Страница 32 из 72
Понятие и категории дистанционного образования
Дистанционное обучение трактуется как способ получения полноценного среднего профессионального, высшего, второго высшего и дополнительного образования, не выходя из дома, повышения квалификации специалистов без отрыва от производства, приобретения профессиональных знаний для людей, обремененных недугами.
Дистанционное обучение - это способ обучения на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах.
Дистанционное образование – это практика, которая связывает преподавателя, обучаемого, а также учебные заведения, расположенные в различных географических регионах, посредством специальной технологии, позволяющей осуществлять взаимодействие.
Дистанционное образование – особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного, очно-заочного, заочного и вечернего обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа.
Взаимодействие обеспечивается разными способами, такими как обмен печатными материалами через почту и телефакс, аудиоконференция, компьютерная конференция, видеоконференция.
Перечислим условия, при которых возможно реализовать дистанционное образование:
- существование обучающего и обучаемого лица и, наличие договоренности между ними;
- пространственная разделённость обучающего и обучаемого лица;
- пространственная разделённость обучаемого лица и учебного заведения;
- двунаправленное взаимодействие обучаемого и обучающего лица;
- создание учебно-методических материалов, предназначенных специально для дистанционного изучения.
Если дистанционное образование представляет собой процесс передачи знаний (за него ответственны преподаватель и учебный центр), то дистанционное обучение – процесс получения знаний (за него ответственен обучаемый).
Совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей пользователей можно назвать системой дистанционного образования и обучения.
Эта система должна обеспечивать выполнение следующих функций:
- доставка обучаемым основного объема изучаемого материала с помощью информационных технологий;
- интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения;
- предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала;
- оценка знаний и навыков обучаемых в процессе обучения.
Дистанционное образование и обучение базируется на ряде возможных принципов.
- Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса в системе. Проектирование таких систем необходимо начинать с разработки теоретических концепций, создания дидактических моделей тех явлений, которые предполагается реализовать. Приоритетной является разработка педагогической составляющей системы.
- Принцип педагогической целесообразности применения новых информационных технологий, который требует оценки педагогической эффективности каждого шага при проектировании и создании систем дистанционного образования. На первый план необходимо ставить не внедрение техники, а соответствующее содержательное наполнение учебных курсов и образовательных услуг.
- Принцип выбора содержания образования. Содержание учебных курсов и дисциплин системы дистанционного образования должно соответствовать нормативным требованиям Государственного образовательного стандарта РФ.
- Принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в системе.
- Принцип стартового уровня образования. Для продуктивного обучения кандидат на учебу должен быть знаком с научными основами организации самостоятельного учебного труда, обладать определенными навыками обращения с компьютером и др.
- Принцип соответствия технологий обучения. Технологии обучения должны быть адекватны моделям дистанционного образования и включать в себя все организационные формы обучения (лекции, семинары и т.д.).
- Принцип мобильности обучения. Он заключается в создании информационных сетей, баз и банков знаний и данных для дистанционного образования, позволяющих обучаемому корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении.
- Принцип дружественности дистанционного образования существующим формам образования. Внедряемые информационные технологии не должны быть инородным элементом в традиционной системе профессионального образования.
Дистанционное образование характеризуется следующими свойствами:
- Гибкость. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности.
- Модульность. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области.
- Параллельность. Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой.
- Дальнодействие. Расстояние от места нахождения обучаемого до образовательного учреждения не является препятствием для проведения учебного процесса.
- Асинхронность. Обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе.
- Охват. Определяется количеством обучаемых в системе.
- Рентабельность. Характеризует экономическую эффективность дистанционного образования.
По способу получения учебной информации различают в системах дистанционного образования и обучения:
- синхронные учебные системы
- асинхронные учебные системы.
Синхронные системы предполагают одновременное участие в процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя. К таким системам относятся: интерактивное телевидение, видеоконференции, аудиографика, компьютерные телеконференции, IRC, MUD, MOO.
Асинхронные системы не требуют одновременного участия в учебном процессе обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий. К таким системам в дистанционном образовании относятся курсы на основе печатных материалов, аудио/ видео кассетах, электронной почте, WWW, FTP и др.
|