТ кВт 0,005341
69 Объем воды в расширительной цистерне м3 1,396082
70 Объем расширительной цистерны м3 1,814907
71 Объем растворного бачка м3 0,251295
72 Температура пресной воды перед главным двигателем оС 75,408401
73 Температура пресной воды за главным двигателем оС 80
74 Подача насоса забортной воды т/ч 200
75 Напор насоса забортной воды МПа 0,25
76 Мощность привода насоса забортной воды кВт 20,6890
77 Температура забортной воды начальная оС 32
78 Температура забортной воды за маслоохладителем оС 33,402916
79 Отвод теплоты от продувочного воздуха кВт 2315
80 Расход забортной воды через воздухоохладитель т/ч 125
81 Расход забортной воды через охладитель пресной воды т/ч 51,5
82 Расход забортной воды через маслоохладитель распредвала т/ч 0
83 Отвод теплоты от распредвала кВт 5,75
84 Температура забортной воды в отливном коллекторе оС 48,283894
85 Средний температурный напор в маслоохладителе оС 15,798542
86 Средний температурный напор в охладителе пресной воды оС 36,860794
87 Поверхность главного маслоохладителя м2 79,920380
88 Поверхность главного охладителя пресной воды м2 25,069544
89 Объем цилиндров главного двигателя м3
90 Объем пускового воздуха для главного двигателя м3
91 Требуемый объем баллонов пускового воздуха главного двигателя м3 0,3
92 Объем одного баллона пускового воздуха главного двигателя м3 0,15
93 Производительность компрессора пускового воздуха м3 7,5
94 Объем цилиндров дизель-генератора (ДГ) м3 0,061073
95 Объем пускового воздуха ДГ м3 3,664353
96 Объем баллона пускового воздуха ДГ м3 0,166562
97 Производительность подкачивающего компрессора м3/ч 1,875

В табл.3.16 приведены требуемые характеристики вспомогательного оборудова­ния систем, обеспечивающие выполнение функций данного оборудования в составе системы, СЭУ и судна в целом. В дополнительном пояснении нуждается лишь второй столбец табл.3.17, где указаны буквенные индексы, помогающие отнести оборудование к той или иной энергетической системе и по некоторым из них также и к подсистеме.

Здесь обозначены: Т – признак принадлежности к топливной системе. Вторая буква Р означает принадлежность к подсистеме расходования топлива; Х – подсистема хране­ния запасов топлива; О – подсистема очистки; С – признак принадлежности к системе смазки главного двигателя. Отдельно обозначены подсистемы: Ц – циркуляционной смазки; О – очистки; Х – хранения; ПР – система охлаждения пресной водой; ЗВ – система охлаждения забортной водой; ПВ – система сжатого (пускового) воздуха главных и вспомогательных двигателей.

Выбираемое оборудование должно иметь характеристики не ниже, указанных в табл.3.16: подходит любое оборудование с параметрами не ниже требуемых. Конечно, многократное превышение снижает эффективность оборудования, ввиду того, что характеристики массогабаритные и энергетической эффективности определяются номиналь­ными значениями параметров, а используются только требуемые. Однако это другой вопрос: как обеспечить регулирование параметров. Все равно принимается ближайшее большее оборудование из стандартного типоразмерного ряда. Это позволяет сформулировать требования к точности определения параметров при функциональном проектировании систем. Необходимы две-три первых значащих цифры. Излишне высокая точность численных значений в табл.3.16 является следствием отсутствия нормирования результатов в процессе расчета на ЭВМ. Во избежание потери точности округление промежуточных результатов не производится. Обычно нормирование вводится на заключительной стадии расчетного исследования. Проблема состоит в том, что считать заключительной стадией.

Параметры табл.3.16 используются далее для расчета мощности судовой электростанции, т.е. для этого расчета заключительной стадией не являются и округлению не подлежат. Для выбора же оборудования из типорядов эти данные являются заключительной стадией и поэтому их следует округлить в большую сторону. Указанное противоречие свидетельствует о том, что требование округления параметров относительно – одни и те же параметры для одних целей подлежат округлению, а для других нет.

