Технология обработки изобразительной информации (4 часть) | Методичка Технология обработки изобразительной информации (4 часть) | Методичка Технология обработки изобразительной информации (4 часть) | Методичка

Главное меню

Карта сайта
Главная
Курсовые работы
Отчеты по практикам
Лабораторные работы
Методические пособия
Рефераты
Дипломы
Лекции



Технология обработки изобразительной информации (4 часть)

ГЛАВА XI. Синтез изображений

11.1 Виды синтеза в допечатном процессе

Способы получения в репродукционной системе как промежуточных, так и конечных изображений достаточно сложно подвергнуть какой-либо универсальной классификации. Тем не менее, более или менее успешные попытки систематизации здесь не прекращаются [11.1,11.2]. Вместе стем, динамика развития оказалась в этой области в последние десятилетия настолько высока, что то и дело появляются принципиально новые технологии отображения, никак не вписывающиеся в наперед установленный тем или иным специалистом регламент. Малоэффективен в отношении какой-либо систематизации и другой подход, основанный на присвоении тому или иному способу ярлыка или развернутого наименования, в достаточной мере характеризующего существо технологии и позволяющего тем самым четко определить ее место среди других. Используемые в широкой практике названия всевозможных изобразительных способов и устройств большей своей частью малоинформативны и весьма условны,т. к. отличаются нетольколаконичностью (для удобства употребления), но изобилуют также жаргонизмами узкопрофессионального или рекламного толка. Например, относительно емкое название «цифровая цветопроба» указывает и на назначение изображения, и на источник его получения, а именно кодированный числовой массив. Однако за кадром остаются немаловажные аспекты, связанные типом используемого физического процесса и материала, со структурой получаемого изображения и т. д. И, напротив, в понятии «аналоговая цветопроба» общепринятый в технике смысл первого слова указывает на аналоговый электрический сигнал, а не на цветоделенную фотоформу как исходный источник информации и тем самым скорее вводит в заблуждение, чем поясняет суть используемого процесса.
Поэтому более обязательными и первостепенными, чем сами классификации, являются типы признаков, положенных в их основу. Эти признаки могут быть объединены в отдельные группы, например, по таким показателям, как:

  • производственное назначение изображения;
  • характер его структуры;
  • используемый физический или физико-химический процесс;
  • применяемый материал;
  • источник исходной информации и т. п.

По своему назначению промежуточные изображения, получаемые в процессе подготовки иллюстраций в печати, могут являться:

  • печатной формой;
  • фотоформой;
  • цветопробой или корректурным оттиском пробной печати;
  • видеопробой;
  • репродуцируемым оригинал-макетом и т. д.

Традиционные процессы переноса полноформатных промежуточных копий на прозрачной и непрозрачной подложке (фотопленке, пигментной бумаге и т. п.) на формный материал достаточно подробно описаны и систематизированы в литературе [11.1,11.3]. Рассмотрим лишь те из них, где источником получения форм служит непосредственно электрический сигнал изображения, представленный в аналоговой или цифровой форме. В некоторых способах цифровой печати (Computer-to-Print) скрытое электрографическое изображение получают (обновляют) для каждого оттиска в тираже, модулируя этим сигналом излучение лазера или светодиода. Получение с помощью электрического сигнала тиражных форм в современной трактовке относят к технологиям компьютер-форма (Computer-to-Plate). В большинстве своем оно имело место еще задолго до развития компьютерных допе-чатных технологий. Запись фотоформ в ЭЦК или в компьютерных допечат-ных системах предполагает в качестве последующего этапа упомянутую традиционную формную технологию.
По аналогии с этими видами синтеза корректурные оттиски, цветопроба и видеопроба могут быть получены как с фотоформ, так и с использованием электрического сигнала изображения.
Изображение, получаемое в результате допечатного процесса, по своей структуре может быть полутоновым, растровым, штриховым.
Полутоновые фотоформы являются конечным продуктом репродукционной стадии применительно, в основном, к традиционным способам получения форм глубокой печати. По сути полутоновыми, не содержащими выраженной растровой структуры, являются также изображения, получаемые в ряде способов цветопробы.
В подавляющем большинстве изображения на фотоформах и печатных пластинах однокрасочной и цветной печати, а также цветопробе являются растровыми, т. к. используют автотипный принцип передачи градаций.
К категории штриховых относят фотоформы, печатные формы и корректурные оттиски, содержащие текст, чертежи и другие бинарные изображения, например гравюры.
Существенный отличительный признак технологии синтеза изображений вдопечатном процессе заключается в характере физического воздействия на материал получаемой копии, который может быть «контактным» и «безкон-тактным» (NIP— Non-Impact Printing). В этом смысле различают также:

  • электро-механическое и лазерное гравирование;
  • фотографическую запись;
  • электрографическое, электрофотографическое и струйно-капельное осаждение, термоперенос и возгонку красителей на подложку и др.

