Сетевая экономика и проектирование информационных систем |
Страница 21 из 72
Термин «виртуальное» может интерпретироваться как «искусственно образованное» или как «мнимое, не существующее в реальном физическом пространстве» или как «расширенное за счет совместных ресурсов». Традиционно цель функционирования различных предприятий состоит в том, чтобы произвести как можно больше продукции и получить прибыль. В эпоху производства, ориентированного на индивидуального клиента, целью является обеспечение полного удовлетворения потребностей заказчика за счет своевременного изготовления и поставки требуемых высококачественных товаров. Этого возможно достигнуть с помощью, так называемого виртуального продукта, являющегося новым понятием. Виртуальный продукт может быть изготовлен и адаптирован к запросам потребителя в кратчайшие сроки и в любом месте и в различной форме, но для этого он должен существовать требуемой форме в виртуальной реальности. Хорошим примером служит использование идеи виртуального продукта на японской фирме Toyota где на конвейере в течении 72 часов производится автомобиль, параметры которого соответствуют заказу клиента. Все экономически активные члены общества могут быть разделены на производителей и потребителей стоимостей. При этом, до недавнего времени, граница между ними была практически всегда видна отчетливо. Производители изучают, что может быть востребовано рынком, создают адекватную стоимость и предлагают ее на реализацию в обществе. Потребители же со своей стороны оценивают предлагаемую на рынке стоимость с точки зрения своих интересов и системы ценностей и либо приобретают ее за некий эквивалент, либо нет. Подобная модель социально-экономических отношений в бизнесе до сих пор распространена довольно широко в силу того, там, где информационная составляющая в производимых стоимостях была мала. Однако информатизация общества ведет к тому, что информация становится жизненно важным элементом современной бизнес-системы, а рост информационной составляющей в стоимости товаров оказывается причиной постепенного размывания границ между производством и потреблением стоимости, между ее производителем и потребителем. В самом деле, сегодня важно производить то и только то, что будет востребовано потребителем. Таким образом, сам потребитель стоимости становится функционально полезным элементом подсистемы производителя и, естественно, вправе рассчитывать на определенную долю коммерческого эффекта всей бизнес-системы. И тот потребитель, который действительно активно вовлечён в процесс функционирования бизнес-системы, на самом деле получает сегодня эту долю в виде разнообразных скидок, бесплатного обслуживания и т.п. В условиях высокой доли информационной составляющей в стоимости товаров и услуг для производителя важнее всего становится знание своих конкретных потребителей, воспроизводство этих потребителей, трансформация собственной организации под их интересы и запросы. Вместе с тем и для потребителя в этих условиях важно знать производителей, которые способны произвести стоимость, наилучшим образом удовлетворяющую его конкретные потребности. Издержки, связанные с образованием бизнес-системы известны как транзакционные издержки бизнеса, в состав которых включаются:
Для поиска возможных форм своего участия в бизнес-процессах хозяйствующие субъекты (предприниматели, специалисты, инвесторы, поставщики, потребители и т.д.) подключаются к информационным системам различного уровня. В результате становится возможным с гораздо меньшими затратами охватить поиском сферы применения экономического потенциала хозяйствующего субъекта. Таким образом, происходит объединение производителя и покупателя, вопреки ограничениям пространственно-временного, социально-политического, финансово-экономического, морально-этического характера. Создаваемая в таких условиях величина стоимости продукции будет зависеть не только от величины производственных активов предприятия, а от его способностей отреагировать на запрос потребителя. Таким образом, сначала предприятие должно продать продукт, а потом его произвести. Но в процессе создания стоимости участвует не одно отдельно взятое предприятие, а соответствующая бизнес-система, поэтому для удовлетворения своих запросов потребителю придется участвовать в организации работы целой бизнес-системы. Функцию организации работы бизнес-системы, нацеленной на удовлетворение индивидуальных потребностей конкретного потребителя, может взять на себя особая структура, которую можно назвать виртуальным предприятием и задачи которой сводятся к:
