Сетевая экономика и проектирование информационных систем |
Страница 11 из 72
Формирование цен на информационном рынке Цены на информационном рынке и их разновидности Цена в условиях рыночной экономики является важнейшим экономическим параметром рыночной среды, с которым вынуждены считаться фирмы, предприятия, организации, действующие на информационном рынке. Основные виды цен на информационном рынке связаны с видами продукции и формами представления ее потребителям: 1) Для средств вычислительной техники и средств связи практикуется:
2) Для программных изделий практикуется:
3) Для информационных продуктов практикуется:
4) В перечень сервисных услуг можно включить:
5) Для информационных услуг можно выделить следующие формы их продажи:
В соответствии с разнообразием форм предоставления потребителям продукции и услуг очевидно разнообразны и формы их оплаты. В зависимости от степени регулируемости рынка цены могут быть:
фиксированными в тех случаях, когда государство (или иной уполномоченный орган) устанавливает жесткий фиксированный уровень на тот или иной вид товаров или услуг в информационной сфере. На рис. 3.1 и 3.2 приведены обобщенная схема движения информационных продуктов и действующих видов цен, а также состав и структура розничных цен.
P = C1+ C2+ V + M, где Р – цена продукта, услуги; C1 – затраты предметов труда; С2 – затраты, связанные с применением средств труда (амортизационные отчисления, обслуживание и ремонт); V – затраты, связанные с использованием живого труда; М – включенная в цену прибыль. Естественно, для разных видов цен каждая из составляющих слагается из соответствующих статей расходов и прибыли участников товародвижения информационных продуктов (см. табл. 3.1). Таблица 3.1. Состав и структура цен на информационную продукцию
Есть некоторые особенности (иногда закрепленные в нормативных документах) учета транспортных и складских расходов в составе цены. В связи с этим цены могут различаться по видам франко, т.е. по месту сдачи товара отправителем и перехода ответственности за его дальнейшую судьбу к покупателю. Практика налогообложения и взимания в пользу государства некоторых видов платежей требует выделения в платежных документах кроме цен производителя (продавца) налога на добавленную стоимость, акциза и других платежей, являющихся косвенными налогами. Можно выделить три вида цен на продукцию сетевой экономике:
С целью укрепления своих позиций на рынке многие провайдеры создают централизованные базы данных, которые объединяют родственные по тематике и снижают плату за поиск таких данных, расценки на работу в ночное время. Совершенствуют системы поиска, переводя их в упрощенные режимы работы, организуют возможность получения дополнительных услуг, например, системы оперативного заказа первоисточников на основе кооперации с библиотеками, предоставляют потребителям возможность формирования и ведения личных файлов, недоступных для других пользователей. При предоставлении услуг диалогового доступа к базам данных в основном используются лицензионные договоры, а в последнее время все более широкое распространение находит подписка. Четко выделилось два основных подхода к политике ценообразования в области предоставления числовых и текстовых данных. Первый подход характеризуется схемой расчетов за услуги обработки данных в режиме разделения времени, как правило, предусматривающей:
Второй подход базируется на почасовой ставке, включающей оплату времени подключения к сети, объема использования баз данных и услуг телекоммуникаций. В случае библиографических баз данных, как правило, дополнительно взималась плата за найденные описания документов. В некоторых централизованных базах данных предусматривается разовая оплата пароля для новых пользователей. В последнее время предпочтение начинает отдаваться подписке и другим упрощенным вариантам оплаты, так как затраты на учет и ведение делопроизводства при использовании сложных схем весьма велик. Цены на диалоговый доступ складываются из стоимости тарифа по предоставлению этого режима, стоимости использования баз данных, услуг посредников, а также стоимости услуг передачи данных. Цены на диалоговый доступ постоянно растут. Рост цен в основном затрагивает популярные и широко используемые базы данных. Цены государственных баз данных растут в меньшей степени. Дело в том, что использование диалоговых услуг пока в основном осуществляется в порядке выполнения служебных обязанностей, оплачивается из средств фирмы и поэтому спрос не является эластичным по отношению к изменению цены. К ценам на услуги диалогового доступа, как правило, устанавливаются скидки пропорциональные объему использования потребителем услуг диалогового доступа, которые могут достигать до 7-32 % от первоначальной цены.
|