Главное меню

Карта сайта
Главная
Курсовые работы
Отчеты по практикам
Лабораторные работы
Методические пособия
Рефераты
Дипломы
Лекции



Автоматизированное проектирование судовых энергетических установок 2

 

Функциональное проектирование систем СЭУ

Системы судовых энергетических установок должны обеспечить подвод и отвод рабочих тел к местам потребления и производства в заданном количестве и опре­деленного качества. Исходя из анализа этих функций систем происходит их функ­циональное проектирование – определение подач, напоров, расходов, емкостей, произво­дительностей, сечений, поверхностей и других характеристик.

Конечными целями этого этапа проектирования СЭУ является определение собственных затрат электрической и тепловой энергии элементами СЭУ и уточнение на этой основе нагрузок судовой электростанции и вспомогательной котельной установки, а также создание возможности выбора комплектующего вспомогательного оборудования СЭУ из типоразмерных рядов и сортаментов. Сами эти цели достигаются на после­дующих этапах проектирования СЭУ, но в процессе функционального проектиро­вания для этого создаются возможности.

В САПР эскизного проектирования СЭУ включены модели, реализующие два различных метода проектирования систем: на основе рекомендаций фирм-произво­дителей двигателей и на основе тепловых балансов.

Пример рекомендаций фирмы MAN B&W по характеристикам оборудования систем двигателей типа МС-2001 приведен в табл.4.14.

В табл.4.14 приведены следующие характеристики оборудования систем, обслуживающих двигатель из ряда МС из расчета на один цилиндр соответствующего типоразмера: индекс типоразмера цилиндра; маркировка цилиндров, включающая буквенный и цифровой код, (см. примечание к табл.3.1); Wтц – подача циркуляционного топливного насоса; Wтп – подача топливоподкачивающего насоса; Wпр – подача насоса пресной воды; Wзв – подача насоса забортной воды; Wм – проток забортной воды через маслоохладитель; Wм – подача главного масляного насоса; Wмр – подача насоса смазки распредвала. В случае если в данной графе стоит прочерк – насос отсутствует, а смазка распредвала – консистентная. Если в этой графе стоит звездочка, то кроме консистентной смазки распредвала применен еще гидропривод выхлопного клапана, подача которого в этой графе и указана; Qизл – потери теплоты в помещение МКО в процентах от теплоты сжигаемого в двигателе топлива; Gвоз – расход продувочного воздуха; Gгаз – pасход выхлопных газов; Tгаз – температура газов; Qво – отвод теплоты от продувочного воздуха; Qмо – отвод теплоты с циркуляционным маслом; Qпр – отвод теплоты от пресной воды; Qт – расход теплоты на подогрев топлива.

Параметры табл.4.14 отнесены к режиму номинальной МДМ (см. § 3.1). Двигатель работает на тяжелом топливе с вязкостью 700 сСт при 50оС.

Насосы должны обеспечивать напор не ниже заданного в табл.4.15, а температура рабочих тел не должна превосходить указанных здесь же величин.

Таблица 4.15 Параметры рабочих тел

Наименование насосов Pнаг Tmax
Топливный подкачивающий 0,4 100
Топливный циркуляционный 1,0 150
Смазки циркуляционный 0,4 60
Смазки распредвала 0,3 60
Забортной воды 0,25 50
Пресной воды 0,3 100

В табл.4.15 приведены рекомендуемые значения параметров шести основных насосов энергетических систем двигателей типа МС: Pнаг – давление нагнетания, МПа; Tmax – наибольшая температура, оС.

Проектирование систем первым методом состоит в умножении значений из строки, соответствующей выбранному типоразмеру цилиндра ДВС типа МС, на число цилиндров в составе агрегата.

Для проектирования систем первым методом следует подготовить исходные данные в соответствии с табл.4.16. В случае работы в составе основного расчетного варианта САПР эскизного проектирования СЭУ табл.4.16 подготавливается автоматически после отработки модели WYBOR-MC. Для автономного прогона модели проектирования систем исходные данные нужно подготовить вручную, откорректировав файл SMC1_ISX.DAT в рабочей библиотеке на магнитном диске.

