Сетевая экономика и проектирование информационных систем

 

Экономика, организация и управление в провайдерских фирмах

Организационная структура фирм характеризуется наличием, составом и функциями подразделений и определяется видом деятельности. Обобщенная организационная структура крупной провайдерской фирмы представлена на рис. 4.3.

Рис. 4.3. Обобщенная оргструктура крупной провайдерской фирмы

Директор (генеральный директор) руководит фирмой через своих заместителей. Обычно их несколько человек, в соответствии с направлением деятельности фирмы:

  • главный инженер (отвечает за обслуживание и работоспособность инфраструктуры);
  • заместитель по и общим вопросам;
  • заместитель по экономике;
  • заместитель по производству;
  • заместитель по кадрам и режиму и т.п.

Управленческие службы включают в себя обычно:

  • плановый отдел (планово-экономический отдел);
  • бухгалтерию;
  • отдел кадров;
  • отдел труда и зарплаты;
  • канцелярию (секретариат);
  • отдел режима (отвечает за секретность);
  • службу маркетинга;
  • юридический отдел.

Функции некоторых отделов могут быть объединены, и тогда количество отделов управленческих служб уменьшится.

Основные подразделения провайдерских фирм создаются по видам основной деятельности, либо по предметной схеме, либо по функциональной схеме. Часто при организации основных проектных подразделений фирмой используется смешанная схема. Профилирующие отделы решают задачи, связанные с объектами проектирования, а функциональные (базовые) – с видами работ.

Вспомогательные и обслуживающие подразделения предприятий информатики выполняют вспомогательные функции для всех подразделений. Среди таких подразделений можно назвать:

  • отдел научно-технической информации;
  • архив;
  • множительная база и др.

Внутрифирменная инфраструктура представляет собой совокупность всех служб по обеспечению жизнедеятельности людей, функционирования техники и оборудования зданий. К инфраструктуре предприятия относятся:

  • энергетика, связь, отопление, водоснабжение, канализация, мастерские, производства;
  • службы по строительству и ремонту помещений;
  • отдел снабжения;
  • транспортные службы;
  • службы по ремонту и техническому обслуживанию технических средств;
  • службы по охране и уборке помещений.

Производственная и испытательная база может иметь место только у крупных провайдерских фирм.

Кроме перечисленных служб и отделов может иметься – медпункт, отдел научной организации труда, службы техники безопасности, психолог и др.

Небольшие фирмы имеют упрощенную структуру, в которой должности, отделы и службы совмещаются, а часть работ выполняется за счет привлечения внешних исполнителей, например, по ремонту зданий, транспортному обслуживанию, обслуживанию технических средств и т.п.; части нетипичных проектных работ по договорам подряда.

Организационная структура небольшой провайдерской фирмы для примера приведена на рис. 4.4.

Штат такой провайдерской фирмы составляет обычно 15-20 человек, в зависимости от ассортимента предоставляемых услуг и объёма сегмента, занимаемого на рынке.


Рис. 4.4. Организационная структура небольшой (средней) провайдерской фирмы

В основные задачи директора входит: управление организацией, заключение договоров по аренде линий связи.

Маркетинговый отдел занимается изучением рынка, потребностей, размещением рекламы и проведением иных маркетинговых компаний.

Абонентский отдел занимается заключением договоров с потребителями, выставлением счетов (биллинг).

Технический отдел и отдел подключения и поддержки абонентских систем занимается поддержанием всего технического оснащения организации в работоспособном состоянии.

Характеристика особенностей основных фондов провайдерских фирм.

К основным фондам относятся средства труда, которые участвуют во многих производственных циклах, сохраняя при этом свою натуральную форму, и переносят свою стоимость на готовый продукт частями по мере износа (морального и физического).

В России применяется следующая типовая классификация объектов основных средств:

  • здания;
  • сооружения;
  • передаточные устройства;
  • машины и оборудование;
  • транспортные средства;
  • инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь;
  • другие виды основных средств.

По характеру использования основные фонды делятся на производственные и непроизводственные. К производственным фондам относятся здания производственного назначения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, средства связи и т.д. К непроизводственным фондам относятся жилые дома, клубы, дома отдыха и другие средства, находящиеся на балансе предприятия.

Из других видов основных фондов, характерных для предприятий информатики, можно выделить программные продукты, базы данных, базы знаний и т.п.

