Разработка энергетической установка сухогрузного судна |
Страница 14 из 18
Гидравлический расчёт агрегата охлаждения Гидравлический расчёт производится с целью определения основных размеров трубопровода и потерь давления при протекании в нём рабочей среды. Расчёт характеристики сложного разветвлённого трубопровода производится в два этапа. На первом этапе рассчитываются характеристики отдельных участков трубопровода. На втором этапе производится сложение гидравлических характеристик участков, в результате чего получается гидравлическая характеристика разветвлённого трубопровода. Длина отдельных участков и число фасонных частей определяется принципиальной схемой агрегата. Предварительная скорость воды принимается: Wo = 2,5 м/с. Условный проход участков трубопровода определяется в зависимости от расхода среды и предварительно принятой скорости по уравнению сплошности: ; м. G – расход воды через соответствующий участок, м3/ч. По предварительно оценённой величине Dy, выбирается исходя из сортамента труб действительный условный диаметр и соответствующий ему наружный диаметр трубопровода, с таким расчётом, чтобы действительная скорость воды не выходила за пределы 2,0 4,0 м/с. Для определения диаметра трубы необходимо найти толщину стенки. В соответствии с правилами Регистра толщина стенки трубы рассчитывается: ; м. φ = 1 – для бесшовных труб; Р = 0,26 МПа – максимальное давление рабочей среды; [δ] = 116 МПа – допустимое напряжение материала трубы на разрыв; b – прибавка на утонение трубы при гибке; с = 0,5 мм – прибавка на коррозию. ; м. R = 0,005 м – наименьший радиус погиба трубы. Действительная толщина стенки принимается в соответствии со стандартным значением толщин стенок труб при условии . После определения толщины стенки рассчитывается внутренний диаметр трубы: ; м. а затем действительная скорость потока: ; м2 После определения диаметра трубопровода необходимо уточнить принятые выше длины труб, включающие длины прямых участков, погибов, а также начальных участков. Длина погибов рассчитывается: ; м h1 = 2,5 – относительный радиус погибов; h2 - количество погибов Влияние на гидравлическое сопротивление начальных участков трубопроводов учитывается коэффициентом запаса kH = 1,2 Общие потери на участке трубопровода будут равны сумме потерь на трение и местных потерь: Н = Нт+Нм Потери на трение определяются по формуле: ; кПа λТ – коэффициент трения; l – суммарная длина трубопровода Коэффициент трения зависит от режима течения, характеризуемого числом Рейнольдса и шероховатости поверхности Число Рейнольдса: ν = 1,02∙10-6 м2/с – кинематическая вязкость жидкости Местные потери определяются по формуле: - коэффициент местных потерь, определяемый по справочнику. В процессе гидравлического расчёта, как правило, при заданных расходах в параллельных ветвях потери напора получаются разные. Поэтому для обеспечения заданных расходов производится шайбование, когда в ветви с малыми потерями устанавливаются дроссельные шайбы или клапаны, с тем, чтобы довести потери напора в этой ветви до уровня потерь в остальных ветвях. Коэффициент потерь дроссельной шайбы: Hmax – максимальные потери из рассматриваемой группы параллельных участков; Hi – потери напора на участке где устанавливается дроссельная шайба; W – скорость воды на этом участке Прочностной расчёт трубопроводов системы охлаждения. Прочность трубопроводов системы охлаждения зависит от действующих внешних нагрузок (кручение, изгибы), внутреннего давления рабочей среды, а также формы и размеров труб. 1. В соответствии с правилами Регистра толщина стенки трубы рассчитывается из выражения: = 1 – для бесшовных труб; Р = 0,26 МПа – максимальное давление рабочей среды; в качестве материала для труб системы охлаждения выбираем медно-никелевый сплав марки МНЖ 5 - 1 [] = 68 МПа для трубопроводов из МНЖ; b – прибавка на утонение трубы при гибке; с = 0,5 мм – прибавка на коррозию; 1.1. R = 0,005 м – наименьший радиус погиба трубы 1.2. Толщина стенки трубы: м. Из сортамента выбираем трубу наружным диаметром 105 мм и толщиной стенки 4 мм. На трубопровод также действуют крутящий и изгибающий моменты и силы сжатия, вызванные температурным расширением трубопровода. В осевом направлении сжатие от тепловой деформации будет: =0,001 м. ε = 0,0000164 оС-1 – коэффициент линейного расширения для МНЖ Е = 130000 МПа модуль упругости В радиальном направлении сжатие от сил давления: МПа В тангенциальном направлении растяжение от сил давления: м. Максимальное давление определяется из условия работы насоса на сеть с закрытой запорной арматурой. Гидравлический расчёт системы охлаждения ГД. Таблица 1
Коэффициенты местных потерь на отдельных элементах системы. Таблица 2
Общий напор сети: Нс = ΣН = 30,65 + 22,21 + 16,19 = 69,05 кПа = 0,069 МПа Напор сети должен быть больше расчётного значения, поскольку имеется погрешность расчёта потерь, особенно местных и увеличения потерь напора вследствие коррозионного износа элементов сети. Поэтому вводится коэффициент запаса к = 1,2 Расход сети принимается также больше расчётного значения, так как необходим запас расхода для регулирования температуры охлаждающей воды. Напор сети: Нс = к·Нс = 1,2∙0,069 = 0,083 МПа Расход сети: G = k·G = 1.2·40 = 48 м3/ч Функциональное агрегатирование является не столько способом сокращения числа типоразмеров оборудования, сколько прогрессивным методом компоновки энергетического оборудования, средством сокращения длительности постройки судов, способом перенесения монтажа и испытаний оборудования с заказа в цех судостроительного предприятия, обеспечивает повышения качества монтажа, повышения надежности и имеет другие преимущества. Агрегат системы охлаждения двигателей пресной водой включает в свой состав два резервных насоса пресной воды, один подогреватель, арматуру, внутренние трубопроводы, терморегуляторы, контрольно-измерительные приборы смонтированные на общей фундаментной раме. Крепление агрегата системы охлаждения главного двигателя осуществляется путём приварки или крепления болтами, рамы агрегата к корпусным конструкциям судна или к фундаментам других механизмов. При этом должна быть обеспечена жёсткость конструкции и надёжность крепления агрегата. Должен быть обеспечен доступ к органам управления, обеспечено удобство обслуживания и ремонта агрегата. Должна быть исключена возможность касания трубопроводов к корпусным конструкциям, другим трубопроводам во избежание перетирания. Контрольно-измерительные приборы должны быть доступны для наблюдения и обслуживания.
|