Компьютерное моделирование поверхности обуви |
Страница 33 из 34
Выполнение модели сложной поверхности При выполнении задания по построению модели сложной поверхности студент самостоятельно выбирает объект, поверхность которого собирается моделировать, и от этого выбора во многом зависит результат работы и наглядность полученной модели. На начальном этапе овладения способами моделирования поверхностей вероятно не следует выбирать объекты, вид которых привлекательнее при некоторой неопределенности поверхности, например: складки или сборки текстильных или трикотажных полотен, волосы или мех, то есть объекты, поверхность которых может менять свои очертания. Значительно легче выполнить модель достаточно жесткой поверхности: обувь, мебель, какое либо оборудование, посуда, то есть объекты, поверхность которых может быть описана с большой долей определенности. Рис. 28 Расcмотрим порядок выполнения модели обуви (рис. 28). Такая достаточно сложная модель не может быть описана поверхностями простых геометрических тел, поэтому следует использовать другие виды поверхностей, описанных в третьем разделе пособия. Поскольку поверхности, образующие модель должны быть натянуты на пространственные кривые (рис.29), необходимо предварительно построить эти определяющие кривые. Для этого на листе бумаги следует выполнить горизонтальную и фронтальную проекции кривых представленных на рис30. Для этой цели разумно использовать бумагу с координатной сеткой (миллиметровку или просто «в клетку»). На полученных проекциях выбрать необходимое количество точек, трехмерные координаты которых определят положение кривых. Из горизонтальной проекции выяснятся координаты X и Y, а из фронтальной – X и Z. Направление осей координат следует задать принятое в пакете AutoCAD (см. правила «правой руки»). Напоминаем: некоторые кривые должны соприкасаться между собой, и, следовательно иметь точки с одинаковыми координатами. Так как при небольшом формате пособия показать на рис. 30 ? 35 все точки, задающие положение кривых, не представляется возможным, обозначены только основные точки стыковки определяющие кривых. Поскольку предполагается, что линий построения будет достаточно много, разумно сгруппировать их и выполнять построение таких групп в отдельных слоях. Кроме того, создание отдельного слоя для каждой отдельной поверхности значительно упростит работу. При выполнении модели были созданы следующие слои:
Линии обвода подошвы и стельки выполнены каждая из двух частей 1 и 1а, 2 и 2а для того, чтобы иметь возможность натянуть поверхности подошвы и стельки. Линии стыка каблука с подошвой (16 и 16а) и набойки (17 и 17а) выполнены из двух частей, так как в этом случае каблук выглядит выразительнее. Определяющие кривые построены с помощью команды 3Dpoly (трехмерная полилиния) по точкам, координаты которых определены по горизонтальной и фронтальной проекциям. Форма линий подошвы и стельки представлены на рис. 31. Координаты точек для построения линий подошвы представлены в табл. 4. Таблица 4
Поскольку толщина подошвы постоянна, линии 2 и 2а (линии контуров стельки) можно получить просто скопировав линии 1 и 1а на 3 мм выше, использовав команду Copy. Для образования более гладкой поверхности разумно сглаживать кривые командой Pedit (Редактировать ломаную) опцией Spline (Сплайн). Когда линии 1, 1а, 2 и 2а будут построены, можно приступать к натяжению поверхностей. Но предварительно следует задать плотность поверхностей переменными Surftab1 и Surftab2 (в данном случае значение обеих переменных равно 50). После этого командой Rulesurf (Поверхность соединения или Линейчатая поверхность) в слое 2 натянуть боковую поверхность подошвы между кривыми 1 – 2 и 1а – 2а, в слое 3 –поверхность подошвы между кривыми 1 и 1а, в слое 4 – поверхность стельки между кривыми 2 и 2а. Для удобной работы при натяжении поверхностей следует отключать все слои, в которых находятся другие поверхности, уменьшая количество линий построения на экране. В слое 1 построены линии, определяющие форму основного ремешка (рис. 32). Координаты точек для построения линий основного ремешка представлены в табл. 5. |