Перечень услуг включает в себя: сеансовое подключение по коммутируемым линиям; постоянное соединение по физическим некоммутируемым линиям и цифровым каналам; подключение по волоконно-оптическим линиям связи; подключение через спутник; IP-телефонию; электронную почту; размещение информации на серверах; размещение оборудования клиентов в Центре хранения и обработки данных.

Продукцией фирмы - провайдера Интернет услуг является информация. Единицей измерения информации является принятая мера 1Гб. Общий объем переданной информации называется трафиком.

Приведем примерный перечень важнейших основных фондов провайдерской фирмы:

  • здание (арендованное или в собственности);
  • линии связи (арендованные у операторов связи);
  • модемный пул - модемы (до 1200) объединенные в один узел, передающий информацию в опорную сеть провайдера;
  • маршрутизаторы - компьютеры, определяющие кратчайший путь для пакета передаваемой информации;
  • коммутаторы - устройства, коммутирующие пакеты информации на телефонной линии;
  • шлюзы - устройства, оперирующие на верхних уровнях взаимодействия компонентов (сеансовом, представления и приложений). Они обеспечивают метод подсоединение сетевых сегментов и компьютерных сетей к центральным ЭВМ. Необходимость в применении шлюзов появляется, когда объединяют две системы с различной архитектурой для передачи потока данных, проходящих между ними;
  • сервер базы данных - компьютер с программами, которые могут автоматически распределять информацию или файлы под управлением сетевой операционной системы или в ответ на запросы пользователей присланные посредством электронной почты, переданные в режиме "on-line");
  • опорная сеть - сеть, объединяющая точки присутствия провайдерской фирмы.

Программная продукция – это программы на техническом носителе данных, изготовленные по утвержденной технологии с соблюдением действующих стандартов и других нормативных документов, прошедшие испытания, принятые к производственной эксплуатации.

Приобретение программных средств и информационных продуктов потребителями осуществляется за счет имеющихся источников в соответствии с установленным порядком их использования.

Учет программных средств и информационных продуктов осуществляется в соответствии с действующим порядком в составе основных средств или в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов – в зависимости от стоимости и источников финансирования.

На программные продукты начисляется в установленном порядке амортизация по нормам на полное восстановление, установленным для электронно-вычислительных машин.

Планирование и учет основных фондов предприятий информационно-вычислительного обслуживания ведутся в натуральном и стоимостном выражении. В натуральном выражении каждый вид основных фондов отражается в количественных показателях. Денежная оценка основных фондов необходима для анализа их динамики, планирования, расширенного воспроизводства, начисления амортизации, установления износа, определения себестоимости продукции и рентабельности предприятий информатики.

Реконструкция основных фондов предприятий провайдеров осуществляется посредством капитального ремонта и капитальных вложений. Капитальные вложения обеспечивают простое и расширенное воспроизводство основных фондов, капитальный ремонт осуществляется для поддержания нормального функционирования средств вычислительной техники, оборудования, зданий.

Основным источником простого воспроизводства основных фондов предприятий информатики служат амортизационные отчисления. При расширенном воспроизводстве для увеличения прироста основных фондов используется часть прибыли, ассигнования, целевые фонды и другие ресурсы.

В процессе эксплуатации основные фонды переносят свою стоимость на информационные продукты в виде амортизационных отчислений. Амортизация представляет собой стоимостное выражение размера постепенного износа основных фондов, соответствующее части стоимости, переносимой на информационные продукты.

Физический износ – это потеря средствами труда своих первоначальных качеств, утрата своей первоначальной потребительной стоимости и стоимости из-за их использования. Физический износ наступает вследствие длительного времени эксплуатации средств вычислительной техники, а также в период их бездействия.

Подвергаясь в процессе производства физическому износу, основные фонды теряют часть своей стоимости. Величина этого износа может быть определена исходя из установленного срока службы и фактической эксплуатации основных фондов по формуле:

Ки = Тф / Тн ´ 100% ,

где: Ки – коэффициент, характеризующий степень износа основных фондов, выраженный в процентах; Тф – фактический срок эксплуатации основных фондов, лет; Тн – нормативный срок службы (амортизационный период) основных фондов, лет;

Моральный износ основных фондов является следствием технического прогресса. Основные фонды, не успевая полностью перенести свою стоимость на вырабатываемую продукцию, устаревают и вследствие создания новых, более совершенных, производительных и дешевых видов средств обработки информации, имеющих улучшенные технико–экономические характеристики.