Сетевая экономика и проектирование информационных систем

 

Эффективность сетевой экономики

Эффективность сетевых технологий основана на таких их свойствах как:

  • независимость от времени - информационные ресурсы доступны 24 часа в сутки;
  • независимость от места дислокации компьютеров, на которых хранится обрабатываемая информация;
  • устойчивость к повреждениям - в случае повреждения целостности сети и выхода из строя части узлов сеть будет продолжать функционировать и передавать данные по назначению до тех пор, пока существует хотя бы один путь, по которому это осуществимо;
  • целостность - отдельные части сетей работают независимо, но в едином информационном пространстве;
  • высокая скорость передачи данных, которая зависит от характеристик используемого оборудования.

Эффективность сетевых технологий определяется также возможностью немедленно отреагировать на обращение, т.е. интерактивным режимом.

В таблице 4.10 приведены свойства различных информационных систем, позволяющие вести диалог:

Таблица 4.10.

Сравнительная характеристика информационных систем

Характер восприятия Характер потока информации Подача информации Характер обращения к публике
оптический акустический направленный интерак-тивный динамичная статичная индиви-дуальный массовый
e-mail + + + + +
Телефон + + + + + +
Печать + + + +
Радио + + + +
Телевидение + + + + +
Internet + + + + + + + +

Интернет все активнее вовлекается в сферу бизнеса, где ее используют для ведения деловых операций. Множество компаний различных стран мира, в том числе такие крупные корпорации, как IBM, AT&T, Ford, Merrill Lynch, J.P.Morgan, Dun & Bradstreet, J.C.Penney, Mitsubishi, и другие уже попали в число клиентов сети или намерены в ближайшее время стать ими.

Некоторые компании немало выиграли от использования Интернет, получив весьма ощутимое преимущество в конкуренции. Ряд компаний используют сеть для виртуальных "встреч" с потребителями. IBM же знакомит пользователей сети с материалами своего журнала Think, рассказывающего о деятельности корпорации, ее продукции и новостях IBM в области НИОКР.

Сеть Интернет является эффективным средством рекламы, маркетинга, сбыта продукции и послепродажного обслуживания клиентов. Глобальные сети заменяют телефон, факс, экспресс-почту и прочие средства коммуникации, помогают фирмам наладить прямые контакты с покупателями продукции, выведя отношения с ними на новый уровень, позволяющий получать оперативную информацию о конъюнктуре рынка и изменениях в структуре потребительского спроса.

На эффективность использования в экономике с точки зрения потребителя сетевых технологий большое влияние оказывают особенности глобальных сетей, к которым относятся:

  • коммуникационный простор, не ограниченный ни во времени, ни в пространстве;
  • четко определенные каналы доступа;
  • полная прозрачность рынка, условия конкурентов можно выяснить в считанные секунды;
  • активные пользователи, готовые понести определенные издержки;
  • явная эффективность для клиента;
  • возможность разбивки клиентов на группы;
  • возможность статистического анализа поведения пользователей;
  • возможность оперативной передачи актуализированной информации;
  • возможность расширения функций системы.

Менеджеры российских предприятий, использующие сетевые технологии, должны уметь определять экономический эффект от затрат на создание сетевых серверов, баз данных, линий связи и др. Эффективность использования информационных технологий в различных сферах экономической деятельности: торговле, бизнесе, рекламе, издательском деле и др. может быть представлена различными показателями.

Эффективность использования информационных технологий в электронной торговле (Еторг), например, для случая реализации на Web-сервере виртуального магазина, определяется как соотношение между посетителями, перешедшими к активным действиям по приобретению товаров (Sптов) и общим количеством посетителей сервера (S):

Еторг = %

Эффективность использования Web-сервера может быть оценена несколькими показателями:

Эффективность различных входов на сервер (Еистi). Этот показатель характеризует эффективность использования различных источников для привлечения посетителей на сервер и определяется как отношение посетителей, воспользовавшихся данным источником (Sистi), к общему количеству посещений сервера (S0):

,

где i – наименование данного источника.

Оценка эффективности посещаемости Web-страниц сервера (Естрi), которая характеризует популярность страниц сервера. Определяется для каждой страницы как отношение посещений страницы (Sстрi ) к общему количеству посещений сервера (S0):

,

где i – наименование соответствующей страницы.

Количество повторных посещений (Кп). Этот показатель характеризует выполнение второй основной функции Web-маркетинга после первоначального привлечения посетителей на сервер, а именно достижение максимального числа повторных посещений сервера. Этот показатель определяется как величина, равная отношению общего количества посещений сервера (S0) к числу его посетителей (S):

Эффективность баннерной рекламы (Eбi) зависит от числа посетителей, которые благодаря рекламе воспользовались баннером-ссылкой и перешли на Web-сервер фирмы. Величина показателя Eбi определяется как отношение числа посетителей страницы, на которой размещен баннер (Sbi), к числу "кликнувших" на него (S0i):

,

где i – наименование ссылки.

