Главное меню

Карта сайта
Главная
Курсовые работы
Отчеты по практикам
Лабораторные работы
Методические пособия
Рефераты
Дипломы
Лекции



Маркетинговые исследования рынка мороженого

Таблица 2.1. Сегментация рынка потребителей мороженого по городу Худжанд

По потребительским предпочтениям По уровню доходности
Высокий (более 200 сомони) Средний (от 30 до 200 сомони) Низкий (до 30 сомони)
Взыскательный вкус Дорогая высококачественная импортная продукция и частично «Яхмоси 33» Частично импортная и местная продукции «Яхмоси 33» и «Ориен» -
Невзыскательный вкус Все предлагаемые сорта Недорогие сорта импортного мороженого, часть продукции местного производства Дешевое мороженое местного производства, изготовленные на фризерах в уличных торговых точках

Исследование потребителей позволяет определить и изучить весь комплекс побудительных факторов, которыми руководствуются потребители при выборе товара (доходы, социального положение, возрастная структура, образование). В качестве объектов выступают индивидуальные потребители-организации. Предметом исследования являются мотивы потребительского поведения на рынке и факторы, их определяющие. Изучается структура потребления, обеспеченность товарами, тенденции покупательского спроса. Разработками здесь являются типология потребителей, моделирование их поведения на рынке, прогноз ожидаемого спроса.

Для маркетинга важно выяснить психологию приобретения товара и механизм удовлетворения потребностей этим товаром. Только тогда можно рассчитывать на то, что продукция будет покупаться. Предлагаемый продукт должен быть прежде всего полезен потребителю, а уже потом нравится самому производителю.

При сборе первичных данных у исследователей маркетинга есть выбор из двух основных орудий исследования, которыми являются анкеты и механические устройства. Анкета-самое распространенное орудие исследования при сборе первичных данных. В широком смысле анкета-это ряд вопросов, на которые опрашиваемые дают ответы.

Ниже приведены вопросы которые были заданы потребителям в ходе опроса:

  1. Пол:
    • а) муж.;
    • б) жен.
  2. Возраст:
    • а) до 15 лет;
    • б) от 15 до 40 лет;
    • в) более 40 лет.
  3. Род деятельности:
    • а) служащий;
    • б) работник;
    • в) учащийся.
  4. Среднемесячный доход:
    • а) до 30 сомони;
    • б) от 30 до 200 сомони;
    • в) более 200 сомони.
  5. Как часто Вы употребляете мороженое?
    • а) несколько раз в день;
    • б) не каждый день;
  6. Какое мороженое Вам нравится больше всего?
    • _____________________________;
  7. По каким характеристикам Вам нравится данный сорт или вид?
    • _____________________________;
  8. Какая цена Вас устраивает:
    • _____________________________;
  9. На что вы больше обращаете внимание при выборе мороженого?
    • а) вкус и качество;
    • б) цена;
    • в) внешний вид и упаковка.
  10. Имеет ли для Вас значение фирма-производитель (импортный или местный)?
    • а) да;
    • б) нет.
  11. Назовите известных Вам производителей в порядке от самого лучшего к самому худшему:
    • ________________________________;
  12. Возникали ли у Вас проблемы с качеством приобретенной продукции?
    • а) если да, то опишите пожалуйста какие: ________________________________;
    • б) нет.
  13. Ваши пожелания и советы по улучшению качества местного мороженого.

Опрос потребителей показал, что большинство потребителей со среднемесячным доходом от 30 до 200 сомони, независимо от возраста и пола и частично потребители со среднемесячным доходом от 00 сомонов и более предпочитают мороженое «Яхмоси-33». А потребители со среднемесячным доходом до 30 сомони, покупают более дешевые мороженое. Потребители с высоким уровнем дохода предпочитают покупать импортные мороженое.

На вопрос «Какая цена Вас устраивает?» мнения были таковыми: 60 % опрошенных ответили, что наиболее приемлимая для них цена в пределах 15-20 дирамов, 32 % согласились заплатить 25-30 дирамов, а всего 8 % опрошенных былм согласны покупать мороженое за 50-1,50 дирамов. Следует отметить, что в эти 8 % опрошенных входят в основном покупатели импортного мороженого. У этих покупателей высокий уровень доходности и взыскательный вкус. При покупке они обращают внимание на вкус и качество, на внешний вид и упаковку, но при этом они не каждый день потребляют мороженое.

На вопрос «На что Вы больше обращаете внимание при выборе мороженого?», 45 % опросших потребителей ответили что вкус и качество является для них самыми важными факторами при выборе мороженого, 40% - обращают больше внимания на цену и только 15% на внешний вид и упаковку продукции.

