Главное меню

Карта сайта
Главная
Курсовые работы
Отчеты по практикам
Лабораторные работы
Методические пособия
Рефераты
Дипломы
Лекции



Методические указания к выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы по специальности «Социальная работа»

ОБЪЕМ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Общий объем дипломной работы составляет 60-80 листов машинописного текста, оформленного в соответствии с правилами оформления текстовых документов. Текст набирается в Microsoft Word, печатается на одной стороне листа формата А4 и содержит примерно 1800 печатных знаков на странице (считая пробелы), шрифт Times New Roman – обычный, размер 14 пунктов, межстрочный интервал – полуторный, поля – верхнее, нижнее 2 см, левое 3 см, правое 1,5 см, абзацный отступ 1,25 см.

В структуре дипломной работы должны присутствовать следующие элементы: титульный лист (Приложение А), задание на выполнение выпускной квалификационной работы (Приложение Б), содержание (оглавление), введение, несколько глав основной части, заключение, список сокращений (если требуется), список использованных источников, приложения. После написания работы должен быть выполнен реферат.

Титульный лист и задание на выполнение выпускной квалификационной работы заполняется в соответствии с типовыми формами.

Содержание (оглавление) включает в себя заголовки всех разделов (глав, параграфов и т.п.). При этом формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими четкими, последовательно и точно отражать внутреннюю логику. Обязательное требование – дословное повторение в заголовках содержания (оглавления) названий разделов, представленных в тексте, в то же последовательности и соподчиненности. Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждый пункт.

Введение. Эта часть содержит обоснование актуальности темы, анализ степени разработанности проблемы, характеристики работы, такие как объект, предмет, цель, задачи, теоретические основания, методологические основания, эмпирическая база исследования, практическая значимость, структура работы.

Во введении не следует увлекаться цитатами. Оно занимает обычно не более 3-5 страниц машинописного текста.

Основная часть дипломной работы включает в себя содержание нескольких пунктов плана. В них раскрываются история и теория исследуемого вопроса, дается критический анализ литературы, показываются позиции автора. Далее излагаются методы, организация и результаты самостоятельно проведенного исследования.

Работу следует начинать с подбора литературы по теме исследования.

Выделяются три источника библиографической информации:

  • первичные (статьи, диссертации, монографии и т.д.);
  • вторичные (библиография, реферативные журналы, сигнальная информация и т.д.);
  • третичные (обзоры, компилятивные работы, справочные книги и т.д.).

Необходимо различать библиографическую информацию (где, в каких источниках содержатся нужные сведения) и собственно научную - о самом содержании уже известных знаний.

При написании дипломной работы следует просмотреть периодические издания, имеющие отношение к специальности. Тематические указатели статей за год печатаются в последних номерах журналов. Полезно также ознакомиться с обзорами литературы по определенным темам.

В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения:

  • Кто и где (какие исследователи и в каких научных центрах) уже работал и работает по теме исследования?
  • Где опубликованы результаты этой работы (в каких источниках)?
  • В чем конкретно они состоят?

Вся добытая студентом информация фиксируется в виде записей разного рода. По аналогии с существующей в информатике классификацией научной информации (первичная, вторичная, третичная), материалы, которые собирает и обрабатывает студент в процессе информационного поиска, также будут соответствовать им.

К первичным материалам относятся записи на библиографических карточках, выписки, прямые цитаты, ксерокопии, микрофильмы, алфавитный каталог по проблеме исследования и т.д.

Вторичные материалы - записи,. являющиеся продуктом аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в одном научном документе: планы (простые и сложные), графы-схемы, самостоятельно составленные предметные указатели, аннотации, тезисы, конспекты и т.д.

Третичными материалами считаются записи, обобщающие первичные и вторичные. Они представлены в виде содержательного обзора, в котором фиксируется полученное студентом знание об уже известных в науке фактах, закономерностях, теориях, объяснениях по теме исследования.

Перед составлением обзора необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их было однозначным. Это означает, что то или иное понятие, которое разными авторами может трактоваться по-разному (например, воспитание в «широком» и «узком» смыслах) должно во всем тексте данной работы, от начала до конца, иметь лишь одно, четко определенное автором значение. После того, как определение понятий будет сделано, начинается поиск их толкований в следующих источниках:

  • энциклопедии: общие и специальные (например, педагогическая, психологическая, философская и др.);
  • толковые словари: общие (С.Ожегова, В.Даля и др.) и специальные (например, педагогический, психологический, социологический);
  • оглавления и предметные указатели основных учебников и монографий по теме исследования.

Найденные определения понятий фиксируются на отдельных карточках и подвергаются мыслительной обработке с помощью операций анализа, сравнения, классификации, обобщения и др.

Для упорядочения работы можно рекомендовать представить результаты проведенного поиска и обработки в виде совокупности следующих записей:

Текст № 1 (текст-рассуждение). Описываются основные понятия исследования и логические связи между ними, т.е. создается понятийный аппарат будущей работы.

Текст №2 (констатирующий). Дается толкование основных понятий различными авторами (с указанием сносок), но без анализа, одно их перечисление.

Текст №3 (собственно творческий текст). Анализируются, сравниваются, сопоставляются различные толкования одного и того же понятия. Классифицируются понятия по выбранному параметру. Делается предварительный вывод о тех толкованиях терминов, которые будут приняты за основу в данном исследовании или о собственных толкованиях основных понятий работы.

Именно текст №3, как итог работы над понятиями, входит в основную часть дипломной работы.

Как показала практика руководства выпускными квалификационными работами, для написания обзора по теме исследования необходимо использовать не менее 60-80 источников.

Дипломная работа по специальности «Социальная работа» может носить как сугубо теоретический, так и теоретико-прикладной характер и включать эмпирическую часть исследования.

В описании эмпирической части работы подробно дается характеристика генеральной совокупности, характеристика и объем выборочной совокупности, описывается примененная методологическая база, анализируются полученные результаты. Итоги эмпирической работы могут быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах и т.д. К таблицам, рисункам следует сделать подписи - краткие, понятные. Под рисунками поместить пояснения, расшифровку сокращений. Все иллюстрации нужно выполнять аккуратно.

Следующим важным моментом в работе является обсуждение общих результатов, в ходе которого необходимо ответить на такие вопросы: Почему так получилось? В чем причины? Как можно объяснить тот или иной факт? На этом этапе работы необходимо привлечь теоретические и практические данные, полученные другими авторами, проанализировать соответствие или несоответствие собственных данных результатам других исследователей, дать интерпретацию, объяснить полученные данные. Делать это целесообразно в соответствии с общей логикой изложения. Необходимо выяснить, подтвердилась или нет гипотеза исследования (если она была).