Сетевая экономика и проектирование информационных систем |
Страница 25 из 72
Развитие систем сетевого банкинга в Российской Федерации На Российском рынке представлено достаточно много систем для сетевого банкинга, со всеми их достоинствами и недостатками. Все решения сводились к установке у клиента специализированной программы. В итоге возникала необходимость в наличии в банке большой группы сотрудников для технической поддержки клиентов и высокие издержки банка на предоставление услуг такого интернет-банкинга. Вначале региональные банки, занимавшиеся внедрением электронного обслуживания, отдавали эту задачу на откуп собственным сотрудникам. Сейчас профессиональные поставщики сетевых банковских технологий начали предлагать обкатанные в экспериментальных условиях системы, которые были достаточно надежны и допускали различные изменения как ценовых, так и функциональных параметров. Кроме того, российские разработчики предложили привлекательную для банкиров идею защиты инвестиций в интернет-банкинг, которая сводится к тому, что внедрение новых технологий не обернется для заказчиков никакими дополнительными издержками, кроме стоимости инсталляции. Учитывая все преимущества взаимодействия с клиентом через Интернет, некоторые банки предлагают усеченный вариант интернет-банкинга, например, просмотр выписок по счету. Эта бесплатная услуга предоставляется клиентам через сайт банка. Банк может за цену, существенно меньшую по сравнению с ценами обычных провайдеров, предоставить клиенту возможность посещения сайта банка, а также подключить его к электронной почте. Можно предположить, что в ближайшие 2-3 года возможность обслуживаться через Интернет станет обязательным элементом комплекса банковских услуг. Рынок интернет-услуг в банковской сфере еще только формируется, однако имеются все предпосылки для его успешного развития. Растущая популярность интернет-банкинга в России, лишний раз подтверждает, что на этот нетрадиционный вид банковских услуг появился устойчивый и платежеспособный спрос. Последнее исследование возможностей сетевого банкинга, проведенное фирмой Datamonitor, позволило сделать прогноз, что к 2005 г. количество пользователей, совершающих банковские операции в режиме on-line, достигнет 75 млн. Лидируют здесь страны Северной Европы, где наблюдается больший, чем в среднем по Европе, рост объемов услуг сетевого банкинга. Удаленное управление финансами - услуга, которая позволит сделать банковские технологии более удобными, выгодными, доступными, открытыми, понятными для всех. Оценивая тенденции развития банковского сектора в Европе, здесь будут преобладать стратегии, направленные не столько на привлечение новых клиентов, сколько на сохранение старых. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 150 банков, которые предлагают услуги интернет-банкинга на финансовом рынке. География этих банков достаточно обширна и включает в себя такие города, как Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород, Екатеринбург, Калининград, Челябинск, столицы государств СНГ. Клиенты, являющиеся юридическими и физическими лицами, могут работать со всеми основными финансовыми документами. Юридические лица могут формировать, подписывать и отправлять в банк следующий перечень документов:
А также могут оперативно отслеживать статусы отправленных в банк документов, получать из банка рублёвые и валютные выписки по своим счетам за произвольный период, обмениваться с банком письмами. Физические лица могут:
Одним из банков, оказывающих самый полный набор услуг интернет-банкинга, является Гута-банк. Известно, что любой банк, оказывающий услуги интернет-банкинга характеризуется:
Эти факторы играют главную роль при выборе клиентом системы того или иного банка. Гута-банк с точки зрения функциональных возможностей обеспечивает услуги сетевого банкинга по следующим направлениям:
Категории обслуживаемых клиентов в основном физические лица. Обслуживание в Системе стоит 1 долл. США в месяц при условии, что клиент провел хотя бы одну операцию. Информационное обслуживание (выписки, справки и др.) осуществляется бесплатно. Другим крупным банком, с которым связано появление сетевого банкинга в России в 1998 г. стал Автобанк. Основой предоставления услуг интернет-банкинга является собственная разработка специалистов Автобанка, так называемая система «Домашний банк». Она было организована для обслуживания исключительно физических лиц и предоставляет клиенту следующие возможности:
Для работы с системой клиенту необходимо иметь доступ к сети Интернет. В качестве браузера требуется использование MS Internet Explorer 5 (или более поздних версий). Программное обеспечение клиента устанавливается автоматически при первом обращении пользователя к серверу системы. Для идентификации клиента используется ключевой элемент памяти «Touch Memory», который считывается с помощью адаптера, подсоединяющегося к компьютеру через COM или LPT порт. В данном элементе содержится информация о клиенте, пароль для входа в систему и информация, необходимая для работы с электронно-цифровой подписью, криптографические ключи. Реально разработанные на сегодняшний день виды банковских продуктов, реализующие различные аспекты электронного обслуживания клиентов приведены в табл. 6.1. Используя эту таблицу можно оценить достоинства и недостатки систем электронных расчетов, оценить порядок расходов на реализацию, сопровождение и ожидаемую доходность. Вопросы для самопроверки к главе 6.
Таблица 6.1. Основные технологические различия электронных систем банковского обслуживания
|