Рассмотренные показатели, характеризующие эффективность использования информационных технологий, не относятся к экономическим. Если говорить о показателе экономической эффективности использования сетевых технологий, то известно, что этот показатель может быть определён, как отношение результата, получаемого от их применения к затратам, необходимым для достижения данного результата.

Таким образом, экономическая эффективность (Е) может быть рассчитана следующим образом:

,

где Э – экономия на издержках производства продукции и услуг, получаемая за счёт использования сетевых технологий в бизнесе, торговле, рекламе и т.п., З – затраты, имеющие место при использовании сетевых информационных технологий.

Разумеется, без капитальных вложений на использование в производстве информационных технологий не обойтись ни одной фирме, которая хотела бы информационное преимущество перед конкурентами превратить в экономическое.

Эффективность затрат в условиях рыночной экономики может быть определена из уравнения:

, (1)

где Bi – стоимостная оценка результатов использования сетевых технологий в производстве;

Ci – дополнительные эксплуатационные издержки (расходы) при внедрении сетевых технологий в i-том периоде;

Ki – единовременные капитальные затраты в i-том периоде (году);

N – число расчётных периодов (лет);

ip – номер периода (года) получения результатов от применения сетевых технологий;

r – расчётная процентная ставка, ставка дисконта для периода (года).

Определив или задав величины Bi Ci Ki N можно рассчитать оценку эффективности применения сетевых технологий, которая будет определяться величиной r.

Уравнение (1) можно заменить неравенством:

, (2)

где rn – нормативное значение процентной ставки (показателя эффективности).

Если неравенство (2) соблюдается, то вкладывать средства в использование сетевых технологий целесообразно.

Оценка эффективности будет более точной, если в уравнение (1) ввести коэффициенты, учитывающие налоги на прибыль и инфляцию.

Таким образом, для определения экономической эффективности необходимо определить основные статьи затрат и снижения расходов за счет использования сетевых технологий.

Источники затрат можно разделить на единовременные капитальные затраты и эксплуатационные расходы. К единовременным капитальным затратам можно отнести:

  • инвестиции на первоначальный анализ и планирование;
  • затраты на приобретение необходимого оборудования (например, Web-сервера);
  • затраты на приобретение программного обеспечения;
  • инвестиции на организацию линий связи и сопутствующее оборудование;
  • затраты на приобретение вспомогательного оборудования (например, компьютерной техники для обновления информации на Web-сервере для выполнения функций по обеспечению работоспособности Web-сервера и др.);
  • инвестиции на подготовку и переподготовку кадров, в случае если какие-либо функции по обеспечению работоспособности Web-сервера обеспечиваются внутренними ресурсами предприятия.

К эксплуатационным расходам относятся:

  • заработная плата обслуживающего персонала;
  • расходы на вспомогательные материалы;
  • взносы за доменное имя;
  • арендная плата за каналы связи;
  • плата провайдеру за предоставление доступа к Web-серверу, за предоставление места на собственном сервере или за обслуживание Web-сервера предприятия в случае размещения его у провайдера;
  • амортизационные отчисления;
  • дополнительные расходы в случае привлечения сторонних фирм для развития сервера, его дизайна, выполняемых функций;
  • расходы на проводимые рекламные кампании и т.д.

Источники экономии зависят от выполняемых Web-сервером функций.

При использовании электронных коммуникаций вместо традиционных снижаются расходы на печатные виды продукций, на телефонные разговоры и пересылку факсов. За счет предоставления необходимой информации обеспечивается предпродажная и послепродажная поддержка потребителей.

При этом следует учесть, что, кроме снижения затрат, присутствие фирмы в сети может принести прибыль за счет:

  • повышения имиджа торговой марки компании,
  • продвижения товаров фирмы,
  • привлечения новых потребителей,
  • добавления нового канала распространения продукции,
  • улучшения сервисного обслуживания текущих и потенциальных потребителей.

Вопросы для самопроверки к главе 4.

  1. Дайте определение провайдерской фирмы. Каковы задачи стоящие перед провайдерскими фирмами?
  2. Перечислите и охарактеризуйте наиболее распространенные и перспективные направления деятельности провайдинговых фирм.
  3. Охарактеризуйте классификационные признаки фирм-провайдеров.
  4. Чем организационная структура крупной провайдерской фирмы отличается от таковой для небольшой провайдерской фирмы?
  5. Приведите особенности основных фондов провайдерских фирм.
  6. Почему учет программных средств и информационных продуктов осуществляется в составе основных средств?
  7. Каковы особенности морального износа технических средств на предприятиях информатики?
  8. Какие свойства сетевых технологий обеспечивают эффективность их применения?
  9. Как оценивается эффективность использования информационных технологий в электронной торговле?
  10. Как оценивается экономическая эффективность использования информационных технологий?
  11. Каковы особенности разработки бизнес-плана создания провайдинговой фирмы?