Организация обслуживания и ремонта вагонов в депо |
Страница 3 из 4
ПЕРИОДИЧЕСКИЙ РЕМОНТ ВАГОНОВ В ДЕПО Обзор и анализ существующих планировок депо и вариантов организации работ Под производственной структурой депо понимают состав производственных участков, вспомогательных и обслуживающих подразделений с указанием связей между ними. Производственным участкам называют объединённую по тем или иным признакам группу рабочих мест, выделенную в самостоятельную административную единицу и возглавляемую мастером. В состав производственного участка может входить несколько отделений. В зависимости от характера технологического процесса и мощности депо структура производственных участков может быть построена по предметному или технологическому признаку. Предметная форма специализации участков упрощает планирование и учёт производства, повышает ответственность исполнителей и руководства за качество выпускаемой продукции. Отсюда – высокие требования к квалификации руководителя участка, который должен в совершенстве знать технологию производственного процесса различных операций обработки, ремонта и сборки выпускаемой продукции, конструкцию оборудования разных типов и т. д. В условиях технологической формы специализации на участке устанавливают однотипное оборудование, что упрощает задачи руководства мастеру участка. Однако из-за большой номенклатуры обрабатываемых деталей и сборочных единиц планирование и учёт работы участка усложняется. Производственная структура депо непостоянная. Она может изменяться с увеличением производственной мощности предприятия, характера и степени специализации производственного процесса, с внедрением новых технологических процессов и т. п. Для депо, специализированного на ремонте платформ , производственная структура может быть следующей: основные производственный участки
вспомогательные производственные участки и отделения:
Выбор специализации, производственной мощности, типа, определение структуры депо. Специализация депо на одном типе вагонов создает предпосылки и открывает возможности внедрения передовых форм организации производства, переходя от мелкосерийного к средне- и крупносерийному типу производства, применения средств комплексной механизации и автоматизации производственных процессов. Учет специфики организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте позволяет решить вопрос обеспечения депо объектами ремонта при удельных затратах на подсылку вагонов, составляющих всего 1,5-2% себестоимости ремонта. При правильно выбранной специализации и рациональном размещении грузовые вагонные депо должны обеспечиваться объектами ремонта непосредствен но со станции или узла, где они расположены. В этом случае дополнительные удельные расходы по пересылке равны нулю. Определение рациональной программы ремонта вагонов вагонного депо про изводится на основе сравнения эффективности концентрации ремонта вагонов при условии пересылки их с других станций. Принимаем производственную мощность вагонного депо равной 4000 платформ в год. Под производственной структурой депо понимают состав производственных участков, вспомогательных и обслуживающих подразделений с указанием связей между ними. Производственным участком называют объединенную по тем или иным при знакам группу рабочих мест, выделенную в самостоятельную административную единицу и возглавляемую мастером. В состав производственного участка может входить несколько отделений.В зависимости от характера технологического процесса и мощности депо структура производственных участков может быть построена по предметному или технологическому признаку. Предметная форма специализации участков упрощает планирование и учет производства, повышает ответственность исполнителей и руководства за качество выпускаемой продукции. Отсюда — высокие требования к квалификации руководителя участка, который должен в совершенстве знать технологию производственного процесса различных операций обработки, ремонта и сборки выпускаемой продукции, конструкцию оборудования разных типов и т.д. В условиях технологической формы специализации на участке устанавливают од нотипное оборудование, что упрощает задачи руководства мастеру участка. однако из-за большой номенклатуры обрабатываемых деталей и сборочных единиц планирование и учет работы участка усложняются. Производственная структура депо непостоянная. Она может изменяться с увеличением производственной мощности предприятия, характера и степени специализации производственного процесса, с внедрением новых технологических процессов, для депо, специализированного на ремонте платформ с годовой программой 4 тыс, вагонов, производственная структура может быть следующей: основные производственные участки: вагоносборочный участок, ремонтно-сборочным, окраски вагонов; производственный участок по ремонту тележек и колесных пар с отделениями ремонта тележек, обмывки (очистки) колесных пар, колесотокарным, парком тележек и колесных пар и роликовых подшипников с демонтажным, ремонтным, комплектовочным и монтажным