Главное меню

Карта сайта
Главная
Курсовые работы
Отчеты по практикам
Лабораторные работы
Методические пособия
Рефераты
Дипломы
Лекции



Разработка энергетической установка сухогрузного судна

 

Выбор оборудования вспомогательных установок

Вспомогательная котельная установка

Вспомогательная котельная установка предназначена для обеспечения теплом судовых потребителей.

В соответствии с техническим заданием Заказчика в проекте принята водогрейная котельная установка.

Выбор вспомогательного котла произведён на основании таблицы загрузки котельной установки ( см. таблица 2).

Расчёт тепла на обогревание цистерн определяется по формуле:

где: t – время нагрева.

kT – коэффициент, учитывающий теплопотери через стенки цистерн.

kT = 1,1

V – объём подогреваемой жидкости в цистерне (взят конструктивный объём цистерн прототипа).

c – теплоёмкость подогреваемой жидкости.

tн,tк - начальная и конечная температура жидкости.

γ - плотность подогреваемой жидкости.

1/860 - переводный коэффициент, кВт/(ккал/ч).

Расчёт расходов тепла на обогревание цистерн сведён в таблицу 1.

Таблица 1

Наименование цистерн.

V,л.

t,ч.

c,ккал/кг*оС

tн,оС.

tк,оС.

γ, кг/л.

D,кВт.

1. Цистерна нефтеостатков.

3600

4

0,6

10

20

0,97

6,7

2. Цистерна

шламовая.

3300

4

0,6

10

20

0,97

6,1

3. Цистерна отработавшего масла.

2800

4

0,44

10

20

0,97

4,1

4. Расходная цистерна MDO.

7100

3

0,44

-5

45

0,92

61,2

Таблица 2.

Наименование потребителей.

Maксимальный расход

Режим эксплуатации

Ходовой

Стояночный

1. Бытовое водоснабжение.

16,0

16.0

16.0

2. Водяное отопление.

33,2

33,2

33,2

3. Общесудовая вентиляция.

15,0

15,0

15,0

4. Кондиционирование

105,0

105,0

105,0

5. Цистерна нефтеостатков.

6,7

-

( 6,7 )

6. Цистерна шламовая.

6,1

-

( 6,1 )

7. Цистерна отработавшего масла.

4,3

-

( 4,3 )

8. Расходная цистерна MDO.

61,2

-

( 61,2 )

Всего.

247,5

230,4

169,2

Согласно требованию Заказчика котёл будет работать только на стоянке, в ходовом режиме система отопления и подогрева бытовой пресной воды будет работать от судовых теплообменников, утилизирующих тепло охлаждающей пресной воды главных двигателей.

На основании этих требований и таблицы 2 тепловой нагрузки котельная установка принята в составе одного водогрейного котла теплопроизводительностью 230 кВт. марки КИВ – 200 – 3,5 3С.

Расходная цистерна дизельного топлива для котла.

Предназначена для подачи дизельного топлива к вспомогательному котлу.

По условиям размещения котла на судне расходные цистерны дизельного топлива для ГД и ДГ, расположенные ниже, не могут быть использованы для подачи топлива к котлу. В связи с этим для котла предусмотрены свои расходные цистерны дизельного топлива, размещённые в шахте МО на палубе юта.

На судне должны быть предусмотрены две расходные цистерны дизельного топлива для котла.

Пополнение цистерн предусматривается топливоперекачивающим насосом дизельного топлива или сепаратором дизельного топлива.

где: k1 - коэффициент недолива.

k1 = 1,01

k2 - коэффициент теплового расширения.

k2 = 1,015

k3 - коэффициент отстоя в расходной цистерне.

k3 = 1,05

Тр – время работы без пополнения цистерн.

Тр = 24 ч.

Вк - часовой расход топлива котлом.

где: bк - часовой расход топлива котлом марки КИВ – 200 – 3,5 3С.

bк = 0,0245 т/ч.

- плотность дизельного топлива.

= 0,86 т/м3.

м3/ч.

м3.

Минимальный уровень должен с запасом обеспечивать работу потребителей в течение времени, необходимого для пополнения расходной цистерны, и дополнительно ещё одного часа.

