Методические указания к выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы по специальности «Социальная работа» | Методичка Методические указания к выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы по специальности «Социальная работа» | Методичка Методические указания к выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы по специальности «Социальная работа» | Методичка

Главное меню

Карта сайта
Главная
Курсовые работы
Отчеты по практикам
Лабораторные работы
Методические пособия
Рефераты
Дипломы
Лекции



Методические указания к выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы по специальности «Социальная работа»

 

Методические указания составлены в соответствии с действующими государственными стандартами.

В указаниях сформулированы основные требования к выпускным квалификационным работам по специальности – «Социальная работа», определены цели, задачи выпускной квалификационной работы, приведены рекомендации по выбору темы, объему, структуре, оформлению и процедуре защиты дипломной работы.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дипломная работа – серьезное научное исследование, имеющее квалификационный характер и предназначенное для публичной защиты. Дипломная работа и результаты её защиты перед Государственной аттестационной комиссией являются обязательными условиями присвоения студенту квалификации по соответствующей специальности с выдачей диплома.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 040101.65 – «Социальная работа» выпускная квалификационная (дипломная) работа специалиста по социальной работе представляет собой законченную разработку, в которой анализируются актуальные проблемы в области социальной работы и раскрывается содержание и технологии разрешения этих проблем не только в теоретическом, но и в практическом плане на местном, региональном или федеральном уровнях.

Подготовка и защита дипломной работы являются завершающим этапом обучения студентов, который должен отражать реальный профессиональный уровень специалиста, определять уровень его подготовленности к выполнению должностных обязанностей в соответствии с полученной специальностью.

В соответствии с квалификационными требованиями специалист должен знать:

  • основные этапы и тенденции становления социальной работы как социального института в России и за рубежом;
  • понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику познания, прогнозирования и проектирования социальной работы;
  • профессионально-этические, организационно- сущность, содержание, инструментарий, методы и виды технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения;
  • управленческие и экономические основы и проблемы социальной работы;
  • основы психологии, виды и технологии психосоциальной работы;
  • основы педагогической теории и деятельности, основные формы и методы социально-педагогической работы в социальных учреждениях и службах;
  • основы социальной медицины;
  • основы правового обеспечения социальной работы;

Специалист должен изучить опыт:

  • практической работы в организациях и службах социальной защиты и обслуживания населения в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения;
  • организации и управления в социальных учреждениях и службах;
  • получения и обработки информации о системе социальной работы;
  • проведения анализа и мониторинга состояния и развития объектов социальной работы;
  • участия в исследовательско-аналитической работе соответствующего уровня;
  • организации и проведения психосоциальной, социально-педагогической и социально-медицинской работы.

Специалист должен владеть:

  • основными методами социальной работы с отдельными лицами и различными группами населения;
  • основными методами рациональной организации труда, принятия управленческих решений в учреждениях и службах социальной работы;
  • методикой координации непосредственной контактной социальной работы, проведения консультационных и профилактических мероприятий с объектами социальной работы;
  • методами проведения аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы;
  • основными методами психолого-педагогической деятельности;
  • методами образовательно-воспитательной работы в социальных учреждениях и службах;
  • основными профессиональными технологиями в органах и учреждениях социальной работы.

Таким образом, целью дипломной работы являются:

  • систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по специальным дисциплинам;
  • углубление навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования при решении разрабатываемых в дипломной работе проблем;
  • углубление навыков самостоятельной работы с различной справочной и специальной литературой;
  • изучение и использование современных методов обработки данных;
  • умение самостоятельно формулировать проекты управленческих решений.

Процесс подготовки дипломной работы включает следующие этапы:

  • выбор темы и согласование ее с научным руководителем;
  • подбор и изучение литературы по выбранной проблеме;
  • оформление организационных документов и ознакомление с требованиями по оформлению дипломной работы;
  • написание работы;
  • подготовка к защите (тезисы доклада, раздаточный и графический материал, получение на работу отзыва руководителя, внешней рецензии).

Оформление дипломной работы должно соответствовать принятым стандартам оформления научных исследований.

Методические рекомендации помогут студентам в поиске ответов на следующие вопросы.

  1. Как выбрать тему дипломной работы?
  2. Как обосновать актуальность темы исследования?
  3. Какова структура дипломной работы?
  4. Как определить основные характеристики дипломной работы?
  5. Как вести работу с ключевыми понятиями по теме исследования?
  6. Как оформить текст выпускной квалификационной работы работы?
  7. Как представить работу на обсуждение?
  8. Какую помощь может оказать студенту руководитель?