Технология обработки изобразительной информации (4 часть)

ГЛАВА XI. Синтез изображений

11.1 Виды синтеза в допечатном процессе

Способы получения в репродукционной системе как промежуточных, так и конечных изображений достаточно сложно подвергнуть какой-либо универсальной классификации. Тем не менее, более или менее успешные попытки систематизации здесь не прекращаются [11.1,11.2]. Вместе стем, динамика развития оказалась в этой области в последние десятилетия настолько высока, что то и дело появляются принципиально новые технологии отображения, никак не вписывающиеся в наперед установленный тем или иным специалистом регламент. Малоэффективен в отношении какой-либо систематизации и другой подход, основанный на присвоении тому или иному способу ярлыка или развернутого наименования, в достаточной мере характеризующего существо технологии и позволяющего тем самым четко определить ее место среди других. Используемые в широкой практике названия всевозможных изобразительных способов и устройств большей своей частью малоинформативны и весьма условны,т. к. отличаются нетольколаконичностью (для удобства употребления), но изобилуют также жаргонизмами узкопрофессионального или рекламного толка. Например, относительно емкое название «цифровая цветопроба» указывает и на назначение изображения, и на источник его получения, а именно кодированный числовой массив. Однако за кадром остаются немаловажные аспекты, связанные типом используемого физического процесса и материала, со структурой получаемого изображения и т. д. И, напротив, в понятии «аналоговая цветопроба» общепринятый в технике смысл первого слова указывает на аналоговый электрический сигнал, а не на цветоделенную фотоформу как исходный источник информации и тем самым скорее вводит в заблуждение, чем поясняет суть используемого процесса.
Поэтому более обязательными и первостепенными, чем сами классификации, являются типы признаков, положенных в их основу. Эти признаки могут быть объединены в отдельные группы, например, по таким показателям, как:

  • производственное назначение изображения;
  • характер его структуры;
  • используемый физический или физико-химический процесс;
  • применяемый материал;
  • источник исходной информации и т. п.

По своему назначению промежуточные изображения, получаемые в процессе подготовки иллюстраций в печати, могут являться:

  • печатной формой;
  • фотоформой;
  • цветопробой или корректурным оттиском пробной печати;
  • видеопробой;
  • репродуцируемым оригинал-макетом и т. д.

Традиционные процессы переноса полноформатных промежуточных копий на прозрачной и непрозрачной подложке (фотопленке, пигментной бумаге и т. п.) на формный материал достаточно подробно описаны и систематизированы в литературе [11.1,11.3]. Рассмотрим лишь те из них, где источником получения форм служит непосредственно электрический сигнал изображения, представленный в аналоговой или цифровой форме. В некоторых способах цифровой печати (Computer-to-Print) скрытое электрографическое изображение получают (обновляют) для каждого оттиска в тираже, модулируя этим сигналом излучение лазера или светодиода. Получение с помощью электрического сигнала тиражных форм в современной трактовке относят к технологиям компьютер-форма (Computer-to-Plate). В большинстве своем оно имело место еще задолго до развития компьютерных допе-чатных технологий. Запись фотоформ в ЭЦК или в компьютерных допечат-ных системах предполагает в качестве последующего этапа упомянутую традиционную формную технологию.
По аналогии с этими видами синтеза корректурные оттиски, цветопроба и видеопроба могут быть получены как с фотоформ, так и с использованием электрического сигнала изображения.
Изображение, получаемое в результате допечатного процесса, по своей структуре может быть полутоновым, растровым, штриховым.
Полутоновые фотоформы являются конечным продуктом репродукционной стадии применительно, в основном, к традиционным способам получения форм глубокой печати. По сути полутоновыми, не содержащими выраженной растровой структуры, являются также изображения, получаемые в ряде способов цветопробы.
В подавляющем большинстве изображения на фотоформах и печатных пластинах однокрасочной и цветной печати, а также цветопробе являются растровыми, т. к. используют автотипный принцип передачи градаций.
К категории штриховых относят фотоформы, печатные формы и корректурные оттиски, содержащие текст, чертежи и другие бинарные изображения, например гравюры.
Существенный отличительный признак технологии синтеза изображений вдопечатном процессе заключается в характере физического воздействия на материал получаемой копии, который может быть «контактным» и «безкон-тактным» (NIP— Non-Impact Printing). В этом смысле различают также:

  • электро-механическое и лазерное гравирование;
  • фотографическую запись;
  • электрографическое, электрофотографическое и струйно-капельное осаждение, термоперенос и возгонку красителей на подложку и др.

