Сетевая экономика и проектирование информационных систем

 

Организационная структура создаваемой фирмы определяется составом и объёмом информационных услуг.

В качестве примера на рис. 4.5 приведена организационная структура средней провайдерской фирмы.

Другие возможные варианты организационных структур таких фирм приведены в параграфе 4.2.

Одновременно с разработкой оргструктуры следует решить вопрос о выборе организационно-правовой формы провайдерской фирмы.

При определении состава и структуры, привлекаемых к работе специалистов, руководящего и обслуживающего персонала, необходимо руководствоваться объёмом и видами информационных услуг, предлагаемых фирмой-провайдером. Надо помнить, что качество оказываемых услуг существенно зависит от квалификации работников фирмы.

Вся информация по персоналу фирмы может быть сведена в таблицу, форма которой представлена ниже (см. табл. 4.6).

Таблица 4.6.

Сводные данные по персоналу фирмы

Занимаемая должность Количество Образование Опыт работы по специальности, лет Предполагаемая заработная плата, у.е.
Генеральный директор 1 Высшее экономическое 1 750
Главный менеджер 1 Высшее экономическое 2 600
Бухгалтер 1 Высшее экономическое 3 400





Охранник 2 Среднее специальное 2 150

Примерное содержание раздела бизнес-плана «Оценка рисков».

Каждому предпринимателю необходимо предусмотреть возможные трудности и заранее разработать стратегии их преодоления. При этом важно обосновать степень существующего риска.

Угроза может исходить от конкурентов, собственных просчётов при осуществлении производственной деятельности, маркетинговой политики и при подборе руководящих кадров. К рискам также относится вероятность пожаров и землетрясений, забастовок, межнациональных конфликтов.

Для более полной оценки рисков предлагается выделить количественные и качественные критерии. Качественные оценки рисков характеризуются:

  • наименованием риска;
  • причиной риска;
  • влиянием на ожидаемую прибыль;
  • методами предотвращения риска и др.

Количественные оценки рисков характеризуются:

  • ранжированием риска;
  • весом рисков;
  • балльной оценкой рисков по видам и др.

Под риском может пониматься опасность того, что цели, поставленные в проекте, могут быть не достигнуты полностью или частично.

Если рассматриваемый проект охватывает несколько стадий, то оценку риска целесообразно проводить по ним, например, по подготовительной и стадии функционирования.

По характеру воздействия риски могут быть разделены на простые и составные. Составные риски являются композицией простых, каждый из которых рассматривается как простой риск. Простые риски определяются как инвариантные (независимые) по отношению к другим рискам.

Для оценки вероятности воздействия рисков используются мнения экспертов. Разработчиками проекта составляется перечень первичных рисков по всем стадиям проекта. Каждому эксперту предоставляется этот перечень для оценки вероятности наступления рисков, руководствуясь некоторой системой оценок:

  • 0 – риск рассматривается как несущественный;
  • 25 – риск, скорее всего, не реализуется;
  • 50 – о наступлении события ничего определённого сказать нельзя;
  • 75 – риск, скорее всего, проявится;
  • 100 – очень большая вероятность реализации риска.

Оценки приоритетов должны отражать важность каждого отдельного события для всего проекта. После определения вероятностей по простым рискам проводится интегральная оценка риска по двум последовательным этапам, но перед этим рассматриваются простые риски для каждой стадии.

Для получения оценки объединённых рисков используется процедура взвешивания.

Все простые риски могут быть ранжированы по степени важности (по приоритетам). Риски первого приоритета имеют больший вес, чем риски второго и т.д.; все риски с одним и тем же приоритетом имеют равные веса, а сумма весов всех простых рисков должна быть равна единице. Суммарная бальная оценка каждого простого риска легко вычисляется, если определены: величина приоритета, средняя оценка экспертов и вес для каждого простого риска.

Например, величина риска, связанного с появлением непредвиденных затрат, рассчитанная в таблице 4.7, составляет 5,25 и получена перемножением средней оценки экспертов и веса этого риска.

Веса каждого простого риска рассчитываются исходя из приоритетов им присвоенных и общего количества наименований рисков. Оценка составного риска представляет собой сумму оценок простых рисков, входящих в составной.

С помощью балльных оценок рисков выявляют перечень наиболее значимых рисков и проводят мероприятия по уменьшению их последствий для реализации бизнес проекта. Необходимо отметить, что перечень рисков может быть дополнен или, наоборот, некоторые риски следует из него исключить, как нетипичные для провайдерской фирмы.

В качестве условий предотвращения рисков могут быть рекомендованы следующие мероприятия:

  • страхование имущества и ответственности работников провайдерской фирмы. Детальная проработка подготовительной стадии проекта с целью снижения значимых рисков;
  • заключение долгосрочных контрактов с поставщиками с чёткими условиями и штрафными санкциями;
  • использование механизмов страхования рисков и др.

Таблица 4.7.

