Главное меню

Карта сайта
Главная
Курсовые работы
Отчеты по практикам
Лабораторные работы
Методические пособия
Рефераты
Дипломы
Лекции



Автоматизированное проектирование судовых энергетических установок 2

 

Визуализация варианта расположения с использованием графических примитивов.

Для недостаточно квалифицированного пользователя САПР визуализация располо­жения в виде чертежа на бумажном носителе информации или на худой конец на экране дисплея и есть окончательная цель проектирования расположения. Для опытного же проектировщика важно другое – что с этим расположением можно сделать дальше и нельзя ли без этого обойтись. Если цель проектирования расположения состоит в том, чтобы на него один раз взглянуть, то его вообще делать не нужно.

Просмотр варианта расположения на некотором носителе информации является простейшим способом анализа допустимости варианта распо­ложения, простейшим в смысле разработки программного обеспечения для анализа. Ввиду многочисленности сечений, подлежащих анализу, выбрана безбумажная форма визуализации варианта располо­жения – просмотр на экране дисплея. По желанию проектировщика изображение на экране может быть распечатано стандартными средствами ЭВМ (клавиша Print Screen – печать экрана). Визуальная проверка отсутствия наложений блоков, их разбираемости, возможность определить ряд лимитирующих размеров прямо на экране дисплея – вот цель визуализации расположения, если не умеешь спросить об этом у ЭВМ иначе.

Разработаны два программных комплекса для визуализации варианта расположения СЭУ, заданного таблицей теперь уже (после умножения базовой таблицы относительных координат на характерные размеры МКО нового судна) абсолютных координат блоков оборудования и цистерн. Первый, носящий наименование GABARITY, обеспечивает визуализацию расположения в виде прямоугольников физических габаритов блоков в контурах сечений машинного отделения плоскостями, параллельными основным плоскостям судна.

Координаты обводов кормовой оконечности танкера пр. 1596 приведены в табл.5.2. Здесь также применена система отнесения, подобная той, которая использовалась для координат блоков в табл.3.22 и 5.1. Расстояния от кормового перпендикуляра отнесены к половине длины судна, высота от основной плоскости к высоте борта и расстояние от диаметральной плоскости до образующей борта – к ширине судна на миделе. Система отнесения делает данную таблицу универсальной аппроксимацией обводов судна с определенными характеристиками – формой корпуса и коэффициентами полноты.

Таблица 5.2 Ширина МКО танкера пр.1596 типа «Находка» в относительных координатах Y/B

J H Теоретические шпангоуты и их относительные расстояния
от кормового перпендикуляра
20 19,5 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10
0,0 0,381 0,1384 0,2422 0,346 0,4498 0,5536 0,6574 0,7612 0,8685 0,9412 1,0
1 0,0 0,0255 0,4580 0,0574 0,0872 0,1191 0,1596 0,1915 0,2128 0,2404 0,2638 0,2809 0,2959
2 0,0667 0,0532 0,0745 0,1191 0,1617 0,2021 0,2447 0,2809 0,3170 0,3489 0,3787 0,3915 0,4035
3 0,2061 0,0979 0,1191 0,1702 0,2170 0,2681 0,3128 0,3489 0,3787 0,4043 0,4340 0,4468 0,4526
4 0,2909 0,1447 0,1702 0,2383 0,2894 0,3362 0,3723 0,4021 0,4277 0,4500 0,4680 0,4750 0,4780
5 0,5333 0,3043 0,3234 0,3574 0,3872 0,4213 0,4426 0,4580 0,4723 0,4750 0,4851 0,4875 0,4898
6 0,6909 0,4021 0,4106 0,4277 0,4447 0,4596 0,4700 0,4780 0,4850 0,4750 0,4934 0,4932 0,4940
7 0,8485 0,4426 0,4553 0,4660 0,4766 0,4850 0,4880 0,4920 0,4940 0,4750 0,4980 0,4990 0,4993
8 1,0 0,4580 0,4690 0,4780 0,4860 0,4850 0,4920 0,4950 0,4970 0,4983 0,4990 0,4995 0,4997

В табл.5.2 обозначены: J – нумерация ватерлиний; H – расстояние ватерлинии от основной плоскости, отнесенное к высоте борта. Заголовки остальных столбцов содержат нумерацию теоретических шпангоутов и их расстояние от кормового перпендикуляра, отнесенные к половине длины судна между перпендикулярами. Сами столбцы содержат расстояние от диаметральной плоскости до образующей борта, замеренное на данном шпангоуте и отнесенное к ширине судна на миделе. Таким образом, в табл.5.2 описана кормовая половина теоретического чертежа корпуса танкера.

Контуры сечений МКО анализируемыми плоскостями получаются линейной аппроксимацией табл.5.2. Внутри этих контуров может быть все оборудование, попадающее в разрез. Подчеркнем, что это не вид в определенном направлении, а сечение заданной плоскостью, параллельной основным координатным плоскостям судна.

Анализ варианта расположения происходит в режиме диалога. Сначала на экран выводится контрольное сечение, заданное табл.5.1. Далее начинается диалог о виде проекции и отстоянии от характерной плоскости того сечения, которое необходимо вывести на экран.

На рис.5.2 приведены распечатки четырех сечений МКО танкера, полученных с помощью модели GABARITY. Это – план трюма на уровне выше второго дна, два поперечных разреза в средней части МКО и продольный разрез по ДП.

Рис.5.2. Результаты визуализации расположения СЭУ танкера пр.1596 программным комплексом GABARITY: а – план трюма; б – продольный разрез по ДП; в – поперечный разрез по блоку 35; г – поперечный разрез на уровне блока 13: 1 – главный двигатель МОД ДКРН; 2 – блок смазки приводов ГД; 4 – блок сепарации топлива; 5 – блок сепарации масла; 6 – блок сепарации трюмных вод; 7 – блок общесудовых насосов забортной воды; 9 – цистерна протечек топлива; 10 – цистерна перелива топлива; 11 – цистерна запаса топлива; 13 – блок топливоподкачивающих насосов; 17 – блок маслоохладителей; 18 – блок главных масляных насосов; 19 – блок перекачки топлива; 20 – блок перекачки масла; 21 – сточная цистерн протечек масла; 32 – блок смазки дейдвуда; 35 – блок охлаждения пресной водой; 36 – расширительная цистерна пресной воды; 38 – блок насосов забортной воды; 39 – блок фильтров забортной воды; 42 – блок воздухохранителей; 43 – блок компрессоров; 44 – зональный блок судовой электростанции; 45 – зональный блок вспомогательной котельной установки; 46 – центральный пост управления СЭУ и СЭС; 47 – зональный блок шахты МКО; 53 – валопровод

Программа визуализации расположения в виде прямоугольников габаритов исключительно проста в обращении, обеспечивает решение поставленной задачи с мини­мумом интеллектуальных затрат, однако является лишь вспомогательным средством анализа. Мы понимаем ущербность самой поставленной задачи – визуального контроля пространственного расположения просмотром серии плоских срезов. Этот способ не гарантирует того, что проектировщик найдет все лимитирующие сечения. Основным средством анализа расположения СЭУ в МКО мы считаем программный анализ допустимости варианта расположения, рассмотренный ниже.