отделениями; ремонтно-комплектовочный участок с отделениями автосцепки, слесарно-механическим, электросварочным, кузнечно-рессорным; участок ремонта и изготовления деталей из пиломатериалов; вспомогательные производственные участки и отделения: ремонтно-механический участок; участок ремонта электросилового оборудования депо; ремонтно-хозяйственный участок; инструментальное отделение; ремонтно-строительная группа; транспортное и складское хозяйства. Управление вагонным депо построено по бесцеховой структуре. Устранение цехового звена положительно отражается на организации производства, приближает техническое и административно-хозяйственное руководство предприятия к рабочим местам, улучшает оперативность руководства, увеличивает ответственность и повышает роль мастера. Вагоносборочный участок Вагоносборочный участок служит для производства разборочных, ремонтно-сборочных и малярных работ на вагоне. На площади вагоносборочного участка в небольших депо выполняют также ремонт тележек. Рациональным является организация тележечного отделения вне вагоносборочного участка и включение его в состав производственного участка ремонта тележек и колёсных пар. В отделении очистки и обмывки вагоны очищают от остатков перевозимых грузов и мусора в специальной установке. Отделение подготовки вагонов к ремонту служит для уравнивания объёма работ на вагонах с повышенным износом. Здесь выполняются электросварочные и ремонтно-правильные работы на раме и кузове вагона. Отделение оснащено мостовыми кранами, на ремонтных позициях устанавливаются вагоноремонтные машины, применяются полуавтоматы для выполнения сварочных работ. Ремонтно-сборочное отделение предназначено для производства разборочных и ремонтно-сборочных работ на раме и кузове вагона. Разборочные операции при поточной форме организации производства, как правило, на позициях перед зданием депо. Ремонтные позиции отделения оснащены:
На вагоноремонтных машинах дополнительно к основным устройствам предусмотрены сверлильные электрические машинки, электрические молотки, резьбонарезные машины. Для хранения материалов и запасных частей имеются стеллажи и стенды. Рабочие места оборудуют раздаточными колонками сжатого воздуха, розетками для подключения электросварочных аппаратов и электрического инструмента. Передвигаются вагоны с позиции на позицию с помощью конвейера. Для подъёмки вагонов и перемещения тяжёлых деталей устанавливаются два мостовых крана грузоподъёмностью 10 т. Малярное отделение служит для окраски вагонов и последующей их сушки. Для ускорения процесса окраски и облегчения труда маляров в грузовых вагонных депо используют механизированные способы окраски с применением установок безвоздушного распыления ”Радуга-0,63”, ”Радуга-1,2” и передвижных установок конвекционной сушки. Между ремонтно-сборочным и малярным отделениями предусматривается тамбур-шлюз шириной не менее 6 м с огнестойкими перегородками. Производственную площадь проектируемых вагоносборочных участков определяют в зависимости от планируемой годовой программы ремонта. Приводные станции конвейеров для перемещения вагонов и тележек расположены вне вагоносборочного участка. На участке организованы поточно-конвейерные линии для ремонта платформ. Ремонт осуществляется на четырёх позициях. На нулевой позиции, расположенной перед вагоносборочным участком, снимают негодные доски пола, подготавливают вагон к ремонту. На первой позиции устраняют дефекты металлических элементов рамы, производят сварочные работы, устанавливают доски пола. Изгибы, вмятины, прогибы и другие дефекты рамы вагона устраняют при помощи механизмов и приспособлений, размещённых на арочных эстакадах. Для транспортировки тяжёлых деталей используют мостовой кран. На второй позиции заканчивают сварочные работы, демонтируют автосцепку, снимают концевые краны, ремонтируют автотормозное оборудование. Ремонтные работы выполняют с использованием тех же механизмов, что и на первой позиции. На третьей позиции поточной линии вагон поднимают при помощи электродомкратов. При помощи приспособления заменяют поглощающие аппараты, ремонтируют неисправные элементы рамы и несъёмные детали автосцепного устройства, устанавливают отремонтированные автосцепки, испытывают автотормоза при помощи специального испытательного стенда. Тележки выкатывают и передают в отделение ремонта тележек. Отремонтированные тележки поступают назад на трансбордере по пути. Управление ремонтом вагонов осуществляет диспетчер с командно-диспетчерского пункта, оборудованного соответствующими пультами, средствами радиосвязи и телефонами. Расчет параметров поточного производства.
Важнейшими параметрами поточной линии, определяющими меру ритмичности и непрерывности работ, являются такт и ритм выпуска вагонов из ремонта. Ритм выпуска вагонов из ремонта показывает, какое количество выходит из ремонта в единицу времени: ваг/час, где NB – годовая программа ремонта вагонов 8000 ваг.; Фдоб – действительный годовой фонд времени работы оборудования с учетом сменности, Фдоб=4015 ч.
