Сетевая экономика и проектирование информационных систем

 

Провайдерские фирмы в сетевой экономике

Понятие провайдерской фирмы. Классификация провайдерских фирм.

В общем виде архитектура Интернет представлена на рис. 4.1 и представляет собой быстродействующую опорную сеть (Internet Backbone), соединяющую большое количество мощных компьютеров, по которой провайдеры перекачивают основную массу данных. Расположены они в крупнейших научно-исследовательских университетах США и Европы. Скорость трафика в сети Internet может достигать 4000ТБ/сек.

К быстродействующей опорной сети (хребту) присоединяются континентальные магистрали, в том числе трансатлантические и трансматериковые, к которым подсоединяются для обмена трафиком провайдеры так называемого первого уровня ПРк1 (транснациональные провайдеры).

На каждом материке формируются национальные провайдеры. В России такими провайдерами являются, например, Leivo, Telia, Golden Telecom, TransCom, RunNet, RelCom, Ростелеком, Global Odin и др., которые имеют точки обмена трафиком, где по соглашению провайдеров происходит обмен трафиком с региональными и местными провайдерами.

Термин provider в переводе с английского языка означает поставщик, посредник. В современной интерпретации в рамках отрасли телекоммуникаций понятие «провайдер» подразумевает организацию, предоставляющую услуги связи пользователям посредством различных коммуникаций связи. Провайдер поддерживает связь единого стандарта между абонентами, то есть провайдер является посредником между абонентами связи.

В научной и публицистической литературе принято ограничивать понятие «провайдер» Интернет-провайдерами, а предприятия сотовой, пейджинговой и других видов связи называть «операторами» соответствующих предприятий связи. Понятие «провайдер» подразумевает поставщика телекоммуникационных услуг, понятие «оператор» подразумевает пользователя средств телекоммуникаций, получающего при их эксплуатации определенный эффект. Все предприятия связи, независимо от технологий и стандартов связи, являются, с одной стороны, пользователями соответствующих средств, с помощью которых они предоставляют коммерческие услуги, а с другой стороны, все предприятия связи являются посредниками, обеспечивающими связь между абонентами.

Таким образом, провайдерская фирма является посредником между конечным пользователем и глобальной сетью или провайдерами более высокого уровня. При этом она оптом покупает трафик у более крупных провайдеров и продает его в розницу потребителям.

Свою деятельность любая российская провайдерская фирма осуществляет на основании лицензии Министерства связи РФ.

Провайдер может иметь несколько точек присутствия и в этом случае может иметь свою опорную сеть, чаще всего основанную на волоконно-оптических соединениях. Провайдер арендует как международные выходы, так и локальные. По статистике международный трафик составляет около 30% от локального (российского).

Интернет-провайдерские фирмы могут иметь различные организационно-правовые формы. В большей степени это:

  • Закрытые акционерные общества (ЗАО);
  • Общества с ограниченной ответственностью (ООО);
  • Открытые акционерные общества (ОАО).

Так как телекоммуникационный сектор российской экономики полностью приватизирован, в сфере сетевой экономики практически не присутствуют государственные учреждения и государственные унитарные предприятия.

Абсолютное большинство Интернет-провайдинговых фирм имеют правовой статус юридического лица. Специфика производственных отношений в отрасли не позволяет физическим лицам заниматься провайдинговой деятельностью.

Хозяйственная деятельность Интернет-провайдинговой фирмы относится к номенклатуре посреднических услуг и характеризуется их ассортиментом. Основным направлением деятельности Интернет-провайдинговой фирмы является использование собственных либо заемных технических и других средств для предоставления конечному пользователю доступа к информационным ресурсам сети Интернет и обмена информацией между абонентами сети. Либерализация отрасли телекоммуникаций позволила Интернет-провайдерам вместе с основной деятельностью совмещать различные виды деятельности, что способствует укреплению рыночных позиций фирмы, уменьшению рисков связанных с каждым отдельным направлением и соответственно увеличению его инвестиционной привлекательности.

Выделим несколько наиболее распространенных и перспективных направлений деятельности, которые может осуществлять Интернет-провайдинговая фирма:

  • предоставление доступа в сеть – всегда присутствует в ассортименте услуг фирмы. Остальные виды услуг фирма может не оказывать;
  • интернет-телефония – направление в телефонии, позволяющее передавать голосовые сообщения по трафику сети Интернет в реальном масштабе времени, что в несколько раз дешевле классического телефона;
  • решения, связанные с Web-технологией (Web-сервис и Web-дизайн);
  • формирование частных сетей, ориентированных на конкретных пользователей – корпоративные сети, кемпинговые сети, Intranet;
  • создание Интернет-магазинов под ключ;
  • организация видеоконференций в сети Интернет;
  • наполнение сети информационными ресурсами, создание и обслуживание баз и банков данных, поиск и предоставление пользователям на коммерческой основе специализированной информации.
  • сотовая и пейджинговая связь, а так же услуги местной и дальней голосовой связи, которые являются более капиталоемкими и доступными немногим Интернет-провайдерам.