Важным признаком служит и тип материала, на котором изготавливается тот или иной вид копии, предшествующей тиражному оттиску. В указанных целях используются металлы и их сплавы, фотографические пленки и бумаги, фотополимеры, пластмассы и т. д. Фотографические пленки и копировальные слои формных пластин могут иметь как серебросодержащую, так и на пять-шесть порядков менее чувствительную бессеребряную основу.
Перечисленные выше признаки самым разнообразным образом сочетаются во множестве существующих и вновь возникающих технологий подготовки изображений к печати.Рассмотрим ниже лишь некоторые характерные примеры.

11.2 Электронно-механическое гравирование

Электронно-механическое гравирование использует принцип электромагнитного рекордера. Сердечником соленоида, по обмотке которого протекаетток видеосигнала, является резец (см. рис. 11.1). Возвратно-поступательное движение, управляемое сигналом, определяет степень погружения резца в толщу формного материала, перемещаемого относительно режущей головки развертывающим устройством тогоили иного типа.

Рис. 11.1 Ток сигнала режущей головки управляет не только глубиной, но и размерами печатающих (пробельных) элементов формы

В простейшем варианте изображение образуется канавками переменной ширины, т. е. имеет структуру линейного растра (см. рис. 2.1, б). Если к току видеосигнала подмешаны импульсы, амплитуда которых обеспечивает периодическое полное извлечение резца из материала формы, изображение имеет точечную растровую структуру.
В 50-70-е гг. гравирование широко применялось не только для высокой и глубокой, но и для плоской офсетной печати. В последнем случае растровые диапозитивы получали, удаляя резцом слой краски с поверхности прозрачной пластмассы. Для той же цели позднее были разработаны специальные отечественные материалы, обладавшие корректурным эффектом для последующей ручной доработки диапозитивов в отношении тоно- и цветопередачи [11.4].
Наиболее популярной электронной гравировальной машиной был Ва-рио Клишограф К181 западногерманской фирмы Р. Хелль. Цветоделенные клише получали в нем в широком диапазоне растровых линиатур при плавном изменении масштаба как прозрачных, так и непрозрачных оригиналов. Для штриховых клише частота гравируемых линий достигала 18 лин/мм. Машина представляла собою уникальный сплав достижений технологии того времени в области электроники, точной механики и оптики, пневматики и гидравлики, автоматики и промышленного дизайна. Ее аналоги выпускались фирмами Японии и США, а в конце 60-х гг. подобная машина (ЭГП) была создана отечественным ВНИИ оборудования полиграфии [11.5]. Однако ктому времени прогресс в области допечатных процессов сложился не в направлении гравирования иллюстрационных форм. Электронно-механическое гравирование сохранилось в основном лишь в глубокой печати, где это было оправдано относительной сложностью и высокой стоимостью традиционного косвенного (использующего фоторепродукционную стадию) способа подготовки печатных цилиндров. Однако в высокой и плоской офсетной печати оно было вытеснено этим, казалось бы, менее прогрессивным, косвенным способом. Прямое изготовление форм, тем не менее, всегда вызывало большой интерес и оставалось актуальным. Ныне оно реализуется в концепции компьютер-форма [11.6]. В этой связи небезынтересно уяснить причины его ухода из широкой практики в начале 70-х гг.
Одной из них являлась низкая производительность гравирования. Частота резания не превышала 2 кГц из-за конечной массы (инерционности) рекордера, что более чем на порядок уступало скорости генерации растровых точек в появившихся ктому времени альтернативных системах записи фотоформ. Изображение, получаемое в этих системах на фотопленке, могло быть позитивным, что, в отличие от использования фотоаппаратов, обеспечивало ее двойную экономию применительно к наиболее распространенному позитивному копированию на офсетные печатные пластины. В высокой печати использование косвенного способа в определенной степени оправдывалось применением распространившегося к тому времени стабильного и хорошо нормализуемого однопроцессного способа травления клише [11.3].
Вторая и, наверное, более важная причина заключалась в том, что гравированные иллюстрационные формы было необходимо далее объединять с текстовыми как в полосе издания, так и в формате всего печатного листа. В высокой печати, например, верстка полос существенно облегчалась, когда иллюстрации и текст были представлены на пленке, что послужило одной из причин перехода к косвенному методу получения текстовых форм, т. е. замене горячего набора фотонабором. К тому же, даже при наличии электронной верстки полос механическое гравирование текста малоэффективно по сравнению и со строкоотливным набором в отношении как производительности, так и качества воспроизведения знаков.