В связи с этим далее принята следующая методика: параметры определяются с наибольшей точностью. При возникновении конечной ситуации проектировщик округляет результаты до разумной значащей цифры – обычно максимум до третьей. Это не гарантирует абсолютной достоверности конечной значащей цифры и вообще достоверности расчетного исследования. Для анализа достоверности результатов с учетом погрешности исходных данных следует проводить исследование достоверности (см. параграф 1.4).

Все оборудование, указанное в табл.3.16, предстоит реализовать в конкретные типоразмеры, составляющие в совокупности с основным оборудованием (главным двигателем, генераторами СЭС и ВКУ) комплект оборудования СЭУ. ИБД СЭУ должна содержать описание всех типов оборудования, способных обеспечить выполнение функций по подаче, очистке и хранению требуемых количеств рабочих тел с требуемыми параметрами, отводу заданного количества теплоты от соответствующих рабочих тел с включением всех типоразмеров, реально доступных при постройке судов.

Описание типоразмеров оборудования в составе базы данных не должно быть излишне подробным, так как указание марки типоразмера достаточно для обращения к соответствующим техническим условиям на его поставку. В то же время оно должно содержать все данные, достаточные для обоснования выбора оборудования, чтобы исключить неоправданные потери времени, связанные с обращением к документации, которая не вошла в состав ИБД.

Собственно технические условия содержат излишне широкий объем информации по сравнению с требуемым для решения нашей ограниченной задачи обоснования выбора оборудования, и включение в базу всей этой информации может затруднить пользование ею. Возможно, со временем возникнет необходимость создания универсальной базы данных на основе технических условий – всесторонних технических требований к оборудованию, однако это будет специализированная справочная база данных или её необходимо сопровождать системой управления (СУБД), обеспечивающей сортировку базы в зависимости от цели обращения.

Для выбора оборудования исходя из возможности его применения с составе комп­лекта СЭУ в первую очередь необходимы показатели его назначения их номинальные – значения и данные для расчета диапазонов их возмож­ного изменения. Для сравнительного анализа эффективности при выборе конкретного типоразмера необхо­димы показатели энергетической и экономической эффективности, а для расчета изменений в сложной технической системе – другие системно-важные показатели обору­дования: масса и габариты, а также связи с другим оборудова­нием.

В разделы ИБД СЭУ, посвященные вспомогательному оборудованию, входят данные по реально поставляемым образцам, включенным в альбомы рекомендуемой номенклатуры (РН) оборудования. Последнее обстоятельство подчеркивается специ­ально, так как данная постановка не является единственно возможной. В частности, в соответствии с параметрическими стандартами допускается применение значительно большего разнообразия типоразмеров оборудования, однако их поставка затруднена в связи с отсутствием поставщиков, так как промышленностью они не выпускаются. В принципе на них можно было бы рассчитывать, но неизбежны резкое увеличение стоимости и задержки во времени, что делает их применение сомнительным.

Анализ содержания табл. 3.16, а также спецификаций к ряду проектов судов с малооборотными дизельными установками позволил установить номенклатуру видов оборудования для включения в инфор­мационную базу:

  • насосы водяные для пресной и забортной воды;
  • насосы для вязких жидкостей – топлива и масла;
  • охладители пресной воды и масла;
  • подогреватели топлива и масла при расходовании и сепарации;
  • сепараторы топлива и масла;
  • фильтры грубой и тонкой очистки топлива и масла;
  • компрессоры пускового воздуха.

В состав ИБД входит достаточно большое количество типов и типоразмеров оборудования, что исключает, учитывая цели настоящего пособия, рассмотрение всего многообразия разделов ИБД, посвященных вспомогательному оборудованию. Для иллю­страции принципов и в качестве примера рассмотрим раздел, посвященный водяным насосам. Номенклатура характеристик оборудования, которые целесообразно включить в базу, была установлена в результате логического анализа требований, предъявляемых к характеристикам оборудования в процессе проведения технического проектирования СЭУ.