Сетевая экономика и проектирование информационных систем

 

Теоретические основы проектирования информационных систем

Понятия и структура проекта информационной системы

Проектом информационной системы принято называть совокупность проектной документации, в которой представлено описание проектных решений по созданию и эксплуатации информационной системы.

Разработка этой проектной документации представляет собой процесс проектирования информационной системы.

Объектами проектирования информационной системы являются элементы или комплексы, относящиеся к функциональной части или обеспечивающим частям системы. Решения, принимаемые по этим элементам или комплексам в процессе проектирования, обычно выбираются из нескольких альтернатив и называются проектными решениями. Состав объектов проектирования зависит от принятой декомпозиции информационной системы. В результате декомпозиции выделяются функциональная и обеспечивающая части, технологические процессы обработки информации и менеджмент самой информационной системы.

Функциональная часть или «функциональность» включает в себя функциональные задачи, связанные с деятельностью того объекта, для которого предназначена информационная система. В экономике наибольшее распространение получили управленческие информационные системы (Management Information System – MIS), предназначенные для информационной поддержки принятия управленческих решений. Возможна различная декомпозиция функциональной части системы на подсистемы в соответствии с различными признаками:

  • по сферам деятельности (снабжение, производство, сбыт и т.д.);
  • по ресурсам (материальным, финансовым и др.);
  • по бизнес-процессам (процессный подход);
  • по функциям управления (организация, планирование, учет, контроль, регулирование);
  • смешанная декомпозиция.

Обеспечивающая часть включает в себя общесистемные решения.

В качестве обеспечивающих подсистем выделяют подсистемы организационного, информационного, программного и технического обеспечения. Обеспечивающие подсистемы призваны обеспечить решение возложенных на систему функциональных задач поддержки пользователей.

Организационное обеспечение регламентирует структуру управления объектом в условиях применения информационной системы и распределения должностных обязанностей между пользователями системы.

Информационное обеспечение состоит из внемашинного и внутримашинного. К внемашинному обеспечению относятся входные и выходные бумажные или экранные формы, с которыми работает пользователь, а также системы кодирования информации. Внутримашинное информационное обеспечение – базы данных и знаний.

Программное обеспечение включает в себя общие и прикладные программы обработки информации, реализующие принятые экономико-математические методы и предоставляющие пользователю определенные лингвистические средства для программирования и диалога с информационной системой.

Техническое обеспечение – это комплекс, состоящий из средств вычислительной и телекоммуникационной техники.

Функциональные задачи, возложенные на систему, соответствуют внешним функциям управления информационной системы по отношению к объекту управления, для которого она создана.

В то же время внутри самой информационной системы решаются внутренние задачи управления технологическими процессами обработки информации, к которой относятся: сбор, передача, хранение, вычислительная обработка и выдачи результатов пользователям. Соответствующие функции управления можно назвать внутренними функциями управленияинформационной системы, осуществляемыми внутри субъекта управления (информационной системы).

Проектирование информационной системы включает в себя как проектирование менеджмента объекта управления на основе информационной поддержки со стороны информационной системы, так и проектирование менеджмента самой информационной системы.

Пример декомпозиции информационной системы производственного менеджмента приведен на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Пример декомпозиции информационной системы производственного менеджмента

Структура проекта информационной системы характеризуется составом и взаимосвязью проектной документации, входящей в проект (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Структура проекта информационной системы

Коллектив разработчиков проекта представляет собой субъект проектирования.

Разработка проекта информационной системы может осуществляться двумя путями:

  • собственными силами;
  • сторонней (специализированной) проектной организацией при активном участии представителей заказчика.

Планирование и контроль за ходом выполнения работ осуществляется на основании организационной документации – договора (контракта) на проектирование информационной системы, в котором указывается обязательства сторон (заказчика и исполнителя): предмет договора, смета затрат, календарный график выполнения работ, порядок оплаты) и акт приемки – сдачи этапов работы и проекта в целом.

При большом объеме проектных работ в процессе проектирования могут участвовать несколько организаций. В этом случае заказчик выбирает головную организацию-исполнителя, которая координирует работу остальных организаций-соисполнителей.

Проектирование информационной системы можно рассматривать как технологический процесс, состоящий из ряда взаимосвязанных технологических операций.

Некоторые технологические операции должны выполняться строго последовательно, ряд операций можно выполнять параллельно. Весь комплекс работ по проектированию при этом можно представить в виде сетевого графика и управлять сроками выполнения работ и распределением ресурсов проектировщиков с использованием математических методов сетевого планирования и управления.

Если технологические операции проектирования информационной системы сгруппировать в стадии, то получится последовательность стадий создания и эксплуатации информационной системы (жизненного цикла), которая не зависит от применяемых технологий проектирования. Эта последовательность содержит следующие стадии проектирования и эксплуатации информационной системы, составляющие ее жизненный цикл (рис. 1.3)

Рис. 1.3. Жизненный цикл информационной системы (каскадная модель проектирования информационной системы)

  1. Анализ (обоснование требований к информационной системе);
  2. Проектирование (создание системы на логическом уровне);
  3. Программирование (реализация системы на физическом уровне);
  4. Внедрение;
  5. Эксплуатация.