Фронт работы вагоносборочного участка или количество одновременно ремонтируемых вагонов, находящихся на позициях рабочих линий Фр=r×tB ваг., где tB –норма простоя вагона в ремонте. Фр=1,99×8=16 ваг. Фронт работы поточной линии, ваг. Фп.л. = С×nB ваг., где С- количество на поточной линии nB - количество вагонов на одной позиции. Фп.л. = 6×1=6 ваг. Количество поточных линий необходимых для освоения программы: nл = Фр/Фпл линии, nл = 16/6=3 линия. Тактом выпуска вагонов называется интервал времени между выпуском с последней позиции поточной линии транспортных партий вагонов t = tB/c ч., t = 8/6=1,33 ч. Производственная мощность (максимальная программа) участка:
Организация работ на других ремонтно-комплектовочных участках. Участок ремонта тележек и колёсных пар Участок ремонта тележек и колёсных пар имеет отделения:
Отделение ремонта тележек служит для разборки, ремонта и сборки тележек. При программе ремонта менее 6000 вагонов в год целесообразно применять механизированные стенды для ремонта тележек, а свыше 6000 – поточно-конвейерную линию. В отделении ремонта тележек оборудованы две поточно-конвейерные линии для ремонта рам; на каждой линии имеются три ремонтные позиции и одна машина для обмывки рам. На позициях установлены механизмы для подъёмки и раздвигания боковых рам, устройство для кантования надрессорной балки, механизм для опускания тележек в тоннель. Технологическими операциями ремонта и передвижением тележек управляют со специального пульта. Колёсные пары, поступающие для ремонта, подают в отделение очистки и обмывки, где имеются двухкамерные автоматизированные моечные машины. После обмывки проверяют размеры колёсных пар и контролируют магнитным ультразвуковым дефектоскопом . Колесотокарное отделение оснащено стенками для восстановления профиля поверхностей катания и ремонта шеек осей. Программу участка колёсных пар определяют исходя из условия, что на этот участок поступают все колёсные пары, выкатываемые при деповском ремонте вагонов, и 25…30% колёсных пар из-под вагонов, поступающих в текущий отцепочный ремонт. После ремонта колёсные пары осматривают, проверяют качество ремонта, обмеряют элементы, подвергают контролю на дефектоскопе и ставят клеймо. Затем их окрашивают, сушат и направляют в тележечное отделение или парк. Парк тележек и колёсных пар делится на рабочий, запасный и парк для хранения отремонтированных колёсных пар. Для погрузки, выгрузки и транспортировки колёсных пар, металлолома, стружки парки оборудованы эстакадой с мостовым краном, козловым краном или кран-балкой. Участок роликовых подшипников Участок роликовых подшипников предназначен для производства полной и промежуточной ревизий букс с роликовыми подшипниками. Этот участок должен иметь следующие отделения:
При размещении отделений и оборудования соблюдают принцип прямоточности производства. В отделении демонтажа букс с роликовыми подшипниками на поточно-конвейерной линии имеется система толкателей и поворотных кругов, автоматическое устройство для подъёма и опускания колёсных пар, полуавтоматическая демонтажная машина для разборки буксового узла, автоматический съёмник для снятия букс с осей колёсных пар и подачи их в моечную машину на позицию, оборудованную устройством для выпрессовки подшипников. В ремонтно-комплектовочном отделении имеются стол для осмотра корпусов букс, стеллаж для хранения подшипников, стол для разборки и осмотра подшипников, станок для зачистки деталей подшипников, дефектоскоп для магнитного контроля колец роликовых подшипников. Монтажное отделение оборудовано двумя поточно-конвейерными линиями. Одна из них предназначена для монтажа букс с роликовыми подшипниками на горячей посадке, вторая – на втулочной. На поточных линиях используют систему толкателей и поворотных кругов для колёсных пар, механизмы для поднятия корпусов букс и подшипников, буксонадеватели и полуавтоматические машины для сборки буксового узла. Ремонтно-комплектовочный участок Ремонтно-комплектовочный участок предназначен для ремонта деталей, комплектования и проверки узлов с целью обеспечения ремонта вагонов по принципу замены неисправных узлов и деталей новыми или заранее отремонтированными. Контрольный пункт (отделение) автосцепки служит для ремонта автосцепного устройства вагонов. Электросварочное отделение служит для выполнения сварочно-наплавоч- Слесарно-механическое отделение предназначено для обработки восстановленных или изготовления новых деталей вагонов, сборки и комплектовки отдельных узлов. В отделении имеются:
Кузнечно-пружинное предназначено для ремонта деталей вагонов способом пластической деформации, восстановления пружин, а также изготовления заготовок. Автотормозное отделение организуют в случае, если отсутствует контрольный пункт автотормозов на ПТО, обслуживаемом данным депо, или он находится на значительном удалении. Вспомогательные участки и отделения и площади производственных участков и отделений депо Ремонтно-механический участок предназначен для ремонта и техническо-го обслуживания технологического и подъёмно-транспортного оборудования депо и ПТО.Организация ремонта и обслуживания оборудования основывается на системе планово-предупредительного ремонта (ППР). Участок ремонта электросилового оборудования депо служит для обеспечения бесперебойной работы электрооборудования, производства его технического обслуживания и ремонта. Участок обеспечивает также техническое обслуживание и ремонт электротранспортных средств. На ремонтно-хозяйственном участке выполняют ремонт сетей водоснабжения и канализации депо. Инструментальное отделение осуществляет хранение, учёт и выдачу режущего, измерительного, слесарного инструмента, производит ремонт и частичное его изготовление. Раздаточная выдает инструмент, приборы и приспособления ремонтным бригадам и отдельным рабочим. Ремонтно-строительная группа, состоящая из плотников, столяров, штукатуров, каменщиков, маляров и рабочих других строительных специальностей, обеспечивает ремонт всех зданий и сооружений, ремонтирует и изготовляет необходимые строительные детали зданий, а также хозяйственный инвентарь. Расчет необходимого оборудования и численности основных и вспомогательных рабочих
Промышленно- производственный персонал делится на 4 категории:
Производственными рабочими считают рабочих, которые выполняют технологические операции, связанные с выпуском продукции. В вагонном депо это слесари по разборке и сборке вагонов, слесари по ремонту тормозов, тележек, к.п. и т.д., столяры по ремонту внутреннего оборудования вагонов, маляры, станочники, сварщики и т.д. Различают списочный и явочный состав рабочих. Действительный годовой фонд рабочего времени, ч:
где - номинальный фонд рабочего времени; - коэффициент замещения явочных рабочих.