Обслуживая других участников бизнес-системы, виртуальное предприятие не просто экономит им транзакционные издержки, оно, по сути, выступает интегрирующим звеном, которое увязывает интересы и функции всех участников бизнеса. Появление виртуальных предприятий в экономике должно приводить к удешевлению процесса производства, а не к его удорожанию. Рассмотрим различия в функционировании виртуальных предприятий и предприятий традиционной экономики. В своей работе «The Next Economy» Брадфорд Де Лонг и Майкл Фрумкин утверждают: - «современные технологии начинают подрывать свойства, которые делают Невидимую Руку рыночной системы эффектным и эффективным средством для организации производства и распределения продукции». В первую очередь это касается следующих трёх основ рыночной системы:
Данные основы всё ещё хорошо соответствуют современной экономике, но не будут видимо, применимы для характеристики деятельности виртуальных предприятий. Считается, что главным отличием сетевых форм управления от рыночных и иерархических является длительность связей между агентами, которые не регламентируются вышестоящей властью. Виртуальное предприятие может быть охарактеризовано некоторыми новыми качествами и преимуществами:
Несмотря на все преимущества виртуальных предприятий перед предприятиями традиционной экономики, ещё нет ответа на вопрос о достаточной их прибыльности. До 2001 г. лишь немногие виртуальные предприятия приносили прибыль. Виртуальные предприятия существуют, как правило, в условиях так называемой сжатой шкалы времени. Всего за несколько лет они проходят те стадии развития и упадка, на которые фирмам традиционной экономики требовались десятилетия. Ещё одно отличие от обычных предприятий состоит в деньгах. Виртуальные фирмы иногда получают деньги в значительно большем объёме и значительно быстрее, но они их быстро тратят. Не случайно в словаре виртуального бизнеса появилось новое понятие «скорость сгорания», которое пришло на смену давно известному понятию «чрезмерная торговая деятельность». Последнее всегда было синонимом опрометчивости в традиционной экономике. Компании традиционной экономики могут ежегодно тратить 3-5% дохода от продаж на информационные технологии. Виртуальные компании вкладывают в них на порядок больше. Для этих компаний вложения в технологии не ограничиваются фиксированной долей от объёма продаж. Серверы, лицензии на программное обеспечение, штат – всё требует гораздо более частого обновления и расширения, поэтому виртуальные компании сталкиваются с серьёзными экономическими проблемами в процессе своего расширения. Распределение затрат в виртуальных компаниях похоже на то, которое характерно для капиталоёмкого бизнеса. Обычно технологическая инфраструктура виртуальной компании неизменно обновляется с ориентацией на грядущие потребности. Возникающий временный избыток мощностей побуждает компанию искать новых потребителей, а также создавать новые продукты и услуги, которые она может продавать. Это увеличивает затраты на маркетинг, разработку продуктов и технологию, что ведёт к убыткам в краткосрочной, а иногда и более длительной перспективе, когда требуются особенно большие вложения в новую технологию. Как в любом бизнесе с высоким уровнем фиксированных расходов, потребность увеличения объёма продаж для покрытия этих расходов возрастает. Таким образом, целостность виртуального предприятия может поддерживаться лишь ростом продаж. Наряду с вышеперечисленными отличиями многое в деятельности виртуальных фирм похоже на то, что делается на традиционных предприятиях. В любых случаях сделка не считается завершенной до тех пор, пока товары не перейдут из одних рук в другие, а деньги не будут уплачены. У виртуального предприятия в этих областях даже больше проблем, чем у фирм традиционной экономики. Мошенничество в платёжных виртуальных системах распространено так же широко, как и везде. Виртуальные предприятия также страдают от недостатков управления, как и предприятия традиционной экономики. Такие испытанные формы сотрудничества, как консорциумы или совместные предприятия, лишь в ограниченной степени могут приспособиться к динамике современного рынка. Быстро меняющаяся ситуация ограничивает использование форм кооперации на зафиксированных в договорах условиях. Виртуальные сети позволяют преодолеть этот недостаток за счёт своей открытости и гибкости. Высокие транзакционные издержки, которые свойственны подобным сетевым формированиям, могут компенсироваться возможностями, предоставляемыми информационно-коммуникационными технологиями. Таким образом, основное достоинство виртуальных форм организаций состоит в возможности выбирать и использовать наилучшие ресурсы, знания и способности с меньшими временными затратами. Виртуальные предприятия имеют следующие возможности:
|