Таблица 4.16 Исходные данные модели функционального проектирования систем

J Наименование переменной I R Значение
1 Moщность главного двигателя на ходовом режиме NE кВт 5238,5
2 Чacтота вращения главного двигателя на ходовом peжиме NR oб/мин 136,6
3 Cкopocть xoдa cуднa VSU уз 14
4 Дaльнocть плaвaния cуднa LPL мили 12000
5 Мощнocть дизель-генератора на ходовом режиме NEG кВт 500
6 Mарка топлива главного двигателя MTG - 2
7 Мapка тoпливa дизeль-гeнepатора MTW - 1
8 Типоразмер главного двигателя TRGD - 21
9 Число цилиндров главного двигателя IZ - 5

В табл.4.16 приведены следующие переменные: NE – мощность главного двигателя на основном эксплуатационном режиме; NR – частота вращения главного двигателя на эксплуатационном режиме; VSU – средняя эксплуатационная скорость хода судна; LPL – дальность плавания; NDG – мощность электрогенератора на ходу; MTG – код марки топлива, используемого главным двигателем на длительных режимах эксплуатации. Кодирование марок топлива рассмотрено в гл.2; MTW – код марки топлива дизель-генератора на ходовых режимах; TRGD – типоразмер главного двигателя - индекс типоразмера цилиндра в соответствии с табл.3.1; IZ – число цилиндров в составе агрегата главного двигателя.

После подготовки файла исходных данных следует обратиться к модели SIST_MC.EXE проектирования систем по рекомендациям фирмы. Эта модель включает в свой состав табл.4.14 и 4.15 в форме оператора DATA, что позволяет ей по данным табл.4.16 выполнить функциональное проектирование систем и вывести результаты в файл SMC2_REZ.DAT. Вариант этой модели SIST_MCW.EXE содержит несколько отличную таблицу рекомендаций по характеристикам оборудования в случае применения более совершенных газотурбонагнетателей типа ABB или TOSHIBA.

Пример результатов функционального проектирования систем по данным табл.4.16 приведен в табл.3.16. В гл.3 эти данные были использованы для анализа требований к ИБД СЭУ по вспомогательному оборудованию.

При выполнении функционального проектирования систем по энерге­тическим балансам, что актуально для двигателей, требования к вспомогательному оборудованию которых не опубликованы или не известны проектировщику, следует откорректировать файл исходных данных S1_ISX.DAT, аналогичный рассмотренному выше файлу исходных данных для функционального проектирования систем двигателей МС.

Данные этого файла мало отличаются от содержания табл.4.16 и поэтому здесь не обсуждаются. Кроме файла исходных данных для расчетов систем по энергетическим балансам нужно еще уточнить данные этих балансов в таблицах, описывающих константы, принятые при проектировании систем. Эти константы приведены в файлах SKON_OXL.DAT, SKON_SGA.DAT, SKON_SMA.DAT и SKON_TOP.DAT.

В табл.3.21 рассматривались константы, принимаемые при проектировании систем охлаждения – файл SKON_OXL.DAT. Нужно ознакомиться с содержимым этого файла на момент проведения сеанса проектирования и уточнить принимаемые значения. Аналогично по константам топливной системы – файл SKON_TOP.DAT, системы цирку­ляционной смазки – файл SKON_SMA.DAT и системы сжатого воздуха – файл SKON_SGA.DAT.

После этого возможно обращение к исполняемому файлу SISTEMY.EXE, который осуществляет функциональное проектирование систем СЭУ по тепловым балансам. В основе алгоритма расчета систем с использованием модели SISTEMY – применение функционального принципа определения количественных характеpистик оборудования на базе анализа его функций. Напpимер, подача главного масляного насоса системы циркуляционной смазки определяется как отношение количества теплоты, которое нужно отвести с маслом от нагретых деталей (подшипников и дp.), к количеству теплоты, которое можно отвести с единицей количества масла:

Wмн = ?м be Ne Qpн/ (См ?тм),

где be Ne Qpн – полное тепловыделение в двигателе, кВт; ?м – доля тепла, отводимая с маслом; См ?тм – теплоотвод с единицей количества масла – произведение теплоемкости на допустимое повышение температуры, кДж/кг.

Соответствующие зависимости для расчета других характеристик оборудования систем СЭУ приведены в работах В.П.Воронковского, В.И.Козлова, В.А.Ваншейдта и др., а константы принимаются по данным тепловых балансов двигателей и рекомендаций проектировщиков.

Форма представления результатов такого проектирования не отличается от результатов проектирования систем двигателей МС и здесь не рассматривается.

Следует отметить, что рекомендации фирмы-производителя двигателя по пара­метрам рабочих тел энергетических систем – расходам, тепловым потокам, температурам и давлениям обеспечивают стабильный расчетный температурный режим двигателя и этим самым являются способом обеспечения гарантируемого ресурса. Поэтому применение другого метода функционального проектирования – по тепловым балансам не может быть рекомендовано для регулярного применения, как не обеспечивающее расчетного температурного режима и гарантируемого ресурса двигателя. Это излишне приближенный метод, применяемый лишь при отсутствии данных по системам двигателя.