Сетевая экономика и проектирование информационных систем |
Страница 17 из 72
Организационная структура создаваемой фирмы определяется составом и объёмом информационных услуг. В качестве примера на рис. 4.5 приведена организационная структура средней провайдерской фирмы. Другие возможные варианты организационных структур таких фирм приведены в параграфе 4.2. Одновременно с разработкой оргструктуры следует решить вопрос о выборе организационно-правовой формы провайдерской фирмы. При определении состава и структуры, привлекаемых к работе специалистов, руководящего и обслуживающего персонала, необходимо руководствоваться объёмом и видами информационных услуг, предлагаемых фирмой-провайдером. Надо помнить, что качество оказываемых услуг существенно зависит от квалификации работников фирмы. Вся информация по персоналу фирмы может быть сведена в таблицу, форма которой представлена ниже (см. табл. 4.6). Таблица 4.6. Сводные данные по персоналу фирмы
Примерное содержание раздела бизнес-плана «Оценка рисков». Каждому предпринимателю необходимо предусмотреть возможные трудности и заранее разработать стратегии их преодоления. При этом важно обосновать степень существующего риска. Угроза может исходить от конкурентов, собственных просчётов при осуществлении производственной деятельности, маркетинговой политики и при подборе руководящих кадров. К рискам также относится вероятность пожаров и землетрясений, забастовок, межнациональных конфликтов. Для более полной оценки рисков предлагается выделить количественные и качественные критерии. Качественные оценки рисков характеризуются:
Количественные оценки рисков характеризуются:
Под риском может пониматься опасность того, что цели, поставленные в проекте, могут быть не достигнуты полностью или частично. Если рассматриваемый проект охватывает несколько стадий, то оценку риска целесообразно проводить по ним, например, по подготовительной и стадии функционирования. По характеру воздействия риски могут быть разделены на простые и составные. Составные риски являются композицией простых, каждый из которых рассматривается как простой риск. Простые риски определяются как инвариантные (независимые) по отношению к другим рискам. Для оценки вероятности воздействия рисков используются мнения экспертов. Разработчиками проекта составляется перечень первичных рисков по всем стадиям проекта. Каждому эксперту предоставляется этот перечень для оценки вероятности наступления рисков, руководствуясь некоторой системой оценок:
Оценки приоритетов должны отражать важность каждого отдельного события для всего проекта. После определения вероятностей по простым рискам проводится интегральная оценка риска по двум последовательным этапам, но перед этим рассматриваются простые риски для каждой стадии. Для получения оценки объединённых рисков используется процедура взвешивания. Все простые риски могут быть ранжированы по степени важности (по приоритетам). Риски первого приоритета имеют больший вес, чем риски второго и т.д.; все риски с одним и тем же приоритетом имеют равные веса, а сумма весов всех простых рисков должна быть равна единице. Суммарная бальная оценка каждого простого риска легко вычисляется, если определены: величина приоритета, средняя оценка экспертов и вес для каждого простого риска. Например, величина риска, связанного с появлением непредвиденных затрат, рассчитанная в таблице 4.7, составляет 5,25 и получена перемножением средней оценки экспертов и веса этого риска. Веса каждого простого риска рассчитываются исходя из приоритетов им присвоенных и общего количества наименований рисков. Оценка составного риска представляет собой сумму оценок простых рисков, входящих в составной. С помощью балльных оценок рисков выявляют перечень наиболее значимых рисков и проводят мероприятия по уменьшению их последствий для реализации бизнес проекта. Необходимо отметить, что перечень рисков может быть дополнен или, наоборот, некоторые риски следует из него исключить, как нетипичные для провайдерской фирмы. В качестве условий предотвращения рисков могут быть рекомендованы следующие мероприятия:
Таблица 4.7. Оценка простых и составных рисков Риски на подготовительной стадии Рост налогов
Примерное содержание раздела бизнес-плана «Финансовый план». Важнейшим разделом разрабатываемого документа является финансовый план. Он формируется с целью обеспечения потребности фирмы в денежных ресурсах и достижения (поддержания) устойчивого финансового состояния. Необходимо выделить следующие основные подразделы:
Следует особо отметить, что структуризация разделов бизнес-плана позволяет реализовать такие основополагающие требования, как достаточность и доступность для восприятия (при наличии чёткой структуры потенциальному партнёру, в т.ч. и инвестору, легче принять правильное решение о сотрудничестве). При формировании финансового плана необходимо определить размеры собственных средств, вкладываемых в дело, а также источники заёмных средств с указанием размеров необходимых кредитов. Прогноз объёмов реализации информационной продукции следует сделать на 1 год с разбивкой на месяцы, а затем на последующие 2-4 года. На больший период времени это прогноз составлять не следует. Необходимо определить объёмы реализации продукции провайдинговой фирмы в стоимостном выражении от величины затрат и, наконец, планируемой прибыли. Результаты расчётов затрат, доходов и прибыли фирмы могут быть сведены в таблицу (см. табл. 4.8) эта таблица по сути дела объединяет в себя прогноз продаж и план по прибыли. Таблица 4.8. Прогноз реализации продукции на 1-й год деятельности фирмы.
По той же форме можно предоставить данные по нескольким планируемым периодам (2-4 года). Используя сведения из баланса фирмы и данные прогноза объёмов реализации продукции и затрат можно определить уровень общей рентабельности провайдерской фирмы (см. табл. 4.9). В этом разделе следует также представить смету заработной платы, отчёт о прибылях и убытках провайдерской фирмы, сводный баланс активов и пассивов и график достижения безубыточности. Этот раздел может быть дополнен вопросами, связанными со стратегией финансирования бизнес-проекта. Например, уточняется план получения средств, их форма, период возврата капитала, величина прибылей. Часто задают вопрос, что нужно сделать, какие документы необходимо собрать, чтобы стать Интернет-сервис-провайдером? Чтобы стать провайдером необходимо как минимум:
Таблица 4.9. Определение уровня общей рентабельности
|