С учётом изложенного вместимость расходной цистерны дизельного топлива для котла принимаем равной 0,5 м3.

Опреснительная установка

Опреснительная установка предназначена для пополнения запасов технической пресной воды.

Расчёт расходов технической пресной воды сведён в таблицу.

Таблица 3.

Наименование.

Обозначение.

Формула, источник.

Числовое значение.

Автономность, суток.

А

По заданию.

20

Ходовое время, суток.

Тх

По заданию.

14

Стояночное время, суток.

Тст

По заданию.

6

Часовой расход воды на увлажнение в кондиционере, т/ч.

По данным прототипа.

0,03

Масса воды в системах ГД, т.

Мвгд

По документу на ГД.

3,9

Масса воды в системах ДГ, т.

Мвдг

По документу на ДГ.

0,75

Масса воды в расширительной цистерне ГД, т.

Мврц

По расчёту.

0,9

Расход пресной воды сепараторами, т.

Мсеп

По расчёту.

0,7

Коэффициент утечек

Принято.

0,03

Суммарная масса воды в ЭУ, т.

МЭУ

Мвгд + Мвдг + Мврц + +Мсеп

6,25

Масса воды для восполнения утечек в системах ГД и ДГ за автономность, т.

Мутд

kу* МЭУ * А

3,75

Масса воды для полной смены при замене воды в ЭУ и для пополнения утечек, т.

Мдх

МЭУ + Мутд

10,0

Масса воды, необходимая для работы кондиционера за автономность, т.

Мк

По данным прототипа.

72,0

Расход воды на обмыв унитазов экипажем за автономность, т.

Му

По данным прототипа.

12,0

Расход воды на дейдвуд за автономность, т.

Мд

По данным прототипа.

1,0

Масса питьевой воды за автономность, т.

Мп

По расчёту.

26,0

Масса хранимой воды на судне, т.

Мзап

По данным прототипа.

40

Масса воды, пополняемая опреснителем за автономность, т.

Мопр

Мдх + Мк + МУ + Мп – Мзап + Мд

81,0

Требуемая производительность опреснителя, т/сутки.

Qопр

5,78

Выбираем опреснительную установку фирмы AQUAMAR тип AQ 6/8 серия D.

Qопр = 6 т/сут.

Выбор оборудования судовой электростанции.

Судовая электростанция служит для выработки электроэнергии и обеспечения ею судовых потребителей на различных эксплуатационных режимах.

Основными элементами судовой электростанции являются первичные источники электрической энергии – электрогенераторы с приводом от двигателей внутреннего сгорания. Также в состав судовой электростанции входят: главный распределительный щит, ряд отдельных распределительных устройств, кабели.

По характеру и длительности работы все потребители электроэнергии делят на три группы:

  • работающие с постоянной нагрузкой на данном режиме;
  • работающие периодически;
  • работающие эпизодически.

Принадлежность потребителей к той или иной группе зависит от режима работы судна и, следовательно , от режима работы судовой электростанции. На судах транспортного флота различают следующие режимы работы СЭС:

  • ходовой с полным грузом;
  • ходовой в балласте;
  • стоянка с грузовыми операциями;
  • стоянка без грузовых операций;
  • швартовный;
  • аварийный.

На ходовых режимах к группе (а) относятся механизмы и аппараты, обслуживающие энергетическую установку, навигационное оборудование и средства связи, освещение, рулевая машина и холодильные установки. В группу (b) на этих режимах входят: электроприводы топливных сепараторов и топливоперекачивающих насосов, электрооборудование камбуза, компрессоры системы сжатого воздуха, осушительные и балластные насосы.

На ходовых режимах наибольшая часть нагрузки СЭУ приходится на группу (а), тогда как на стояночных использование потребителей, относящихся к группам (b) и (с). Наиболее велики нагрузки на судовую электростанцию на режиме стоянки с грузовыми операциями из-за эпизодической работы грузоподъёмных палубных механизмов.