Одним из действенных средств упорядочения разнохарактерных объектов и явлений для ориентации в их совокупности являются классификации. Исходя из количества клиентов, имеющих коммутируемое (dial-up) соединение все Интернет-провайдинговые фирмы можно условно подразделить на крупные, средние и малые. Каждой из классификационных групп соответствует свой уровень доходов.

Классификация Интернет-провайдинговых фирм, предложенная исследовательской группой РОЦИТ отражена в таблице 4.1.

Таблица 4.1. Классификация Интернет провайдеров, предложенная исследовательской группой РОЦИТ.

Провайдеры Количество клиентов обслуживаемых в месяц Доходы провайдеров
Крупные 10 000 и более 5-7 млн. долл. в год
Средние 5 000-10 000 1-3 млн. долл. в год
Малые 5000 и менее 0,1-0,3 млн. долл. в год

В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе отсутствует сколько-либо полная и представленная в системном виде классификация Интернет-провайдинговых фирм полностью удовлетворяющая потребностям менеджмента в сетевой экономике. Многоаспектная классификация Интернет-провайдинговых фирм (см. рис. 4.2), позволит полнее охарактеризовать состояние и возможности рынка провайдерских услуг, определить направления его развития. Признаки, входящие в классификацию, не являются взаимоисключающими и, в случае необходимости, могут использоваться в сочетании.

В качестве признаков классификации выбраны: уровень охвата аудитории и доходности, величина модемного пула, уровень владения магистральными каналами сети Интернет, уровень владения средствами телекоммуникаций, виды доступа к сети Интернет и др.

Дадим пояснения по некоторым признакам классификации.

Количество вторичных ПР значительно превышает количество первичных и порой вторичные ПР имеют аудиторию более многочисленную, чем у первичных (конечно, если организацию считать за одного клиента).

При этом вторичные ПР сами являются клиентами первичных и создают значительную нагрузку на каналы первичного. По этой причине многие первичные ПР ведут расчет с вторичными по схеме, предусматривающей не только абонентскую плату, но и платежи, сумма которых напрямую зависит от нагрузки на канал. Такая система отношений заставляет вторичных ПР искать другие пути доступа в Интернет, при нахождении которых ПР сам становится первичным.

Уровень прибыли и охват аудитории

Рис. 4.2. Укрупненная классификация Интернет-провайдеров (ПР).

Признак величина модемного пула определяет какое количество линий связи поддерживает ПР:

  • ПР с большим количеством линий. Как правило, они поддерживают модемный пул не менее 400 линий связи;
  • ПР со средним количеством линий. У такой компании имеется от 100 до 400 входных телефонных линий;
  • ПР с малым количеством линий. У них может быть несколько десятков (до 100) входных телефонных линий.

По признаку виды доступа к сети Интернет можно выделить несколько способов подключения к сети Интернет, различной степени сложности и новизны:

  • подключение пользователя по коммутируемой телефонной линии с помощью модема;
  • подключение на основе технологий спутниковой теле- или радиосвязи;
  • подключение, основанное на применении протоколов ADSL, ISDN.
  • Каждый способ подключения к сети характеризуется следующими показателями:
  • стоимость оборудования необходимого для подключения и стоимость монтажных работ;
  • абонентская плата – на содержание и обслуживание средств связи ПР;
  • качеством услуг, соответствующих данному способу подключения.
  • Качество услуг ПР зависит от уровня его технической оснащенности и характеризуется:
  • скоростью обмена информацией;
  • скоростью соединения;
  • стабильностью соединения.

Предлагаемая классификация провайдерских фирм обладает рядом преимуществ по сравнению с другими:

  • является достаточно полной, поскольку позволяет охарактеризовать все существующие и возникающие Интернет-провайдеры;
  • подразделяется по небольшому числу провайдеров, что обеспечивает возможность ее логического анализа;
  • учитывает тенденции развития отрасли в целом и имеет открытую структуру (позволяет при необходимости добавлять новые классификационные признаки);
  • имеет практическое значение, так как позволяет производить процедуру сегментирования рынка Интернет-провайдинговых услуг и определять рыночную позицию провайдера.

Российский рынок услуг интернет-провайдеров может быть структурирован аналогично мировому на сегменты индивидуального доступа (коммутируемые соединения), корпоративного доступа (выделенные линии), транспортных услуг (предоставление канальных мощностей для транспортировки трафика других провайдеров) и дополнительных услуг (веб-хостинг, интернет-телефония, Интернет-коммерция). В настоящее время основной объем услуг российских интернет-провайдеров концентрируется в сегментах индивидуального и корпоративного доступа, однако отмечается возросшее внимание к сектору дополнительных услуг. Процесс смещения акцентов в деятельности провайдерских организаций объективно обусловлен достижением достаточного объема пользовательской аудитории и идет параллельно появлению и развитию новых возможностей применения Интернет, среди которых Интернет-коммерция, IP-телефония и Веб-услуги.