Автоматизированное проектирование судовых энергетических установок |
Страница 30 из 32
Типовые конструктивные и тепловые схемы СЭУ, схемы энергетических систем и их реализация в виде типовых алгоритмов проектирования Стандарты, проспекты, альбомы рекомендуемой номенклатуры оборудования, научные разработки и другая нормативно-техническая документация предлагает различные типовые конструктивные и тепловые схемы энергетических установок, типовые схемы энергетических систем, агрегатов энергетического оборудования. Эти схемы предусматривают определенную последовательность взаимодействия элементов энергетического комплекса. Очевидно, что установленная последовательность взаимодействия оказывает влияние на соответствующие параметры энергетического оборудования, рабочих тел и методики определения этих параметров, т.е. на алгоритмы проектирования. Например, проспектами фирмы MAN–B&W на типоразмерный ряд двигателей типа МС рекомендованы два варианта схем системы охлаждения забортной водой, представленных на рис.3.3 и 3.4. На рис.3.3 изображена схема, рекомендованная в проспекте 1996 г. Рис.3.3. Типовая схема системы охлаждения ДВС типа МС забортной водой (вариант 1): 1 – бортовой кингстонный ящик; 2 – воздушные трубы; 3 – насосы забортной воды; 4 – датчик температуры забортной воды, подающий импульс на терморегулятор 9; 5 – маслоохладитель; 6 – охладитель продувочного воздуха; 7 – охладитель пресной воды; 8 – охладитель масла распредвала; 10 – отливной клапан; 11 – отливной коллектор; 12 – дроссельная шайба; 13 – трубопровод рециркуляции (возврата); 14 – приемный фильтр; 15 – донный кингстонный ящик На рис.3.4 представлена схема, рекомендованная в проспекте 2001 г. Обозначения на рис.3.3 и 3.4 идентичны. Для варианта 2 характерны отсутствие маслоохладителя распределительного вала 8 и вынесение на отдельную магистраль охладителя продувочного воздуха 6. Ранее этот охладитель располагался на трассе после главного маслоохладителя 5. Как видно из сравнения рисунков, варианты системы охлаждения рабочих тел забортной водой отличаются последовательностью включения холодильников, а следовательно, и расходами, и температурами забортной воды перед отдельными охладителями, расчетными зависимостями для определения этих температур, температурными напорами в теплообменниках и, как следствие, определяемыми поверхностями теплообмена. Это всего лишь простой пример различных типовых схем систем СЭУ. Подобными различиями изобилует проектирование СЭУ. В процессе проектирования происходит выбор оптимальных схем на основе анализа показателей эффективности и качества альтернативных вариантов типовых схем. Для оценки этих показателей в системе автоматизированного проектирования должен быть организован их расчет в соответствии с алгоритмом определения параметров рабочих тел, оборудования, технических характеристик и показателей эффективности. Типовым схемам соответствуют типовые алгоритмы проектирования, реализуемые в виде расчетных вариантов или сложных алгоритмов с развитой логикой, позволяющей на основе анализа формализованных признаков отождествить принятый вариант типовой схемы и включить соответствующий ему алгоритм проектирования. Рис.3.4. Типовая схема системы охлаждения ДВС типа МС забортной водой (вариант 2)
|