Автоматизированное проектирование судовых энергетических установок |
Страница 32 из 32
Представленная блок-схема разработана применительно к двигателям 3-го поколения MAN–B&W. Она подлежит периодической корректировке в соответствии с тенденциями развития принципиальных схем систем и совершенствованием конструкции узлов ДВС. В частности, в настоящее время охлаждение форсунок топливом не применяется и соответствующий блок утратил свое значение. Наблюдается также тенденция перехода на консистентную смазку приводов и гидроприводов выхлопных клапанов. По мере укрепления этих тенденций возможен отказ от соответствующего блока смазки. Рис.3.5. Типовая блок-схема функционального агрегатирования СЭУ с ДВС: 1 – главный двигатель МОД ДКРН; 2 – блок насосов охлаждения форсунок; 3 – блок топливоподкачивающих насосов; 4 – блок автономной смазкиприводов управления выхлопными клапанами (толкателей); 5 – агрегат деаэрационной цистерны топлива; 6 – блок насосов забортной воды; 7 – цистерна цилиндрового масла; 8 – напорная цистерна смазки газотурбонагнетателя (ГТН); 9 – блок смазки ГТН; 10 – блок охлаждения двигателей пресной водой; 11 – блок маслоохладителей; 12 – баллоны пускового воздуха главных двигателей; 13 – блок воздушных компрессоров; 14 – блок циркуляционных масляных насосов; 15 – блок сепарации масла; 16 – блок перекачки масла; 17 – растворный бачок; 18 – расширительная цистерна; 19 – функциональный блок сточной масляной цистерны На рис.3.6 представлены проекции на основные координатные плоскости функционального блока охлаждения двигателей пресной водой. Рис.3.6. Агрегат охлаждения двигателей пресной водой: 1 – холодильники пресной воды; 2 – отвод забортной воды; 3 – главные насосы пресной воды; 4 – паровой подогреватель; 5 – подвод забортной воды; 6 – трубопровод пресной воды от насосов к холодильникам; 7 – выход пресной воды из холодильников; 8 – вход пресной воды в холодильники; 9 – стояночный насос пресной воды; 10 – терморегулятор; 11 – трубопровод пресной воды на дизель-генераторы; 12 – фундаментная рама Разработанные типовые агрегаты вспомогательного оборудования систем СЭУ включают конструкции трех типов: агрегаты на фундаментной раме (см. рис.3.6) агрегаты, смонтированные на цистерне, и оборудование, смонтированное на легком каркасе. На рис.3.7 представлен агрегат смазки газотурбонагнетателя. Рис.3.7. Функциональный блок смазки турбонаддувочного агрегата: 1 – масляные насосы; 2 – сточная цистерна масла; 3 – маслоохладитель; 4 – контрольно-измерительные приборы; 5 – арматура; 6 – внутренниетрубопроводы Как видно из рис.3.7, комплектующее оборудование агрегата смазки ГТН смонтировано на масляной цистерне, куда стекает масло после охлаждения и смазки подшипников ГТН. Отсюда масло забирается насосами, прокачивается через фильтр, маслоохладитель и направляется в напорную цистерну. Типовые конструкции этих, а также других агрегатов в соответствии с рис.3.5 в виде отдельных проекций включены в базу графических образов. Ее применение является еще одним способом автоматизации проектирования расположения СЭУ. Одновременно отметим, что использование плоских проекций затрудняет проектирование расположений ввиду невозможности их модифицирования при изменении схемы установки агрегатов в МКО. Например при повороте агрегата в горизонтальной плоскости можно отобразить этот факт на плане, но другие проекции с требуемой точностью представлены быть не могут, так как адекватное изменение других проекций требуют радикального изменения чертежей проекций агрегата. Т.е. в базе графических образов плоских проекций должны храниться все возможные виды оборудования, получаемые при всех возможных поворотах и наклонах. Это делает требования к базе плоских проекций трудно реализуемыми. В направлении сокращения размеров базы графических образов весьма прогрессивно электронное макетирование – разработка объемных представлений – 3-D макетов оборудования, что менее трудоемко, чем изображение плоских проекций. После разработки электронного макета может быть получена его проекция на любую плоскость, а также любой разрез по сложным секущим поверхностям. Недостатком этого макетирования следует считать замедление манипулирования графическими объектами и повышение требований к объемам основной памяти ЭВМ. Эти повышенные требования к быстродействию и объемам памяти со временем становятся всё менее острыми в связи с совершенствованием вычислительной техники, применением разного рода графических ускорителей. Определенно можно считать объемное макетирование основным перспективным средством автоматизации проектирования расположений СЭУ. Разработаны электронные макеты всех функциональных агрегатов в соответствии со схемой агрегатирования рис.3.5. Их представление требует применения цвета и установки различного освещения объектов. В качестве примера на рис.3.8 приведен макет агрегата системы охлаждения главных и вспомогательных двигателей пресной водой. Его плоские проекции приведены на рис.3.6. Рис.3.8. Макет функционального блока системы охлаждения двигателей пресной водой |