Из проведенного опроса можно сделать вывод, что среди всех сортов и видов мороженого лучшим, и по внешнему виду и по вкусу и качеству является импортное мороженое. Но по цене, эти же импортная продукция не подходит для большинства покупателей. Относительно удовлетворяющими спрос потребителей являются продукция производителей «Яхмоси-33», «Ориен», «Дусти», «12 мкр». Но при всем этом, покупатели хотят покупать мороженое такого качества как импортное, но по низкой цене. Потребители хотели бы увидеть мороженое местного производства в большом ассортименте и с разными добавками, натуральными красителями.

Определение емкости рынка является главной задачей рыночного исследования. Под емкостью рынка понимается, возможный объем реализации товара при данном уровне и соотношении цен.

Емкость рынка характеризуется размерами спроса населения и величиной товарного предложения. Следует различать два уровня емкости рынка: потенциальный и реальный. Действительной емкостью рынка является первый уровень. Потенциальный уровень определяется личными и общественными потребностями и отражает адекватный объем реализации товаров. Реально складывается емкость рынка может и не соответствовать его потенциальной емкости.

Емкость рынка формируется под влиянием множества факторов, каждой из которых может в определенной ситуации как стимулировать рынок, так и сдерживать его развитие, ограничивать его емкость. Эти факторы могут быть общими социально-экономические фарторы, определяющие емкость рынка любого товара: объем и структура товарного предложения, ассортимент и качество выпускаемых изделий, размеры импорта, по данному товару или группе товаров, уровень жизни населения, уровень и соотношение цен на товары и другие .

Численность населения Согдийской области по статистическим данным на 01.01.2004 года составило около 260тыс. человек. За вычетом числа детей до 3-х лет и пожилых людей способных потреблять мороженое составит примерно 230тыс. человек. Сопоставляя эти данные со статистическими данными большинство развитых стран мира, где на одного жителя приходится 2,5-10,5 кг мороженного в год, можно сделать заключение, что производство мороженого в Согдийской области имеет потенциал роста, как минимум в 2 раза. Если на одного жителя приходится чуть меньше 0,4 кг мороженого, то наша цель поднять хотя бы в 3 раза нормы потребителя мороженого в нашей области.

Потенциальная емкость рынка рассчитывается путем умножения численности населения на норму потребления, т.е. 2300т.

На рынке города Худжанда реализуются мороженое, которое производится мини-заводами «Яхмоси-33», «Ориен», «Дусти» и другими мини-цехами, которые производят дешевые мороженое. Местными производителями используется молоко разных качеств. Кроме того, на рынке реализуется мороженое импортируемое из Российской Федерации и соседнего Узбекистана, сеть кафе и ресторанов производимых на фризерах мороженое.

По расчетам накопленной информации на рынке города Худжанда за 2003 год реализование мороженого носит ярко выраженный сезонный характер и подвержен значительным колебанием спроса на мороженое в течении года, то основная масса употребления мороженого приходится на летнее сезонное время. А в зимнее время спрос на мороженое составляет примерно 10-15% от уровня летнего спроса, в межсезонном 50-60% .

Основная задача изучения конкурентов заключается в том, чтобы получить необходимые данные для обеспечения конкурентного преимущества на рынке, а также найти возможность сотрудничества с возможными соперниками. С этой целью анализируется сильные и слабые стороны конкурентов изучается занимаемые ими доля рынка, реакции потребителей на маркетинговые средства конкурентов с совершенствованием товара, изменение цен, товарные марки, проведение рекламных кампаний, развитие сервиса. Результатом таких исследований становится выбор путей и возможностей достижения наиболее выгодного положения на рынке относительно конкурентов.

Большинство частных местных производителей мороженого выпускают продукцию не соответсвующую установленным рецептурам и стандартам, не с соблюдением полного технологического процесса. На нижеследующей таблице отражены основные характеристики продукции конкурентов

Таблица 2.2. Характеристика продукции конкурентов

Характеристика конкурирующих продукции Импортная продукция Мороженое «Яхмоси-33» Мороженое «Ориен» Мороженое «Дусти» Другие частные мини-цеха Мороженое на фризерах и уличных торговых точках
Качество продукции Высокое Высокое Выше среднего Выше среднего Низкое Низкое
Привлекательность внешнего вида Высокое Высокое Среднее Среднее Среднее и низкое Низкое
Цена Высокое Среднее Среднее Среднее Низкое Низкое
Занимаемая доля рынка 10% 15% 15% 15% 15% 20%
Стабильность продажи Низкое Среднее Среднее Среднее Высокое Выше среднего

При разработке конкурентоспособной продукции товаропроизводители должны ориентироваться на оценку всех рыночных факторов, основанную на исследовании потребностей покупателей, требований рынка. Производитель должен определить характеристики прогнозируемой потребности как можно точнее для того, чтобы сделать свою продукцию конкурентоспособной.