Важным признаком служит и тип материала, на котором изготавливается тот или иной вид копии, предшествующей тиражному оттиску. В указанных целях используются металлы и их сплавы, фотографические пленки и бумаги, фотополимеры, пластмассы и т. д. Фотографические пленки и копировальные слои формных пластин могут иметь как серебросодержащую, так и на пять-шесть порядков менее чувствительную бессеребряную основу.
Перечисленные выше признаки самым разнообразным образом сочетаются во множестве существующих и вновь возникающих технологий подготовки изображений к печати.Рассмотрим ниже лишь некоторые характерные примеры.

11.2 Электронно-механическое гравирование

Электронно-механическое гравирование использует принцип электромагнитного рекордера. Сердечником соленоида, по обмотке которого протекаетток видеосигнала, является резец (см. рис. 11.1). Возвратно-поступательное движение, управляемое сигналом, определяет степень погружения резца в толщу формного материала, перемещаемого относительно режущей головки развертывающим устройством тогоили иного типа.

Рис. 11.1 Ток сигнала режущей головки управляет не только глубиной, но и размерами печатающих (пробельных) элементов формы

В простейшем варианте изображение образуется канавками переменной ширины, т. е. имеет структуру линейного растра (см. рис. 2.1, б). Если к току видеосигнала подмешаны импульсы, амплитуда которых обеспечивает периодическое полное извлечение резца из материала формы, изображение имеет точечную растровую структуру.
В 50-70-е гг. гравирование широко применялось не только для высокой и глубокой, но и для плоской офсетной печати. В последнем случае растровые диапозитивы получали, удаляя резцом слой краски с поверхности прозрачной пластмассы. Для той же цели позднее были разработаны специальные отечественные материалы, обладавшие корректурным эффектом для последующей ручной доработки диапозитивов в отношении тоно- и цветопередачи [11.4].
Наиболее популярной электронной гравировальной машиной был Ва-рио Клишограф К181 западногерманской фирмы Р. Хелль. Цветоделенные клише получали в нем в широком диапазоне растровых линиатур при плавном изменении масштаба как прозрачных, так и непрозрачных оригиналов. Для штриховых клише частота гравируемых линий достигала 18 лин/мм. Машина представляла собою уникальный сплав достижений технологии того времени в области электроники, точной механики и оптики, пневматики и гидравлики, автоматики и промышленного дизайна. Ее аналоги выпускались фирмами Японии и США, а в конце 60-х гг. подобная машина (ЭГП) была создана отечественным ВНИИ оборудования полиграфии [11.5]. Однако ктому времени прогресс в области допечатных процессов сложился не в направлении гравирования иллюстрационных форм. Электронно-механическое гравирование сохранилось в основном лишь в глубокой печати, где это было оправдано относительной сложностью и высокой стоимостью традиционного косвенного (использующего фоторепродукционную стадию) способа подготовки печатных цилиндров. Однако в высокой и плоской офсетной печати оно было вытеснено этим, казалось бы, менее прогрессивным, косвенным способом. Прямое изготовление форм, тем не менее, всегда вызывало большой интерес и оставалось актуальным. Ныне оно реализуется в концепции компьютер-форма [11.6]. В этой связи небезынтересно уяснить причины его ухода из широкой практики в начале 70-х гг.
Одной из них являлась низкая производительность гравирования. Частота резания не превышала 2 кГц из-за конечной массы (инерционности) рекордера, что более чем на порядок уступало скорости генерации растровых точек в появившихся ктому времени альтернативных системах записи фотоформ. Изображение, получаемое в этих системах на фотопленке, могло быть позитивным, что, в отличие от использования фотоаппаратов, обеспечивало ее двойную экономию применительно к наиболее распространенному позитивному копированию на офсетные печатные пластины. В высокой печати использование косвенного способа в определенной степени оправдывалось применением распространившегося к тому времени стабильного и хорошо нормализуемого однопроцессного способа травления клише [11.3].
Вторая и, наверное, более важная причина заключалась в том, что гравированные иллюстрационные формы было необходимо далее объединять с текстовыми как в полосе издания, так и в формате всего печатного листа. В высокой печати, например, верстка полос существенно облегчалась, когда иллюстрации и текст были представлены на пленке, что послужило одной из причин перехода к косвенному методу получения текстовых форм, т. е. замене горячего набора фотонабором. К тому же, даже при наличии электронной верстки полос механическое гравирование текста малоэффективно по сравнению и со строкоотливным набором в отношении как производительности, так и качества воспроизведения знаков.