Сетевая экономика и проектирование информационных систем |
Страница 39 из 72
Капитальные затраты Капитальные затраты на ИС носят разовый характер. Те из них, которые направляются в основные средства обработки информации, переносят свою стоимость на продукцию по частям за счет амортизационных отчислений. Капитальными их называют потому, что они не утрачиваются, а воспроизводятся. Применительно к ИС принято группировать капитальные затраты следующим образом: , где – затраты на проектирование ИС; – затраты на технические средства управления; – затраты на создание линий связи локальных сетей; – затраты на программные средства; – затраты на формирование информационной базы; – затраты на обучение персонала; – затраты на вспомогательное оборудование (устройства пожаротушения, источники бесперебойного питания и др.); – затраты на производственную площадь; – затраты на опытную эксплуатацию. Затраты на формирование информационной базы относятся к формированию условно-постоянной информации. Переменная информация учетного характера будет введена в подсистему в процессе эксплуатации. Состав затрат соответствует составу эксплуатационных затрат, которые будут рассмотрены далее. Однако эти затраты учитываются как разовые, поскольку временно (в период опытной эксплуатации) работают сразу две системы – базовая и новая система. Структура единовременных затрат – это не только их составляющие, но и удельный вес отдельных статей затрат. Наибольший удельный вес имеют затраты на технические и программные средства и проектирование. Эксплуатационные затраты Эксплуатационные затраты, в отличие от капитальных, являются повторяющимися. Они повторяются в каждом цикле производства, а рассчитываются в сумме за год. Эксплуатационные затраты осуществляются синхронно с производством. Эксплуатационные затраты составляют себестоимость продукции или услуг. В состав эксплуатационных затрат на информационную систему входят следующие затраты: , где – зарплата управленческого персонала, работающего с использованием ИС (пользователей ИС); – амортизационные отчисления; – затраты на техническое обслуживание, включая заработную плату персонала ИС; – затраты на программное сопровождение; – затраты, связанные с использованием глобальных вычислительных сетей (Internet и др.); – затраты на носители информации; – затраты на электроэнергию; – прочие затраты. Наибольший удельный вес в эксплуатационных затратах принадлежит заработной плате, амортизационным отчислениям, техническому обслуживанию. Методика определения экономической эффективности После выбора варианта ИС на основании сравнения годовых приведенных затрат в предположении тождественности результатов, полученных от каждого варианта, следует произвести для выбранного варианта расчет экономической эффективности. Расчет экономической эффективности производится трижды: На предпроектной стадии производится ориентировочный расчет ожидаемой экономической эффективности. По результатам проектирования производится расчет ожидаемой экономической эффективности по уточненным данным, полученным в процессе проектирования. На основании результатов опытной эксплуатации системы производится расчет фактической экономической эффективности. Напомним, что в качестве основного показателя экономической эффективности ИС используется годовой экономический эффект (экономическая прибыль). В целях анализа и методического удобства расчета годовой экономический эффект целесообразно определить как сумму внутреннего и внешнего эффектов. Рассмотрим расчет внутреннего экономического эффекта. Расчет сводится к следующему: определяется разность в годовых приведенных затратах по базовому и предлагаемому вариантам ИС: , где – заработная плата управленческого персонала в базовом варианте. , где – коэффициент, характеризующий отношение прироста средней заработной платы и прироста производительности труда ; – прирост производительности труда управленческого персонала. Экономия на заработной плате управленческого персонала в связи с внедрением ИС составляет величину: . Обычно считается, что прирост заработной платы должен отставать от прироста производительности труда, то есть x<1. В случае внедрения ИС такой подход оправдан, так как повышение производительности труда управленческого персонала в значительной степени определяется приобретением компьютеров и программных средств, то есть собственно созданием ИС, и в меньшей степени является заслугой управленческого персонала. Прирост заработной платы пользователей ИС при этом составляет величину (в процентах): . Важным моментом является определение средневзвешенной величины b при внедрении ИС. Особенностью этого расчета является анализ структуры работ управленческого персонала подразделения и возможности повышения производительности труда с помощью ИС по каждому виду работ. То есть требуется предварительное обследование характера работы управленческого персонала. Пример соответствующей таблицы представлен ниже (табл.1.1). Часто величина внутреннего экономического эффекта бывает недостаточной (даже отрицательной), чтобы оправдать затраты на внедрение ИС. Это объясняется высокой стоимостью технических и программных средств и относительно невысокой заработной платой управленческого персонала. В этом случае внедрение ИС целесообразно только, если есть уверенность в достаточно большом внешнем экономическом эффекте.
|