Сетевая экономика и проектирование информационных систем

 

Модели дистанционного образования

Модель распределенного класса представляет тот случай, когда интерактивные телекоммуникационные технологии распространяют курс, рассчитанный на один класс, на группы студентов, находящихся в разных местах.

В этом случае происходит объединение традиционно и дистанционных обучаемых студентов:

  • занятия базируются на использовании средств синхронной коммуникации, при этом студенты и преподаватели должны находиться в определенном месте в определенное время;
  • количество участников и групп варьируется в широком диапазоне;
  • обучаемые могут организовать свое учебное место дома или на работе;
  • от обучаемых и преподавателей ускользает мимика и другая не вербальная информация, являющаяся важной в процессе обучения, учебные заведения в этом случае способны обслужить определённое количество обучаемых, находящихся в том или ином месте.

Модель самостоятельного обучения освобождает обучаемых от необходимости находиться в определенном месте в определенное время. Студенты обучаются самостоятельно, следуя подробным инструкциям, изложенным в учебно-методической документации. При этом студенты взаимодействуют с методистом и иногда с остальными студентами. Представление содержания курса происходит через печатные издания, компьютерные диски или видеозаписи, которые обучаемые могут изучать в любое удобное время.

Разработанные методические материалы для изучения дисциплин используются в течение нескольких лет и являются результатом процесса их создания, в который вовлечены соответствующие эксперты и специалисты по средам обучения.

Модель открытое обучение + класс включает в себя использование печатного изложения курса и других средств (например, видеозаписей или компьютерных дисков), которые позволяют студенту изучать курс с наиболее приемлемой скоростью в сочетании с интерактивными телекоммуникационными технологиями для организации общения студентов внутри группы.

Представление содержания курса происходит через печатные издания, компьютерные диски или видеозаписи, которые студенты могут изучать в любое удобное время, индивидуально или в группе.

Материалы курса используются более одного семестра.

Студенты периодически собираются вместе для проведения занятий с участием преподавателя. При этом используются интерактивные технологии в соответствии с моделью распределенного класса.

Занятия в классе проводятся для того, чтобы студенты могли обсудить и уточнить основные понятия, получить навыки решения задач, выполнения лабораторных работ, проведения прикладных исследований.

Перечислим специфические технологии, используемые во всех моделях дистанционного обучения:

  • обучающее телевидение (ITV);
  • видеоконференция и аудиоконференция;
  • компьютерная конференция;
  • подготовленные материалы для самостоятельного изучения (самостоятельное обучение, основанное на печатных материалах, телекурсы).

В качестве преимуществ дистанционного образования пред обычными формами образования можно назвать:

  • возможность устанавливать индивидуальный график обучения;
  • возможность повысить свой профессиональный уровень и ценность на рынке труда, пользуясь систематическим учебным отпуском;
  • возможность выбирать темп занятий и круг изучаемых дисциплин;
  • возможность иметь в своём распоряжении все необходимые учебные материалы (CD, видео- и аудиозаписи лекций, электронные библиотеки);
  • небольшую стоимость обучения по сравнению с очным или очно-заочным.

К недостаткам дистанционного образования можно отнести:

  • необходимость проходить аттестационные испытания в соответствующем учебном заведении в форме экстерната.
  • необходимые дополнительные затраты на дорогостоящее аппаратно-программное обеспечение;
  • отсутствие «живого» общения.

Какими бы ни были модели и средства дистанционного образования, их использование приведёт к значительным переменам в существующей образовательной системе и затрагивает все аспекты ее развития:

  • социально-экономический;
  • организационно-педагогический;
  • дидактический;
  • методический;
  • психолого-педагогический.

Внедрение системы дистанционного образования потребует значительных усилий от учебных заведений, но позволит значительно повысить образовательный уровень населения России за относительно короткое время.

Вопросы для самопроверки к главе 8.

  1. Дайте характеристику способам общения в Интернете.
  2. Как распределяются способы общения в интернете на более или менее интерактивные?
  3. В чем состоят особенности виртуального общения?
  4. Какие инструменты общения в сети интернет использует кадровые службы предприятий и организаций?
  5. Из каких основных модулей состоит резюме в сети интернет?
  6. Чем отличается сокращенная форма резюме от подробной?
  7. Чем различаются понятия «дистанционное обучение» и «дистанционное образование»?
  8. Перечислите принципы дистанционного образования и обучения. В чем состоит принцип соответствия технологий обучения?
  9. Назовите преимущества и недостатки дистанционного образования.