Оценка простых и составных рисков

Риски на подготовительной стадии

Рост налогов

Наименование рисков Эксперты Средняя оценка экспертов Приоритет риска Вес риска Балльная оценка риска
Эксперт 1 Эксперт 2 Эксперт 3
Непредвиденные затраты 50,00 50,00 75,00 58,33 1 0,09 5,25
Несвоевременная подготовка оборудования и рабочих 0,00 0,00 0,00 0,00 2 0,04 0,00








Недобросовестность подрядчика 25,00 25,00 0,00 16,67 3 0,01 0,17
Неустойчивость спроса 50,00 75,00 50,00 58,33 1 0,09 5,25
Появление альтернативного продукта 50,00 75,00 50,00 58,33 2 0,04 2,32








50,00 25,00 50,00 41,67 3 0,01 0,42
Трудности с набором квалифицированной рабочей силы 75,00 50,00 50,00 58,33 2 0,04 2,33
Отношение местных властей 25,00 25,00 0,00 16,67 2 0,04 0,67








Недостаточный уровень заработной платы 0,00 25,00 25,00 16,67 2 0,04 0,67
Нестабильность работы оборудования 25,00 0,00 25,00 16,67 3 0,01 0,17








Отсутствие резерва мощности 50,00 50,00 50,00 50,00 2 0,04 2
Вредность производства 50,00 25,00 0,00 25,00 3 0,01 0,25










Примерное содержание раздела бизнес-плана «Финансовый план».

Важнейшим разделом разрабатываемого документа является финансовый план. Он формируется с целью обеспечения потребности фирмы в денежных ресурсах и достижения (поддержания) устойчивого финансового состояния.

Необходимо выделить следующие основные подразделы:

  • источники собственных средств;
  • источники заёмных средств;
  • прогноз объёмов реализации продукции;
  • общие затраты;
  • заработная плата;
  • налоги и отчисления в бюджет;
  • отчёт о движении денежных средств (простой и дисконтированный);
  • график безубыточности;
  • отчёт о прибылях и убытках.

Следует особо отметить, что структуризация разделов бизнес-плана позволяет реализовать такие основополагающие требования, как достаточность и доступность для восприятия (при наличии чёткой структуры потенциальному партнёру, в т.ч. и инвестору, легче принять правильное решение о сотрудничестве).

При формировании финансового плана необходимо определить размеры собственных средств, вкладываемых в дело, а также источники заёмных средств с указанием размеров необходимых кредитов.

Прогноз объёмов реализации информационной продукции следует сделать на 1 год с разбивкой на месяцы, а затем на последующие 2-4 года. На больший период времени это прогноз составлять не следует.

Необходимо определить объёмы реализации продукции провайдинговой фирмы в стоимостном выражении от величины затрат и, наконец, планируемой прибыли. Результаты расчётов затрат, доходов и прибыли фирмы могут быть сведены в таблицу (см. табл. 4.8) эта таблица по сути дела объединяет в себя прогноз продаж и план по прибыли.

Таблица 4.8.

Прогноз реализации продукции на 1-й год деятельности фирмы.

Наименование продукта (услуги) Цена продукта (услуги), у.е. Планируемый период (1 год)
1 месяц 2 месяц
Объём продукции, ед.изм. Выручка, у.е. Общие затраты, у.е. Балансовая прибыль, у.е. Чистая прибыль, у.е. Объём продукции, ед.изм. Выручка, у.е.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Предоставление трафика 6,0 1000 6000 4000 2000 1540 2000 1200
Разработка сайтов для конечных пользователей 500 15 7500 5000 2500 1970 5 2500











По той же форме можно предоставить данные по нескольким планируемым периодам (2-4 года).

Используя сведения из баланса фирмы и данные прогноза объёмов реализации продукции и затрат можно определить уровень общей рентабельности провайдерской фирмы (см. табл. 4.9).

В этом разделе следует также представить смету заработной платы, отчёт о прибылях и убытках провайдерской фирмы, сводный баланс активов и пассивов и график достижения безубыточности.

Этот раздел может быть дополнен вопросами, связанными со стратегией финансирования бизнес-проекта.

Например, уточняется план получения средств, их форма, период возврата капитала, величина прибылей.

Часто задают вопрос, что нужно сделать, какие документы необходимо собрать, чтобы стать Интернет-сервис-провайдером?

Чтобы стать провайдером необходимо как минимум:

  • получить (купить, арендовать) высокоскоростные международные каналы связи;
  • подключиться к провайдерам других уровней;
  • заключить договора с основными провайдерскими фирмами об обмене трафиком.

Таблица 4.9.

Определение уровня общей рентабельности

Наименование показателей 1-й год 2-й год 3-й год
Балансовая прибыль, у.е. 27000 42000 63000
Среднегодовая стоимость ОПФ и нормируемых оборотных средств, у.е. 32000 34000 41000
Рентабельность фирмы, % 85 126 154