Сетевая экономика и проектирование информационных систем

 

Развитие систем сетевого банкинга в Российской Федерации

На Российском рынке представлено достаточно много систем для сетевого банкинга, со всеми их достоинствами и недостатками. Все решения сводились к установке у клиента специализированной программы. В итоге возникала необходимость в наличии в банке большой группы сотрудников для технической поддержки клиентов и высокие издержки банка на предоставление услуг такого интернет-банкинга. Вначале региональные банки, занимавшиеся внедрением электронного обслуживания, отдавали эту задачу на откуп собственным сотрудникам. Сейчас профессиональные поставщики сетевых банковских технологий начали предлагать обкатанные в экспериментальных условиях системы, которые были достаточно надежны и допускали различные изменения как ценовых, так и функциональных параметров. Кроме того, российские разработчики предложили привлекательную для банкиров идею защиты инвестиций в интернет-банкинг, которая сводится к тому, что внедрение новых технологий не обернется для заказчиков никакими дополнительными издержками, кроме стоимости инсталляции.

Учитывая все преимущества взаимодействия с клиентом через Интернет, некоторые банки предлагают усеченный вариант интернет-банкинга, например, просмотр выписок по счету. Эта бесплатная услуга предоставляется клиентам через сайт банка. Банк может за цену, существенно меньшую по сравнению с ценами обычных провайдеров, предоставить клиенту возможность посещения сайта банка, а также подключить его к электронной почте.

Можно предположить, что в ближайшие 2-3 года возможность обслуживаться через Интернет станет обязательным элементом комплекса банковских услуг. Рынок интернет-услуг в банковской сфере еще только формируется, однако имеются все предпосылки для его успешного развития.

Растущая популярность интернет-банкинга в России, лишний раз подтверждает, что на этот нетрадиционный вид банковских услуг появился устойчивый и платежеспособный спрос. Последнее исследование возможностей сетевого банкинга, проведенное фирмой Datamonitor, позволило сделать прогноз, что к 2005 г. количество пользователей, совершающих банковские операции в режиме on-line, достигнет 75 млн.

Лидируют здесь страны Северной Европы, где наблюдается больший, чем в среднем по Европе, рост объемов услуг сетевого банкинга.

Удаленное управление финансами - услуга, которая позволит сделать банковские технологии более удобными, выгодными, доступными, открытыми, понятными для всех.

Оценивая тенденции развития банковского сектора в Европе, здесь будут преобладать стратегии, направленные не столько на привлечение новых клиентов, сколько на сохранение старых.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 150 банков, которые предлагают услуги интернет-банкинга на финансовом рынке. География этих банков достаточно обширна и включает в себя такие города, как Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород, Екатеринбург, Калининград, Челябинск, столицы государств СНГ.

Клиенты, являющиеся юридическими и физическими лицами, могут работать со всеми основными финансовыми документами.

Юридические лица могут формировать, подписывать и отправлять в банк следующий перечень документов:

  • платёжное поручение;
  • платёжное требование;
  • инкассовое поручение;
  • реестр платёжных документов;
  • заявление об отказе от акцепта;
  • аккредитив;
  • заявление на перевод валюты;
  • поручение на обязательную продажу;
  • поручение на покупку валюты;
  • поручение на продажу валюты;
  • поручение на обратную продажу валюты;
  • заявление на конвертацию валюты;
  • паспорт сделки.

А также могут оперативно отслеживать статусы отправленных в банк документов, получать из банка рублёвые и валютные выписки по своим счетам за произвольный период, обмениваться с банком письмами.

Физические лица могут:

  • могут формировать, подписывать и отправлять в банк следующий перечень документов:
    • платёжное поручение;
    • информационное сообщение;
    • заявление на перевод валюты.
  • осуществлять коммунальные и периодические платежи;
  • управлять своими счетами, переводя деньги с одного счёта на другой. Автоматически производится конвертация валют;
  • устанавливать лимиты для своих карточек, блокировать карточку;
  • получать информацию о текущем состоянии своих счетов, включая карточные счета, получать выписки за произвольный период.

Одним из банков, оказывающих самый полный набор услуг интернет-банкинга, является Гута-банк. Известно, что любой банк, оказывающий услуги интернет-банкинга характеризуется:

  • функциональными возможностями системы, то есть операциями, которые может осуществлять клиент;
  • уровнем безопасности системы;
  • удобством пользования системой (пользовательский интерфейс) и условиями подключения.

Эти факторы играют главную роль при выборе клиентом системы того или иного банка.

Гута-банк с точки зрения функциональных возможностей обеспечивает услуги сетевого банкинга по следующим направлениям:

  • проведение коммунальных платежей (электроэнергия, газ, телефон, квартплата, теплоснабжение и др.);
  • оплата счетов за связь – межгород (ММТ), МТС, БИ ЛАЙН, МСС, СОНЕТ, Мобил Телеком, МТУ Интел, ПТТ Телепорт, Дейта Форс Ай Пи, Элвис-Телеком и др.;
  • оплата услуг: спутниковое телевидение (НТВ+, Космос ТВ), охрана, стоянка, домофон, обучение и др.;
  • перевод средства в оплату счетов за товары, в том числе, купленные через Интернет-магазины;
  • денежные переводы, в том числе, в иностранной валюте;
  • покупка и продажа иностранной валюты;
  • размещение средств в срочные вклады со счета в Системе Телебанк;
  • пополнение своих пластиковых карт со счета в Системе Телебанк;
  • перевод средств с пластиковых карточек на счет в Системе Телебанк;
  • подписка на газеты и журналы;
  • получение по факсу и через сеть выписки по счетам и пластиковым карточкам;
  • отправка по факсу квитанции об оплате;
  • получение на счет в Системе Телебанк денежных переводов, в том числе, перечисление заработной платы.

