Сетевая экономика и проектирование информационных систем

 

Функционирование виртуальных предприятий

В принципе виртуальное предприятие обладает теми же возможностями и потенциалом, что и традиционное, Но при этом характеризуется несколько другими организационными и структурными формами. Виртуальное предприятие – это добровольная временная форма кооперации нескольких, как правило, независимых партнеров (предприятий, институтов, отдельных лиц), обеспечивающая благодаря оптимизации системы производства благ большую выгоду всем участникам. На базе согласованных представлений о содержании хозяйственного процесса и явно выраженной культуры доверия партнеры по кооперации совместно используют свои возможности в форме различных ресурсов, чтобы добиться результата лучше, дешевле, быстрее, и с конкурентным преимуществом в международном масштабе. С точки зрения потребителя совокупность участников выступает как единое предприятие, использующее возможности самых современных информационных и коммуникационных технологий.

Можно привести примеры и более кратких определений виртуального предприятия. Так, немецкий исследователь К. Блейхер под виртуальной корпорацией понимает межорганизационное гибкое предприятие, создаваемое на время, главная цель которого – получение выгоды благодаря расширению ассортимента товаров и услуг.

Имеется и другое определение, одного из ведущих менеджеров фирмы DEC Дж. Хоплэнда. Виртуальное предприятие – это сетевая, компьютерно-опосредованная организационная структура, состоящая из неоднородных взаимодействующих агентов, расположенных в различных местах. Агенты виртуального предприятия разрабатывают совместный проект (или ряд взаимосвязанных проектов), находясь между собой в отношениях партнерства, кооперации, сотрудничества, координации и т.п. Поэтому создание виртуального предприятия связано с интеллектуальным моделированием взаимодействия сложных, неоднородных, отстоящих друг от друга агентов.

Если говорить о сущности виртуальной организации, – то она представляет собой объединение независимых хозяйственных субъектов (людей, групп, компаний), распределенных территориально, осуществляющих текущее взаимодействие в электронном пространстве в глобальном масштабе путем объединения свои ресурсов и усилий для достижения совместных задач и осуществления совместной деятельности.

Существует также понятие бизнес-сети, которое является более широким, нежели виртуальная организация. Бизнес сеть представляет собой виртуальное сетевое сообщество взаимосвязанных субъектов (компаний, групп, частных лиц), организованных в едином виртуальном информационном пространстве, вступающих в регулярное взаимодействие, разделяющих общие базовые принципы сообщества и готовых к сотрудничеству в глобальном масштабе для достижения взаимовыгодных целей.

Можно выделить следующие основные характеристики данных образований:

Для бизнес-сети и виртуальной организации:

  • добровольность участия;
  • организация в электронном пространстве;
  • концентрация участников на своих ключевых компетенциях;
  • независимость членов;
  • обилие лидеров;
  • наличия объединяющей миссии и/или общих ценностей и видения бизнеса;
  • свободное построение связей;
  • интеграция на всех уровнях.

Особенности, присущие виртуальной организации, но не характерные для бизнес-сети:

  • наличие общей задачи;
  • кооперация;
  • распределение работ;
  • наличие взаимных обязательств;
  • координация совместной деятельности.

В таблице 5.1 представлены основные принципы построения инфраструктуры виртуального предприятия и проблемы, с которыми оно сталкивается.

Таблица 5.1. Основные принципы построения инфраструктуры виртуального предприятия

Проблемы формирования и функционирования виртуальной организации Основные принципы функционирования сетевой инфраструктуры, нацеленные на решение приведенных проблем
Избыточность коммуникаций Структурирование информационных потоков
Сложность принятия решений при большом количестве равноправных участников Координация виртуальной работы
Ролевое структурирование виртуальной организации
Обеспечения единой стратегии взаимодействия в бизнес-сети
Стандартизация опорных технологий
Потери эффективности при обмене информацией в виртуальной среде Стандартизация опорных технологий
Сложности в поиске партнеров и инициации связей Разделение виртуальной организации и бизнес-сообщества
Идентификация виртуальной организации
Формализация компетенций
Ролевое структурирование сетевой организации
Дифференциации статусов участников сети
Структурирование информационных потоков
Недоверие к потенциальным партнерам Обеспечение среды доверия в сети
Дифференциация статусов участников сети
Обеспечение единой стратегии бизнес-сети
Формализация и персонализация ответственности
Нестабильность сети, возможность выхода любого из участников Формализация и персонализация ответственности
Выявление и эффективное распространение знаний
Сложности с трансфертом ресурсов внутри сети, неоднозначность прав на создаваемые активы, риск неадекватной оценки и трансферта выигрышей Опора на эффективные рыночные механизмы
Эффективный трансферт ресурсов внутри сети
Обеспечение единой стратегии взаимодействия в бизнес-сети
Идентификация проекта
Отсутствие гарантий постоянной занятости Обеспечение единой стратегии взаимодействия в бизнес-сети
Минимизация затрат на участие

Виртуальные предприятия характеризуются не только поставленными задачами, целями и функциями, но также распределением ролей и властных полномочий, способами коммуникации, правилами распределения прибыли и другими особенностями. Можно выделить, с точки зрения типов управления, три вида виртуальных предприятий:

  • с централизованным типом управления, при котором участники действуют по поручению своих организаций, причем один из участников управляет процессом: уясняет задачу, выдает задания другим, обобщает результаты и принимает решение;
  • с распределенным типом управления, где знания и ресурсы распределяются между участниками, но сохраняется общий орган командного управления, принимающий решения в конфликтных ситуациях;
  • с децентрализованным типом управления, при котором все управленческие процессы осуществляются только за счет локальных взаимодействий между участниками.

Виртуальное предприятие полностью ориентировано на заказчика, с точки зрения скорости выполнения заказа и полноты удовлетворения его потребностей. Создание виртуального предприятия означает интеграцию уникального опыта, производственных возможностей и передовых технологий ряда предприятий для некоторого проекта, который они не могут выполнить в отдельности. Упрощенно функционирование виртуального предприятия можно представить в виде двух следующих схем: первая показывает, что виртуальное предприятие должно обеспечивать реализацию всего производственного цикла изделия. При этом портфель заказов может изменяться в короткие сроки, так же как и состав участвующих в его выполнении организаций (рис. 5.1), вторая – показывает функционирование виртуального предприятия на сетевом уровне и является более общей по сравнению с первой (рис. 5.2). В этом случае Интернет может использоваться как широкодоступная и сравнительно дешевая коммуникационная среда.

Рис. 5.1. Схема функционирования виртуального предприятия

Рис. 5.2. Упрощенная схема функционирования виртуального предприятия на сетевом уровне