Автоматизированное проектирование судовых энергетических установок |
Страница 31 из 32
Типовые расположения и компоновки МКО Расположение комплекта оборудования СЭУ в МКО – одна из ответственных работ при проектировании СЭУ. Проблемы, решаемые при выполнении этой разработки и методы их решения, рассмотрены в главах 4 и 5, посвященных отдельным этапам проектирования СЭУ. Здесь же обсудим лишь проблему типизации расположений, связанную с информационным обеспечением. В связи с тем, что требования, предъявляемые к расположению СЭУ в МКО, и критерии эффективности расположений не могут быть достаточно строго формализованы, автоматизированное проектирование расположений сопровождается со значительными сложностями. Оно требует непрерывного участия проектировщика и в основном заключается в перемещении на экране дисплея электронных проекций размещаемого оборудования в пределах контуров основных сечений МКО. По существу, это не автоматизированное проектирование, а безбумажное. И даже в этих упрощенных условиях проектирования эффективность расположения в основном обеспечивается опытом и интуицией проектировщика. При отсутствии таковых качественный вариант расположения разработан быть не может. Обычно подобные проблемы решаются заданием приемлемого прототипа, и проектирование сводится к некоторому его улучшению с учетом конкретных условий задания. Предполагается в качестве прототипа принимать не какое-либо расположение, а типовое, рекомендуемое компетентным органом или, по крайней мере, проверенное на практике. Для морских транспортных судов с малооборотными двигателями третьего и четвертого поколений известны разработки типовых расположений, выполненные ЦНИИ им.акад. А.Н.Крылова. Такие типовые расположения были реализованы на судах постройки 70–80-х годов. По этим расположениям Херсонским ЦКБ, Николаевским ВЦ и Одесским ИИМФ были выполнены исследования по агрегатированию и стандартизации. Подобные разработки и рекомендуются нами в качестве первого приближения при проектировании расположений СЭУ морских транспортных судов. Для судов и кораблей других типов можно рекомендовать в качестве первого приближения принимать расположение какого-либо прототипа, зарекомендовавшего себя хорошими показателями на практике. В любом случае это будет лучший вариант, чем начинать с пустого листа. При использовании типовых расположений в автоматизированном проектировании должны быть решены, по крайней мере, три проблемы:
В табл.3.22 приведен вариант типового расположения СЭУ с малооборотным ДВС типа ДКРН-3 в машинно-котельном отделении танкера. Таблица 3.22 Относительные координаты и абсолютные габариты оборудования
В табл.3.22 указаны: NC – целочисленный признак принадлежности к той или иной системе СЭУ. Признак численно равен индексу цвета из палитры монитора типа EGA, соответствующего табелю отличительной окраски трубопроводов системы, к которой относится агрегат: 2 – зеленый (система забортной воды); 3 – голубой (система сжатого воздуха); 6 – коричневый (топливная система); 7 – серый (система пресной воды); 14 – светло-желтый (система смазки). Оборудование, не относимое к одной из систем, имеет признак нейтрального черного цвета – 8; У – угол установки блока относительно диаметральной плоскости, рад.; X, Y, Z – координаты центра габарита блоков, отнесенные к характерным размерам МКО, в том числе: продольная координата Х – расстояние от носовой переборки МКО отнесено к его длине Lмко; поперечная координата Y – расстояние от диаметральной плоскости отнесено к половине ширины судна B/2. Знак минус этой координаты означает расположение блока по правому борту; вертикальная координата Z – расстояние от основной плоскости отнесено к высоте борта судна Hб; L, B и H – абсолютные габариты блоков, м. Обозначения блоков, принятые в табл.3.22, расшифровываются в табл.3.23. Таблица 3.23 Типовые функциональные блоки
Включение в ИБД СЭУ таблиц, подобных табл.3.22, решает первую из сформулированных выше проблем – формализует задание типового расположения. Для решения второй проблемы – автоматизации генерации вариантов расположения в конкретных обводах корпуса проектируемого судна следует умножить относительные координаты X, Y и Z на характерные размеры МКО: Lмко, B/2 и Hб и мы сразу получаем вариант расположения оборудования СЭУ в МКО проектируемого судна, наиболее полно реализующий схему расположения СЭУ на судне-прототипе. Решение третьей проблемы – автоматизированного анализа допустимости и эффективности вариантов расположения, генерируемых автоматизированной системой проектирования, рассмотрено в главе 5, а принятый способ задания координат и габаритов блоков обеспечивает такую возможность. При разработке типовых расположений принята представленная на рис.3.5 типовая разбивка СЭУ на агрегаты – функциональные блоки вспомогательного оборудования и цистерн [38]–[40], а также типоразмерный ряд и типовые конструкции функциональных блоков - агрегатов вспомогательного оборудования систем СЭУ [41].
|