Главное меню

Карта сайта
Главная
Курсовые работы
Отчеты по практикам
Лабораторные работы
Методические пособия
Рефераты
Дипломы
Лекции



Технология обработки изобразительной информации (1 часть)

2.5. Выбор значения линиатуры

Линиатура растра - важнейший информативный параметр печатной иллюстрации. С увеличением линиатуры количество элементов изображения растет квадратично. Заключая в себе тот же объем информации, оттиск с линиа-турой 70 лин/см занимает вдвое меньшую площадь в полосе издания, чем при 48 лин/см.
Традиционно линиатуру для того или иного вида работ выбирают опытным путем из ограниченного ряда значений, определенного в свое время номенклатурой проекционных растров. В отличие от частот разложения изображений в электронных СМИ, стандартизация линиатур применительно к условиям печати проблематична, в силу многовариантности системы бумага-краска-машина. Не существует достаточно мотивированных положений или методик выбора этого важного параметра, которые могли бы быть положены в основу такой стандартизации. Например, комментируемые ниже рекомендации ISO 12647 (1996 г.) в данной части не до конца следуют логике, противореча эмпирически найденным в многолетней практике значениям.
С учетом отмеченного выше вряд ли можно считать правомерным выбор линиатуры лишь из условий заметности или незаметности растра. Тем более что в печати так или иначе используются, как уже отмечалось, самые различные значения линиатур. Они должны учитывать уровень шумов конкретного печатного процесса, который определяет, в свою очередь, эффективный интервал оптических плотностей, тоновой иллюстрации.
С ростом линиатуры улучшается четкость и резкость изображения, уменьшается заметность растра на нем. Вместе с тем, снижается число воспроизводимых градаций и плавность тонопередачи, если линиатура повышена без адекватного уменьшения уровня собственных шумов формного и печатного процессов, т. е. при тех же абсолютных размерах минимальных точек и пробелов. Несмотря на то, что общий (формальный) интервал ΔDотт., измеряемый разностью плотностей красочного слоя и подложки, при печати с тех же форм, той же краской и на той же машине и бумаге не изменяется, эффективный интервал сокращается.

Рис. 2.6, а иллюстрирует сужение эффективного интервала от 92% до 68% с увеличением линиатуры в два раза при том же абсолютном размере предельных печатных и пробельных элементов, В противоположном случае - при двукратном снижении линиатуры - интервал увеличится до 98%, т. е. почти до равного интервалу печати. Однако в этом случае растет заметность растровой структуры, а также в два раза снижается четкость и резкость изображения.

Рис. 2.6 Эффективные интервалы изменения площади печатных элементов (а) и поля минимальных растровых точек (б) с уменьшением и увеличением линиатуры L в два раза

Таким образом, в реальных условиях, характеризующихся некоторыми абсолютными размерами предельно достижимых минимальных печатных элементов и пробелов, отыскание значения линиатуры оказывается компромиссным в отношении удовлетворения базовым показателям качества печатных изображений. С одной стороны - это контраст, число воспроизводимых градаций и плавность тонопередачи - тем большие, чем шире эффективный интервал, а с другой - четкость и резкость изображения, незаметность его растровой структуры. С повышением линиатуры эффективный интервал сужается, однако пространственное разрешение растет, а с ее снижением наоборот. В этом, в отличие, например, от телевидения, заключается компромиссный характер выбора частоты растра, обусловленный спецификой автотипного способа воспроизведения полутонов.
В силу разнородности двух отмеченных групп показателей качества вопрос о том, в какой степени недостаток одних из них может быть компенсирован избытком других, представляется сложным и с позиций науки об оценке качества - квалиметрии. Целесообразно поэтому обратить внимание на эмпирическую количественную характеристику их баланса, подтверждаемую более чем вековым опытом автотипной печати. Из него следует, что для всего ряда широко используемых на практике линиатур значение относительной площади минимальных печатных элементов, как уже отмечалось выше, одинаково. Оно составляет, по различным оценкам, от 3 до 5%. Относя отклонение в 1% к метрологической или методической погрешности оценки малых относительных площадей, примем значение 4% в качестве количественного выражения компромисса в удовлетворении требованиям пространственного и градационного разрешения для некоторого «среднестатистического» по своему содержанию оригинала. Величины минимальных элементов и значений линиатур, приведенные с таким условием в табл. 2.1, хорошо согласуются с используемыми в широкой практике.