Категории обслуживаемых клиентов в основном физические лица.

Обслуживание в Системе стоит 1 долл. США в месяц при условии, что клиент провел хотя бы одну операцию. Информационное обслуживание (выписки, справки и др.) осуществляется бесплатно.

Другим крупным банком, с которым связано появление сетевого банкинга в России в 1998 г. стал Автобанк. Основой предоставления услуг интернет-банкинга является собственная разработка специалистов Автобанка, так называемая система «Домашний банк». Она было организована для обслуживания исключительно физических лиц и предоставляет клиенту следующие возможности:

  • покупать и продавать валюту;
  • оплачивать коммунальные услуги;
  • переводить деньги по своим счетам, как в рублях, так и в валюте;
  • совершать внутрибанковские платежи в рублях;
  • совершать межбанковские платежи в рублях;
  • оплачивать счета провайдеров, операторов сотовой и пейджинговой связи;
  • размещать средства во вклады в долларах США;
  • пополнять счета пластиковых карт;
  • получать выписки по всем своим счетам за любой период времени;
  • отслеживать и распоряжаться средствами, поступившими на счета.

Для работы с системой клиенту необходимо иметь доступ к сети Интернет. В качестве браузера требуется использование MS Internet Explorer 5 (или более поздних версий). Программное обеспечение клиента устанавливается автоматически при первом обращении пользователя к серверу системы. Для идентификации клиента используется ключевой элемент памяти «Touch Memory», который считывается с помощью адаптера, подсоединяющегося к компьютеру через COM или LPT порт. В данном элементе содержится информация о клиенте, пароль для входа в систему и информация, необходимая для работы с электронно-цифровой подписью, криптографические ключи.

Реально разработанные на сегодняшний день виды банковских продуктов, реализующие различные аспекты электронного обслуживания клиентов приведены в табл. 6.1. Используя эту таблицу можно оценить достоинства и недостатки систем электронных расчетов, оценить порядок расходов на реализацию, сопровождение и ожидаемую доходность.

Вопросы для самопроверки к главе 6.

  1. Дайте определение понятия «Сетевой банкинг».
  2. Охарактеризуйте различные виды сетевого банкинга.
  3. Каковы основные преимущества сетевого банкинга?
  4. С какими финансовыми документами могут работать юридические и физические лица в системе сетевого банкинга?
  5. Каковы основные технологические различия электронных систем банковского обслуживания?

Таблица 6.1.

Основные технологические различия электронных систем банковского обслуживания

Системы Основные отличия Основные услуги Дополни-тельные возможные услуги Технологии безопасности Основные каналы связи Используется обору-дование
Телефонный банкинг Обслуживание по интерактивному телефону Информационное обслуживание клиентов Проведение расчетных операций клиентов, чаще предопре-деленных Парольный доступ, ограни-ченные возможности платежей Телефонные Телефон, факс
Удаленный банкинг - классический "клиент-банк" Обслуживание клиентов по технологии "клиент-банк" Альтернатива обычному расчетному обслуживанию Более качественное информа-ционное обслуживание Электронно-цифровая подпись Телефонные, выделенные Компьютер, модем
Интернет банкинг Посредством Интернет позволяет качественно обслуживать массового клиента Оперативное информационное и расчетное обслуживание, работа с вкладами, депозитами, конвертация валют Участие в электронной коммерции в Интернет Электронно-цифровая подпись. Защищенные протоколы связи SSL, и др. Сеть Интернет Компьютер, подклю-ченный к Интернет
Видео банкинг Высокотех-нологичное презентабельное удаленное общение персонала банка с клиентом Информационное обслуживание с выборочным оказанием расчетных, консульта-ционных услуг Реклама банковских услуг. Услуги эквайринга пластиковых карт Ограничения в платежных операциях, иденти-фикация клиентов Специализи-рованные высокоско-ростные линии, включая Интернет Специализи-рованная видео- аппаратура в крупных торговых точках, вокзалах
Сотовый банкинг Мобильное обслуживание владельцев мобильных телефонов Все возможности Интернет банкинга Оперативное информационное оповещение Электронно-цифровая подпись Сотовые линии связи Сотовый телефон с WAP возмож-ностями
Банковские пластиковые карты Эмитирование и обслуживание банковских пластиковых карт различного назначения Разнообразные услуги карточного бизнеса Использование пластиковых карт в разл. "банкингах" как инструмента Иденти-фикация личности клиентов, технологи-ческая защищенность карт Всевозможные, включая специали-зированные и между-народные Банкоматы, торговые терминалы и др. банковское обору-дование