На всех судах с дизельной установкой в качестве основных и аварийных источников электроэнергии используют дизель-генераторы. Дизель-генераторы имеют следующие преимущества: высокая готовность к пуску и приёму нагрузки, высоким КПД двигателя – дизеля, высокой степенью автоматизации, широкой номенклатурой выпускаемых промышленностью ДГ, хорошей ремонтопригодностью. Также преимуществом является то, что многие среднеоборотные дизель-генераторы способны работать на тяжёлых сортах топлива.

Мощность и число генераторов выбирается исходя из требований:

  • загрузка основных генераторов на основных режимах работы должна составить не менее 70 % их минимальной мощности;
  • число генераторов и их типов должно быть минимальным, во всех случаях когда это возможно, принимать однотипные генераторы;
  • на каждом режиме, кроме аварийного, в резерве должно быть не менее одного генератора, способный заменить наибольший по мощности из работающих;
  • на режиме стоянки с грузовыми операциями, допускается запас по мощности дизель-генератора не более 10 %.

1. Определение мощности и количества дизель-генераторов на различных эксплуатационных режимах:

Таблица 4.

№ п/п

Наименование групп.

Режимы.

стоянка

ходовой

Маневровый с ПУ

аварийный

Суммарная потребляемая мощность из сети, кВт

Суммарная потребляемая мощность из сети, кВт

Суммарная потребляемая мощность из сети, кВт

Суммарная потребляемая мощность из сети, кВт

1

Палубные механизмы.

_

5

_

13

2

Механизмы МКО

30

26

_

14

3

Общесудовые системы.

100

98

_

94

4

Потребители 24 В постоянного тока.

1

1

_

1

5

Потребители 220 В переменного тока.

9

25

_

25

6

6.1

6.2

6.3

6.4

6.5

6.6

Итоговые показатели:

Итого минимум:
а) с учётом 3% потерь в сети.
б) с учётом Ко
в) без БН
г) с БН

Итого максимум:
а) с учётом 3% потерь в сети.
б) с учётом Ко
г) с БН

Итого максимум с РК (60 кВт) без ПУ:
а) без БН
б) с БН

Итого максимум с работой РК и работой ПУ 174 кВт (без БН)

Итого максимум с работой РК и работой ПУ 174 кВт (без БН) с предварительным отключением потребителей

Итого максимум с работой ПУ 174 кВт при отсутствии РК (без БН)

59

61

55 (Ко=0,9)

55

135

139

104(Ко=0,75)

104

109

166

93

95

63 (Ко=0,7)

63

148

152

107 (Ко=0,7)

164

169

226

343

296

281

127

131

92 (Ко=0,7)

92

142

146

131 (Ко=0,9)

131

193

Наибольшая нагрузка на СЭС приходится на маневровый с ПУ режим группа 6.4, но эта группа вполне может заменятся группой 6.5.

Поэтому для включения в состав СЭС выбираем дизель-генераторы фирм «Катерпиллар» марки САТ 3306 в количестве 3-х шт. (один резервный).

САТ 3306 представляет собой дизель-генератор с синхронным генератором трёхфазного тока мощностью 160 кВт, частотой 50 Гц, напряжением 400 В.

За аварийный режим работы принят пожар на судне (кроме пожара в МО) с сохранением работоспособности основной электростанции.

Сокращения принятые в таблице:

  • Ко – коэффициент одновременности работы однородных потребителей;
  • БН – балластный насос;
  • ПУ – подруливающее устройство;
  • РК – рефрижераторные контейнеры.

На судне должен быть установлен аварийный дизель-генератор для снабжения наиболее важных для безопасности судна потребителей на аварийном режиме при выходе из строя судовой электростанции.

К числу потребителей аварийной электростанции относятся:

  • аварийное освещение (внутреннее и наружное);
  • радионавигационные приборы и связь;
  • рулевые машины;
  • пожарный и осушительный насосы.

В соответствии с правилами Регистра аварийные электростанции должны быть размещены в отдельных помещениях, расположенных выше палубы водонепроницаемых переборок. Двигатель должен иметь автономные топливные и масляные системы, системы охлаждения и пускового воздуха, а также топливные цистерны, в которых должно храниться не менее 6- часового запаса топлива.

В качестве аварийного источника электроэнергии выбираем дизель-генератор фирмы «Катерпиллар» типа 3304 DIT мощностью 85 кВт.