Таблица 2.1 Размеры минимальных печатных элементов dmin при различных линиатурах L для единого значения относительной площади Smin = 4% и значений, рекомендуемых ISO

Линиатуры,
L, лин/см
Размеры и относительные площади
минимальных печатных элементов
принятые на практике рекомендуемые ISO
dmin, мкм Smin, % dmin, мкм Smin, %
Газеты 25
40
80
50
4
43
1
1
Журналы 50
60
40
33
35
28
3
Коммерческая печать 70
80
29
25
23
28
1
5

Если принять частный случай квадратной формы печатного элемента (см. Рис. 2.6, б), то

2.9

что позволяет предложить приближенное правило, согласно которому оптимальное значение линиатуры есть величина обратная пяти минимально достижимым в данной технологии размерам печатного элемента:

2.10

Примеры. Газетная высокая печать: dт.min = 80 мкм = 0,008 см; L = 25 лин/см. Газетная офсетная печать: dт.min = 50мкм = 0,005 см; 1 = 40 лин/см.
Аналогичным образом можно приближенно оценить уровень шумов адекватный качеству иллюстрационной печати с данным значением линиатуры. Для L = 80 лин/см нужно, например, использовать технологию, обеспечивающую минимальные элементы размером dт.min = 25 мкм.
В свете такого анализа не логична рекомендация ISO 12647-2, согласно которой оттиски с линиатурой 80 лин/см ориентируют на 5% минимальные точки, а 3% предписывают для линиатур от 40 до 70 лин/см (см. табл. 2.1). Контраст оттиска, плавность тонопередачи и число воспроизводимых градаций высоколиниатурных изображений приносятся в жертву повышения четкости и оказываются меньшими, чем у низколинатурных (абсолютные размеры минимальных точек те же самые и для 60, и для 80 лин/см). Переход от журнальной (60 лин/см) к так называемой коммерческой (80 лин/см) печати как бы даже не требует снижения уровня собственных шумов печати, т. е. использования более гладких бумаг, качественных форм и т. п. Это не соответствует реальной практике, в которой, к тому же, известны сегодня технологии, удерживающие в тираже печатные элементы размером 10 мкм и менее.
Представленная концепция выбора частоты растрирования не только отражает уже сложившееся в полиграфической технологии положение. Она весьма актуальна в отношении выбора корректной базы сравнения репродукционных возможностей традиционных и модифицированных растровых систем. Среди прочих условий сравнение регулярной и нерегулярной систем растрирования может быть правомерным, если обе они ориентированы на одинаковый уровень шумов печатного процесса, т. е. используют равные предельные абсолютные размеры печатных элементов и пробелов. Так, если на оттисках с традиционным растром минимальные точки соответствуют относительной площади равной, например, 1%, а не 4%, то их линиатура оказывается заниженной едва раза. Заключения о преимуществах сопоставляемых им изображений со «стохастическим» или «частотным» растром в отношении их «фотографического» качества, более высоких четкости и резкости, отсутствия розе-точного муара и т. п. оказываются необоснованными [2.9, 2.10, 2.11].
Обеспечение на оттиске печатных элементов и пробелов предельно малого размера - базовый критерий оптимизации процесса растровой иллюстрационной печати. Любые отклонения в подаче краски, давлении и других параметрах от оптимального режима с целью компенсации недочетов в тоно- или цветопередаче, допущенных на подготовительных стадиях, ведут к недоиспользованию возможностей печати из-за неизбежного сужения эффективного интервала оптических плотностей. Обоснованность значения линиатуры проверяется оценкой уровня собственных шумов данной технологии, а именно оценкой величин минимальных печатного элемента и пробела, надежно и стабильно воспроизводимых в тираже по всему полю оттиска.
Вместе с тем оригиналы порой существенно отличаются по своему содержанию. На одних преобладают и имеют основное значение мелкие детали и контуры, а протяженные (фоновые) участки практически отсутствуют. На других, напротив, мелкий рисунок выражен несущественно, а важна достоверная (без заметных скачков) передача обширных участков незначительно изменяющегося тона. Очевидно, что для изображений первого типа предпочтительно использовать линиатуру несколько более высокую, чем предусматривает приведенная выше примерная методика, т. е. в определенной степени пренебрегая требованиями плавной тонопередачи. И наоборот, для «мягких» изображений целесообразно ее несколько снизить, стремясь по возможности увеличить число воспроизводимых оттенков.
В традиционной полиграфической практике не было принято оперативно изменять линиатуру растрирования в связи с необходимостью переналадки и дополнительного согласования как отдельных стадий допечатного, так и последующих процессов. На современном этапе широкого использования количественных методов контроля, в том числе и с применением вычислительной техники, стало принципиально возможным варьировать значениели-ниатуры не только в пределах издания, но и для иллюстраций одной полосы.
В ряде случаев линиатуру приходится устанавливать из условия воспроизведения заданных пространственных частот. Так, если, например, редактором или заказчиком ставится задача отчетливой передачи решетки, имеющей на оригинале частоту 2 лин/мм, то, как будет показано в разделе 5, необходимы линиатура 40 лин/см и технология печати, уровень собственных шумов которой соответствует этому значению в отношении обсуждавшегося выше эффективного интервала оптических плотностей.