Сетевая экономика и проектирование информационных систем

 

Сетевые межличностные коммуникации и дистанционное образование в сети Интернет

Способы и инструменты общения в сети.

Существуют классификации способов общения в Интернете по различным признакам. Среди них можно назвать уровень интерактивности и количество участников.

По степени интерактивности коммуникаций выделяют:

  1. наиболее интерактивные среды общения – чаты и многопользовательские миры;
  2. наименее интерактивные – E-mail и телеконференции.

При использовании наименее интерактивных способов общение происходит в режиме off-line, в отличие от наиболее интерактивных способов, где люди общаются в режиме on-line.

По количеству участников, вовлеченных в коммуникативный процесс, выделяют:

  1. диалоговую коммуникацию, off-line и on-line (электронная почта, ICQ);
  2. полилоговую коммуникацию, off-line и on-line (конференции, чаты);
  3. однонаправленную коммуникацию (объявления, реклама, отзывы).

Рассмотрим кратко инструменты общения в сети.

Так называемый чат – позволяет общаться людям, находящимся далеко друг от друга. Можно выделить пять основных форм интернет-чата: telnet, IRC, web chat, direct chat и world chat .

Telnet является наиболее старым типом программы, позволяющим получать доступ по сети к другому компьютеру и управлять им через свой компьютер. Существуют два типа telnet – MUD (многопользовательские миры) и MOO (многопользовательские объектно-ориентированные). Оба типа позволяют большому количеству пользователей собраться и встретиться в виртуальном пространстве одного сервера. MUD - общение основано на игровой реальности.

IRC – Internet Relay Chat – это протокол, позволяющий пользователям общаться друг с другом в реальном времени посредством набора слов на клавиатуре (chat).

Web chat – термин, который используется для описания любого чата, работающего в реальном времени на веб-сервере и доступного через любой стандартный веб-браузер, такой как Netskape Communicator или Microsoft Internet Explorer.

Direct chat – включает в себя целый набор программ, позволяющих соединяться двум и более пользователям напрямую, не заходя на какой - либо специальный сервер.

World chat – представляет собой разновидность симуляции виртуальной реальности, в которой пользователь может общаться с другими посетителями и исследовать окружающую виртуальную среду.

Использование ICQ-средств позволяет вести диалог с собеседником в режиме реального времени не используя для этого браузеры. Сервисы в ICQ позволяют реализовать создание клубов по интересам, заказ и получение ICQ-новостей и др.

Форум – место для дискуссий по определенной тематике. Каждая тема содержит исходное сообщение и ответы участников на него.

Так называемые «гостевые книги», предусмотренные практически на любом сайте, направлены на получение обратной связи от посетителей. Зачастую обмен впечатлениями перерастает в групповую полемику, в которую включаются и посетители, и создатели сайта. Таким образом, гостевые книги могут превратиться в популярный форум, а дискуссии затягиваются на неопределенное время.

Существует три типа форума: открытый, защищенный и закрытый.

На открытом форуме все могут принимать участие в дискуссии без регистрации.

На защищённом форуме для незарегистрированных пользователей доступно только чтение материалов. Для отправки сообщения необходимо зарегистрироваться.

Закрытый форум доступен только для зарегистрированных участников, разделенных на группы администраторов, модераторов, участников.

Холл – это вход на дискуссионный форум. Он представляет собой список форумов, либо конференций (если администратор объединил форумы в конференции), а также меню пользователя. Конференция - это набор форумов, связанных между собой тематически. Администратор может создать конференции, если сайт содержит слишком большое число форумов.

Форум в Интернете характеризуется:

  • пространством – в групповой дискуссии может принять участие любой желающий, имеющий доступ в сеть. Серьёзным ограничением является, по большом счету, только языковой барьер.
  • временем – в отличие от общения в реальном времени, у участников дискуссии есть возможность обдумать чужие реплики, подготовить и отредактировать свои.
  • ответственностью – участник виртуальной группы, с одной стороны, делает вклад в развитие групповой динамики, с другой стороны, полностью ответственен за собственное психологическое состояние.
  • эмоциональностью – чем больше времени человек проводит в Интернете, тем большая часть его социальных контактов приходится на сетевых знакомых.

Формы сетевого общения можно разделить на публичные и приватные.

Особенностью «доверительного» общения является то, что обычно оно не является публичным и протекает в приватных формах коммуникации. Существуют общепринятые нормы поведения в виртуальном социуме. По одной из этих норм, публично задавать вопросы о возрасте, подлинном имени и т.п. собеседника считается как минимум неделикатным – каждый сообщает о себе столько, сколько считает нужным. Если желание перевести общение на другой уровень обоюдно, люди, переходят на общение по электронной почте или через ICQ. В виртуальных социумах, специализирующихся на общении, изначально заложена возможность приватной беседы без перехода на другой ресурс. В чатах приняты такие приватные формы коммуникации как «шепот» (возможность при общем разговоре отправлять любому из присутствующих реплики, невидимые для остальных) и «приват» (возможность перейти в диалоговый чат «на двоих»),

Для большинства «виртуалов» переход от публичного общения к приватному накладывает на собеседников определенные обязательства, когда позволительно не ответить на вопрос, но не солгать.

Доверительное общение обладает повышенной, по сравнению с обычными социальными контактами эмоциональной насыщенностью. Очень часто и очень быстро между собеседниками возникают близкие отношения, часто переходящие во взаимную приязнь, дружбу.