Списочное количество рабочих, чел; , где = 8000 чел. - годовая программа ремонта в депо = 62,5 чел. – трудоемкость ремонта вагонов.
Явочное число рабочих:
Численность вспомогательных рабочих ( рабочие, которые не принимают непосредственного участия в технологических операциях – транспортные рабочие кладовщики и т.д.), чел.
Количество инженерно-технических работников, чел;
Количество служащих, чел;
Количество младшего обслуживающего персонала, чел;
Расчет потребного оборудования и количества рабочих-станочников. Количество металлорежущих станков в слесарно-механическом отделении депо, шт;
где - годовая программа деповского ремонта вагонов в приведенных по трудоем- кости единицах =4,6 станко-ч. - затрата станко-часов на один приведенный вагон; = 1,2 – коэффициент учитывающий потребность в обработке деталей для нужд ПТО, прикрепленных к депо; = 3606 ч. – действительный годовой фонд времени работы станков; = 0,85 – коэффициент использования станка во времени; Из них: - токарно-винторезных
-револьверных
-сверлильных (горизонтальных и вертикальных)
- фрезерных
- болтонарезных
- гайконарезных
Из специального оборудования принимаем количество токарно-бандажных станков:
Потребное количество деревообрабатывающих станков:
где = 10000 – общая годовая программа участка по обработке пиломатериалов; = 3,65 станко-ч. – затрата станко-часов на обработку 1 м3 пиломатериалов. Из них: - круглопильных с автоматической подачей
- ленточнопильных
- строгальных четырехсторонних
- рейсмусовых
- фрезерных
- прочих
Принятое количество станков:
Потребное количество рабочих-станочников для участков и отделений депо, в которых преобладающим оборудованием являются станки, чел;
Годовая потребность в поковках, кг:, где = 0,225 – коэффициент перевода ремонтной паковки в новую; = 1,12 – коэффициент учитывающий расход паковки на изготовление нестандартного инструмента, штампов, приспособлений для хозяйственных целей депо; = 34 кг. – расход ремонтной паковки на один приведенный вагон при деповском ремонте; = 400 млн.вагоно-км. – суммарный годовой пробег вагонов, обслуживаемых ПТО; = 16 кг. – расход ремонтной паковки на техническое обслуживание вагонов на ПТО на 1 млн. вагоно-км. пробега. Количество потребного оборудования для кузнечного отделения:
где = 30 кг/ч. – часовая производительность кузнечного оборудования, для нагревательных печей; = 0,725 – коэффициент использования кузнечных агрегатов во времени.
Суммарное время на сварочные работы, производимые на одном вагоне, ч:
где = 1.2 – коэффициент, учитывающий время, потребное на вспомогательные и подготовительно-заключительные операции, при автоматической сварке; = 1.2 – коэффициент, учитывающий положение шва при сварке; = 7,8 г/см3 – плотность наплавляемого металла; = 800 см3 – объем наплавляемого металла; = 210 А – сварочный ток; = 14,5 г/(А×ч) - коэффициент, наплавки. Потребность депо в электросварочных аппаратах, шт:
где = 1.275 - коэффициент, учитывающий сварочные работы при техническом обслуживании, текущем отцепочном ремонте вагонов и для хозяйственных целей; = 0,925 – коэффициент использования сварочных аппаратов, при автоматической сварке. Сварочные аппараты: - в сборочном участке
- в тележечно-колесном
- в сварочном
- в остальных производственных подразделениях - 1 шт
|