Сетевая экономика и проектирование информационных систем |
Страница 19 из 72
Виртуальные предприятия Основные понятия и определения Известно, что в 80-е годы основными направлениями совершенствования деятельности предприятий были совершенствование управления качеством продукции и ресурсами. В 90-е направлением стал реинжиниринг бизнес процессов, ориентированный на более полное удовлетворение интересов потребителей. К концу 90-х годов и началу 21-го века наблюдается переход к виртуальным и сетевым принципам организации предприятий. Любое коммерческое предприятие ставит своей целью получение прибыли. Это – главная аксиома современной экономической теории. В отсутствии прибыли коммерческий эффект предприятия будет в лучшем случае нулевым, в худшем – отрицательным, сопровождающимся напрасными тратами материальных, трудовых, интеллектуальных и финансовых ресурсов. Однако не только труд или капитал являются источником прибыли предприятия, но и вся система в целом, в которой происходит появление и потребление его продукции. В этой системе существуют коммерческие идеи, знания, информация, которые имеют отношение не только непосредственно к процессу производства продукта, но и процессам обмена, конкуренции, привлечения инвестиций и др. Традиционно компании стремились дифференцировать свою деятельность и повысить эффективность операций за счет владения всей цепочкой поставок, что было единственным способом добиться неразрывности потока информации, позволяло оптимизировать внутренние процессы, обеспечивало организации полный контроль над всеми подразделениями. Этот подход показал свою успешность в прошлом, но у него есть и ряд недостатков: во-первых, он чрезвычайно капиталоёмок; и, во-вторых, вынуждает компании сосредотачивать свои усилия на участках, которые не являются их основной специализацией. Сетевые технологии дают возможность организовать неразрывные информационные потоки за существенно меньшие деньги. Предприятиям больше не нужно владеть всей цепочкой поставок, так как они могут в полной мере воспользоваться опытом и знаниями партнеров, работающих на отдельных участках цепочки. В то же время Интернет предоставляет большие возможности предприятиям, ранее привязанным к своему географическому региону. В теории управления определение "виртуальный" стало ключевым. Все чаще говорят о виртуальных продажах, банковских операциях, фондах, предприятиях и организациях. Следует подчеркнуть, что пространство виртуализации предприятий включает три основные компоненты:
Виртуальная реальность – это имитация реальных процессов разработок и производства в информационном пространстве. Используемая в качестве инструмента, она позволяет выстроить сложные структуры, а в качестве среды – дает возможность представить продукт, здания, рабочие места, машины и оборудование до того, как они обретут реальное существование. Человек воспринимается при этом как часть виртуального окружения, которое с помощью комбинации пространственных, звуковых и визуальных сигналов формирует качественно новое понимание реальности. Основные области применения виртуальной реальности – создание виртуальных прототипов предприятий, а также виртуальное планирование производства. Под виртуальным (электронным) рынком понимаются предлагаемые глобальной сетью коммуникационные и информационные услуги коммерческого назначения. Характерными особенностями электронного рынка являются:
Виртуальные рынки, позволяют осуществлять экономические операции круглосуточно, в любой точке пространства и способствуют снижению издержек и росту эффективности производства и реализации продукции. Виртуальные организационные формы охватывают широкую гамму работ на дому и работ с использованием средств телесвязи, а также работ с применением банков знаний. Их общим признаком является объединение в единую сеть отдельных сотрудников с помощью современных информационных и коммуникационных технологий. В этом случае говорят об использовании Интернет-среды во внутренних сетях предприятий. Пионерами в части виртуальной организации труда являются компании IBM, крупные консультационные предприятия, банки и др. В настоящее время работает множество сетей, которые выходят за границы одного предприятия:
С использованием таких сетей к участию привлекаются всемирно известные партнеры. Рассмотрим понятие инфраструктуры виртуального предприятия. Инфраструктура виртуальной организации – это совокупность элементов, способствующих эффективному взаимодействию субъектов виртуальной организации, движению потоков ресурсов, продуктов и информации внутри сети. Важнейшая функция инфраструктуры – минимизировать затраты на взаимодействие сторон, определяя порядок и последовательность такого взаимодействия. Среди функций инфраструктуры виртуальной предпринимательской организации могут быть выделены следующие:
|