Сетевая экономика и проектирование информационных систем |
Страница 18 из 72
Эффективность сетевой экономики Эффективность сетевых технологий основана на таких их свойствах как:
Эффективность сетевых технологий определяется также возможностью немедленно отреагировать на обращение, т.е. интерактивным режимом. В таблице 4.10 приведены свойства различных информационных систем, позволяющие вести диалог: Таблица 4.10. Сравнительная характеристика информационных систем
Интернет все активнее вовлекается в сферу бизнеса, где ее используют для ведения деловых операций. Множество компаний различных стран мира, в том числе такие крупные корпорации, как IBM, AT&T, Ford, Merrill Lynch, J.P.Morgan, Dun & Bradstreet, J.C.Penney, Mitsubishi, и другие уже попали в число клиентов сети или намерены в ближайшее время стать ими. Некоторые компании немало выиграли от использования Интернет, получив весьма ощутимое преимущество в конкуренции. Ряд компаний используют сеть для виртуальных "встреч" с потребителями. IBM же знакомит пользователей сети с материалами своего журнала Think, рассказывающего о деятельности корпорации, ее продукции и новостях IBM в области НИОКР. Сеть Интернет является эффективным средством рекламы, маркетинга, сбыта продукции и послепродажного обслуживания клиентов. Глобальные сети заменяют телефон, факс, экспресс-почту и прочие средства коммуникации, помогают фирмам наладить прямые контакты с покупателями продукции, выведя отношения с ними на новый уровень, позволяющий получать оперативную информацию о конъюнктуре рынка и изменениях в структуре потребительского спроса. На эффективность использования в экономике с точки зрения потребителя сетевых технологий большое влияние оказывают особенности глобальных сетей, к которым относятся:
Менеджеры российских предприятий, использующие сетевые технологии, должны уметь определять экономический эффект от затрат на создание сетевых серверов, баз данных, линий связи и др. Эффективность использования информационных технологий в различных сферах экономической деятельности: торговле, бизнесе, рекламе, издательском деле и др. может быть представлена различными показателями. Эффективность использования информационных технологий в электронной торговле (Еторг), например, для случая реализации на Web-сервере виртуального магазина, определяется как соотношение между посетителями, перешедшими к активным действиям по приобретению товаров (Sптов) и общим количеством посетителей сервера (S): Еторг = % Эффективность использования Web-сервера может быть оценена несколькими показателями: Эффективность различных входов на сервер (Еистi). Этот показатель характеризует эффективность использования различных источников для привлечения посетителей на сервер и определяется как отношение посетителей, воспользовавшихся данным источником (Sистi), к общему количеству посещений сервера (S0): , где i – наименование данного источника. Оценка эффективности посещаемости Web-страниц сервера (Естрi), которая характеризует популярность страниц сервера. Определяется для каждой страницы как отношение посещений страницы (Sстрi ) к общему количеству посещений сервера (S0): , где i – наименование соответствующей страницы. Количество повторных посещений (Кп). Этот показатель характеризует выполнение второй основной функции Web-маркетинга после первоначального привлечения посетителей на сервер, а именно достижение максимального числа повторных посещений сервера. Этот показатель определяется как величина, равная отношению общего количества посещений сервера (S0) к числу его посетителей (S): Эффективность баннерной рекламы (Eбi) зависит от числа посетителей, которые благодаря рекламе воспользовались баннером-ссылкой и перешли на Web-сервер фирмы. Величина показателя Eбi определяется как отношение числа посетителей страницы, на которой размещен баннер (Sbi), к числу "кликнувших" на него (S0i): , где i – наименование ссылки. Рассмотренные показатели, характеризующие эффективность использования информационных технологий, не относятся к экономическим. Если говорить о показателе экономической эффективности использования сетевых технологий, то известно, что этот показатель может быть определён, как отношение результата, получаемого от их применения к затратам, необходимым для достижения данного результата. Таким образом, экономическая эффективность (Е) может быть рассчитана следующим образом: , где Э – экономия на издержках производства продукции и услуг, получаемая за счёт использования сетевых технологий в бизнесе, торговле, рекламе и т.п., З – затраты, имеющие место при использовании сетевых информационных технологий. Разумеется, без капитальных вложений на использование в производстве информационных технологий не обойтись ни одной фирме, которая хотела бы информационное преимущество перед конкурентами превратить в экономическое. Эффективность затрат в условиях рыночной экономики может быть определена из уравнения: , (1) где Bi – стоимостная оценка результатов использования сетевых технологий в производстве; Ci – дополнительные эксплуатационные издержки (расходы) при внедрении сетевых технологий в i-том периоде; Ki – единовременные капитальные затраты в i-том периоде (году); N – число расчётных периодов (лет); ip – номер периода (года) получения результатов от применения сетевых технологий; r – расчётная процентная ставка, ставка дисконта для периода (года). Определив или задав величины Bi Ci Ki N можно рассчитать оценку эффективности применения сетевых технологий, которая будет определяться величиной r. Уравнение (1) можно заменить неравенством: , (2) где rn – нормативное значение процентной ставки (показателя эффективности). Если неравенство (2) соблюдается, то вкладывать средства в использование сетевых технологий целесообразно. Оценка эффективности будет более точной, если в уравнение (1) ввести коэффициенты, учитывающие налоги на прибыль и инфляцию. Таким образом, для определения экономической эффективности необходимо определить основные статьи затрат и снижения расходов за счет использования сетевых технологий. Источники затрат можно разделить на единовременные капитальные затраты и эксплуатационные расходы. К единовременным капитальным затратам можно отнести:
К эксплуатационным расходам относятся:
Источники экономии зависят от выполняемых Web-сервером функций. При использовании электронных коммуникаций вместо традиционных снижаются расходы на печатные виды продукций, на телефонные разговоры и пересылку факсов. За счет предоставления необходимой информации обеспечивается предпродажная и послепродажная поддержка потребителей. При этом следует учесть, что, кроме снижения затрат, присутствие фирмы в сети может принести прибыль за счет:
Вопросы для самопроверки к главе 4.
|