Автоматизированное проектирование судовых энергетических установок |
Страница 1 из 32 Введение В современном мире не существует объектов, приближающихся к судам и кораблям по сложности состава, многообразию функций и спектру предъявляемых требований. Судовая энергетическая установка (СЭУ) – наиболее ответственная и сложная подсистема судна. Она за счет выработки в необходимом количестве трех видов энергии: механической, электрической и тепловой обеспечивает функционирование судна по прямому назначению – перевозку грузов и различной техники, работу других подсистем судна, жизнедеятельность людей на судне (экипажа и пассажиров), оказывает определяющее влияние на безопасность и эффективность эксплуатации судна. Для СЭУ характерна сложная, иерархическая структура: могут быть выделены несколько сотен элементов, выполняющих определенные функции в составе судна и СЭУ. В основном это оборудование энергетических систем и трубопроводов. Между этими элементами существуют сложные физические, параметрические и технико-экономические связи. Для процессов, протекающих в энергетическом оборудовании, характерны значительные изменения параметров: температуры, давления, скорости, сил и моментов, напряжений и деформаций, турбулентности, шума и вибрации, теплопередачи и др. Учет особенностей этих процессов при проектировании СЭУ связан с необходимостью анализа сложного спектра номинальных и эксплуатационных, расчетных и нерасчетных, переменных и переходных режимов оборудования, энергетических систем и энергетических комплексов. При традиционных, безмашинных методах проектирования используются приближенные, упрощенные модели, не вполне адекватно отражающие перечисленный выше сложнейший спектр проблем и не позволяющие выполнить анализ решаемых задач в требуемой полноте и сложности. Обычно взаимосвязь параметров прослеживается лишь вниз по иерархической схеме (удовлетворение требований), анализируются лишь лимитирующие режимы, комплексный анализ эффективности не производится, сложные, имеющие системное значение связи либо не прослеживаются вообще, либо искусственно обрываются. Автоматизированное проектирование – проектирование с широким, систематическим и системным применением вычислительной техники, программных средств, информационных и экспертных систем, баз данных – способно решить сложные задачи проектирования СЭУ на уровне, адекватно отражающем уровень развития вычислительной техники. По мере развития вычислительной техники – роста быстродействия и объемов памяти ЭВМ, возможностей операционных систем, языковых средств, программных оболочек возрастают требования к системам автоматизированного проектирования, глубине проработки решаемых задач, возникают новые задачи и новые постановки традиционных задач, использующие возросшие возможности технических средств. В настоящее время наблюдается диспропорция между уровнем развития вычислительной техники и уровнем развития систем автоматизированного проектирования СЭУ. Широко распространены IBM – совместимые персональные компьютеры с быстродействующими процессорами, на их базе создаются и используются сети ЭВМ. Применение сетевых средств, оверлейных структур, электронных дисков способно удовлетворить любые требования к оперативной и дисковой памяти, быстродействию ЭВМ. Разработаны программные оболочки – электронные таблицы, средства управления базами данных, графические средства ЭВМ, позволяющие вести проектирование в реальном масштабе времени, с применением информационных технологий, электронного макетирования и др. Лишь малая часть этих возможностей используется в практическом проектировании, научных исследованиях и учебном процессе по судовой энергетике. Автоматизация проектирования СЭУ законсервировалась на несистемном уровне. Большое количество расчетных работ на базе ЭВМ выполняется изолированно, не работает прямо на конечный результат – повышение эффективности судна или системы однотипных судов. Любая диспропорция вызывает возникновение напряжений – пoля сил, направленных на разрешение противоречия, что обязательно приведет к развитию систем автоматизированного проектирования СЭУ. Однако временной интервал разрешения этой диспропорции в определяющей степени зависит от подготовленности кадров, степени распространения информации о наличии потребности и возможности решения определенного круга технических проблем, существования примеров ее реализации. Распространению этой информации и разработке примеров решения задач автоматизированного проектирования СЭУ и посвящено настоящее учебное пособие. Сначала выполняется анализ содержания процесса проектирования СЭУ с точки зрения возможности и целесообразности внедрения автоматизации. Далее на существующих примерах рассматривается, что может и чего не может дать применение автоматизации, какие задачи решены с применением автоматизации проектирования, как применение автоматизации влияет на процесс проектирования, как организуется связь отдельных проектных задач в рамках САПР. В заключение рассматриваются те задачи, которые пока еще не решены, но существует потребность и возможность их решения. Анализируются подходы к решению этих задач. Таким образом, главная цель настоящего учебного пособия – распространение информации о целях, методах, потребности и примерах внедрения автоматизации в определенной предметной области – проектировании судовых энергетических установок как сложных технических систем – энергетических комплексов современных судов. В значительной степени настоящая книга базируется на собственных разработках автора, выполненных в середине 90-х годов ХХ века и поддерживаемых на современном информационном и техническом уровне. Они реализованы в виде САПР эскизного и технического проектирования СЭУ, информационной и экспертной подсистемах САПР СЭУ в учебном процессе и научных исследованиях СПбГМТУ, методически поставлены и находят применение в учебном процессе ряда вузов страны, в том числе в московском и петербургском университетах водных коммуникаций (МГАВТ и СПбГУВК). Промышленность также не имеет подобных разработок, поскольку проектирующие подразделения переданы в состав судостроительных предприятий, а последние заинтересованы лишь в технологических аспектах проектирования. Таким образом, изложенный здесь материал представляет интерес не только для студентов и аспирантов вузов, но и для работников промышленности. Именно в результате привлечения к автоматизации задач проектирования молодежи, владеющей не только современными программными оболочками, но и примерами решения задач САПР, возможно эффективное внедрение этих методов в повседневную практику реального производства.
|