Сетевая экономика и проектирование информационных систем |
Страница 20 из 72
Функционирование виртуальных предприятий В принципе виртуальное предприятие обладает теми же возможностями и потенциалом, что и традиционное, Но при этом характеризуется несколько другими организационными и структурными формами. Виртуальное предприятие – это добровольная временная форма кооперации нескольких, как правило, независимых партнеров (предприятий, институтов, отдельных лиц), обеспечивающая благодаря оптимизации системы производства благ большую выгоду всем участникам. На базе согласованных представлений о содержании хозяйственного процесса и явно выраженной культуры доверия партнеры по кооперации совместно используют свои возможности в форме различных ресурсов, чтобы добиться результата лучше, дешевле, быстрее, и с конкурентным преимуществом в международном масштабе. С точки зрения потребителя совокупность участников выступает как единое предприятие, использующее возможности самых современных информационных и коммуникационных технологий. Можно привести примеры и более кратких определений виртуального предприятия. Так, немецкий исследователь К. Блейхер под виртуальной корпорацией понимает межорганизационное гибкое предприятие, создаваемое на время, главная цель которого – получение выгоды благодаря расширению ассортимента товаров и услуг. Имеется и другое определение, одного из ведущих менеджеров фирмы DEC Дж. Хоплэнда. Виртуальное предприятие – это сетевая, компьютерно-опосредованная организационная структура, состоящая из неоднородных взаимодействующих агентов, расположенных в различных местах. Агенты виртуального предприятия разрабатывают совместный проект (или ряд взаимосвязанных проектов), находясь между собой в отношениях партнерства, кооперации, сотрудничества, координации и т.п. Поэтому создание виртуального предприятия связано с интеллектуальным моделированием взаимодействия сложных, неоднородных, отстоящих друг от друга агентов. Если говорить о сущности виртуальной организации, – то она представляет собой объединение независимых хозяйственных субъектов (людей, групп, компаний), распределенных территориально, осуществляющих текущее взаимодействие в электронном пространстве в глобальном масштабе путем объединения свои ресурсов и усилий для достижения совместных задач и осуществления совместной деятельности. Существует также понятие бизнес-сети, которое является более широким, нежели виртуальная организация. Бизнес сеть представляет собой виртуальное сетевое сообщество взаимосвязанных субъектов (компаний, групп, частных лиц), организованных в едином виртуальном информационном пространстве, вступающих в регулярное взаимодействие, разделяющих общие базовые принципы сообщества и готовых к сотрудничеству в глобальном масштабе для достижения взаимовыгодных целей. Можно выделить следующие основные характеристики данных образований: Для бизнес-сети и виртуальной организации:
Особенности, присущие виртуальной организации, но не характерные для бизнес-сети:
В таблице 5.1 представлены основные принципы построения инфраструктуры виртуального предприятия и проблемы, с которыми оно сталкивается. Таблица 5.1. Основные принципы построения инфраструктуры виртуального предприятия
Виртуальные предприятия характеризуются не только поставленными задачами, целями и функциями, но также распределением ролей и властных полномочий, способами коммуникации, правилами распределения прибыли и другими особенностями. Можно выделить, с точки зрения типов управления, три вида виртуальных предприятий:
Виртуальное предприятие полностью ориентировано на заказчика, с точки зрения скорости выполнения заказа и полноты удовлетворения его потребностей. Создание виртуального предприятия означает интеграцию уникального опыта, производственных возможностей и передовых технологий ряда предприятий для некоторого проекта, который они не могут выполнить в отдельности. Упрощенно функционирование виртуального предприятия можно представить в виде двух следующих схем: первая показывает, что виртуальное предприятие должно обеспечивать реализацию всего производственного цикла изделия. При этом портфель заказов может изменяться в короткие сроки, так же как и состав участвующих в его выполнении организаций (рис. 5.1), вторая – показывает функционирование виртуального предприятия на сетевом уровне и является более общей по сравнению с первой (рис. 5.2). В этом случае Интернет может использоваться как широкодоступная и сравнительно дешевая коммуникационная среда. Рис. 5.1. Схема функционирования виртуального предприятия Рис. 5.2. Упрощенная схема функционирования виртуального предприятия на сетевом уровне
|