Сетевая экономика и проектирование информационных систем

 

Требования к эффективности и надежности проектных решений

Эффективность системы – это степень ее соответствия своему назначению. Различают экономическую и функциональную эффективность.

Критерий эффективности – не число как показатель, а тенденция например, свести к минимуму затраты – это критерий).

Критерий и показатели, характеризующие систему в целом, определяют собой критерий и показатели ее подсистем.

Оценка экономической эффективности основана на сопоставлении затрат и результатов, выраженных в денежной форме.

Основным требованием к экономической эффективности является требование, чтобы результаты превосходили затраты и соотношение результатов и затрат соответствовало бы требуемой рентабельности.

Требования, предъявляемые к надежности информационной системы, весьма высоки.

Современные информационные системы должны работать в режиме «24х365», то есть двадцать четыре часа в сутки без выходных дней.

Надежность системы характеризуется потоком отказов и сбоев (самоустраняющихся отказов) в работе системы. Отказы выявляются тестированием технических и программных средств и устраняются во время проведения ремонтно-профилактических работ. Устранение отказов достигается путем восстановления работоспособности неисправных элементов системы (ремонта) или замены их резервными элементами.

В качестве основного показателя надежности работы элемента системы используется коэффициент готовности:

,

где – среднее время наработки на отказ; – среднее время восстановления неисправности.

Коэффициент готовности дает оценку вероятности нахождения элемента в работоспособном состоянии в случайно выбранный момент времени.

Коэффициент готовности комплекса, состоящего из нескольких элементов, равняется:

,

где – коэффициент готовности i-го элемента; I – количество элементов в комплексе.

Сбои в работе технических и программных средств приводят к появлению ошибок в выходной информации и увеличивают продолжительность решения задач, поскольку требуют включения в технологический процесс обработки информации не только основных технологических операций, но и операций контроля и исправления ошибок.

Показатели экономической эффективности информационной системы и качества информации

Основным показателем экономической эффективности ИС является годовой экономический эффект (экономическая прибыль):

,

где – годовая экономия (прибыль), вызванная ИС. По рыночной терминологии – это хозяйственная или бухгалтерская прибыль. Она представляет собой разность между выручкой и явными затратами (Explicit Cost). Явные затраты – это все денежные издержки предприятия, включая амортизацию; K – единовременные затраты (капиталовложения), связанные с созданием ИС; E – норма прибыли (нормативная прибыльность).

Единицы измерения в формуле (размерность величин) следующие:

Э – руб/год,

Эгод – руб/год,

K – руб.,

E – 1/год.

С точки зрения экономического содержания, величина E состоит из нормы отдачи на капитал и нормы предпринимательского дохода.

Произведение EK называется неявными затратами (Implicit Cost), так как характеризует отдачу капитала, которая могла бы быть в иной сфере, например, при его помещении в банк. Величина E в рыночных условиях не должна быть меньше годовой банковской процентной ставки (надежного банка).

Каждый бизнесмен обычно устанавливает величину E больше банковской ставки, так как он намерен получить прибыль не только от своего капитала, но и от своей предприимчивости. В каждой сфере бизнеса устанавливается своя величина нормы прибыли E. Если какая-то сфера бизнеса оказывается более прибыльной, то туда устремляются новые предприниматели со своим капиталом. А если при этом прибыльность падает, то наблюдается отток предпринимателей. В итоге устанавливается динамическое равновесие и соответствующая величина нормы прибыли E. Величина E является коэффициентом приведения единовременных затрат к годовым затратам.

Годовой экономический эффект представляет собой абсолютный показатель эффективности. Система считается эффективной, если .

Вспомогательными показателями экономической эффективности являются:

Расчетная прибыльность:

и обратная величина – срок окупаемости:

.

Рассмотренные показатели являются статическими показателями эффективности, так как не учитывают разновременность затрат на ИС и результатов от ее функционирования.

Показатели, учитывающие распределение затрат и результатов во времени на основании концепции временной ценности денег, называются динамическими. К их числу относятся чистая современная стоимость и внутренний уровень рентабельности. Использование динамических показателей целесообразно при длительных сроках создания системы. Основным показателем, который используется как динамический, является чистая современная стоимость (Net Present Value – NPV):

,

где Rt – прибыль (экономический результат), достигаемая на -м шаге; Зt – текущие затраты на -м шаге; Kt – капитальные затраты на t-м шаге.

Внутренний уровень рентабельности (Internal Ratio off Return – IRR) представляет собой то значение E, при котором NPV обращается в ноль. Следовательно, IRR – эта та наивысшая плата за кредит, которую можно допустить при создании информационной системы.

Однако обычно длительность создания ИС невелика, и статические показатели можно считать удовлетворительными.

В этом случае критерием эффективности ИС является максимум годового эффекта, т.е. Э -> max. При оценке величины Э в связи с внедрением ИС необходимо учитывать показатели качества информации, так как лишь должное качество дает нам высокую эффективность системы.

Как известно, существуют три уровня оценки информации:

  • синтаксический – формальная оценка информации по количеству знаков;
  • семантический – информация оценивается по своему смыслу; этот уровень связан с составом решаемых функциональных задач, с функциональной частью ИС;
  • прагматический – оценка полезности информации для пользователя. Показатели качества информации связаны с праматической оценкой. Прагматическая оценка требует решения не любых функциональных задач, а только тех, которые полезны в управлении. Кроме необходимой полноты информации, прагматическая оценка требует обеспечения оперативности и достоверности информации, а также удобной формы представления и доступности со стороны пользователя.

Показатель оперативности – время получения информации, отсчитываемое от момента запроса или от конца отчетного периода до момента предоставления информации пользователю. Длительность отчетного периода называется дискретом управления. Чем он меньше, тем больше осведомленность управленческого персонала о ходе производства.

Достоверность информации оценивается обычно вероятностью ошибки на один знак или показатель. Чем меньше вероятность ошибки, тем выше достоверность информации.