Главное меню

Карта сайта
Главная
Курсовые работы
Отчеты по практикам
Лабораторные работы
Методические пособия
Рефераты
Дипломы
Лекции



Автоматизированное проектирование судовых энергетических установок

 

Базовые модели экономического анализа

Для упрощения использования моделей экономического анализа они структурированы по степени законченности функции, выполняемой в рамках процесса оптимизации технических решений по СЭУ. Модели, реализующие определенную элементарную законченную функцию в рамках экономического анализа, – расчет стоимости объекта, текущих расходов или доходов от эксплуатации судна, названы нами «базовыми модулями», что подчеркивает возможность их использования в качестве элементарных кирпичиков в более сложных алгоритмах экономического анализа.

Базовые модули подробно рассмотрены в учебном пособии [26], куда читатель может обратиться при желании более детально изучить их структуру. В настоящем же параграфе, учитывая задачи настоящей книги, мы рассмотрим лишь возможности, входную и выходную информацию базовых модулей и формальные способы обмена информацией с проектирующими моделями в процессе обоснования решений, принимаемых в процессе автоматизированного проектирования. К базовым модулям мы относим программные модели WERT, LOHN, DOXOD и SOSTAW.

Базовый модуль WERT предназначен для определения первоначальной стоимости морского транспортного судна, его энергетической установ­ки и главного двигателя, а также массы энергетической установки в рабочем состоянии и сухой массы главного оборудования СЭУ. В основу разработки модуля положена типовая методика определения капитальных вложений и корреляционные зависимости показателей стоимости, массы и габаритов в функции главных параметров судна и СЭУ. В соответствии с типовой методикой [27], [28] себестоимость Кс судна установившейся серии может быть определена как сумма четырех слагаемых с поправочными коэффициентами, учитывающими определенные особенности судна и СЭУ:

где Kэу – стоимость энергетической установки; Kмк – стоимость металлического корпуса; kст – коэффициент, учитывающий долю стали повышенной проч­ности в составе корпуса; Kок – стоимость оборудования корпуса судна; Kр – стоимость работ судостроительного предприятия по монтажу, наладке и испытаниям при постройке судна; Пki – произве­дение коэффици­ентов, учитывающих класс ледового усиления kл, район расположения СЭУ на судне kр, класс автоматизации про­изводственных процессов на судне ka2,
число kв и тип дви­жителей kдв; Kгд – стоимость главного двигателя; Kмо – стоимость механического оборудования МКО; kа1 – коэффициент, учитывающий степень автомати­зации СЭУ.

Слагаемые этого выражения являются функциями измерителей стоимости – в основном массы соответствующих конструктивно­-технических групп оборудования, а для главных двигателей и СЭУ в целом – максимальной длительной мощности, а также типов соответствующих объектов (судов и СЭУ). Корреляционные зависимости, использованные при разработке моделей, приведены в работе [29].

Стоимость очередного j-го судна серии Kcj определяется с учетом поправки kj, зависящей от порядкового номера j и массы корпуса судна:

.

Модуль WERT оформлен в виде подпрограммы без формальных параметров. Передача данных происходит через общую область COMMON, в которой описаны входные и выходные параметры модуля:

COMMON CY,CEY,LED,AWT,RAS,WAL,WINT,ST,NC1,NE,DP,DW,LCY,ND,KM,KD, KY,KK,KC,SC,SCP,GD,GY,LM,CTG,CTW,KTT,TK,NGK,NWK,BK,VB,NEB, NEWD, BEGK,BEWK,TGOD,BASS,ZE,STK,CR,ZT,SM,CH,CA,CE,CK,TPL,LPL,ZRE,VPL,BEGD,EN,TOP,REG,KOK,KRA,GKOR,GOK,KMK

Целочисленная переменная CY кодирует тип судна. Предусмотрены следующие варианты значений этой переменной: 1 – танкер; 2 – балкер; 3 – нефтерудовоз; 4 – универсальный сухогруз; 5 – рефрижератор; 6 – лесовоз; 7 – контейнеровоз; 8 – лихтеровоз; 9 – ролкер; 10 – метановоз; 11 – химовоз; 12 – газовоз с комбини­рованным способом перевозки; 13 – газовоз изотермический.

Переменная CEY кодирует тип СЭУ. Предусмотрены следующие варианты: 1 – ди­зельная установка с малооборотным двигателем; 2 – дизельная установка со среднеоборотным двигателем; 3 – паротурбинная установка; 4 – чисто газотурбинная установка; 5 – газотурбинная установка с теплоутилизационным контуром.

Класс ледового усиления кодируется значениями переменной LED: 0 – без ледовых усилений; 1 – класс ледового усиления Л3; 2 – то же Л2; 3 – то же Л1; 4 – то же УЛ.

Степень автоматизации судна и СЭУ кодирует переменная AWT: 1 – полная комплексная автоматизация производственных про­цессов на судне и СЭУ; 2 – автоматизация СЭУ, систем и палубных механизмов; 3 – без автоматизации.

Переменная RAS кодирует район расположения МКО на судне: 1 – кормовое расположение МКО; 2 – промежуточное расположение; 3 – расположение МКО в средней части судна.

Переменная WAL кодирует и численно равна числу движителей и валопроводов на судне.

Тип движителя кодирует переменная WINT. Она может принимать одно из двух значений: WINT = 1 соответствует применению винта фиксированного шага, WINT = 2 применению ВРШ.

Переменная ST кодирует долю стали повышенной прочности в составе массы корпуса: ST=0 соответствует применению до 30% стали повышенной прочности; ST = 1 – доля качественной стали от 30 до 50%; ST = 2 – доля превышает 50%.

Число судов данного типа в составе серии судов задается переменной NC.

Должны быть заданы также следующие действительные переменные: NE – эффективная мощность на выходном фланце двигателя, кВт; DP – водоизмещение судна порожнем, т; DW – дедвейт – переменная часть водоизмещения судна, т; LCY – длина судна между перпендикулярами, м; ND – частота вращения выходного вала двигателя или передачи, об/мин.

Далее в COMMON-блоке описаны результаты работы модуля WERT: KM – стоимость механического оборудования MKO, дол; KD – стоимость главного двигателя, дол; KY – стоимость энергетической установки, дол; KK – стоимость корпуса судна, дол; KC – стоимость судна установившейся серии, дол; SC – стоимость серии судов, дол;
SCP – средняя стоимость серийного судна, долл.; GD – сухая масса главных двигателей, т; GY – рабочая масса СЭУ, приготовленной к действию, т; KOK – стоимость оборудования корпуса, дол; KRA – стоимость работ судостроительного предприятия, дол; GKOR – масса металлического корпуса (измеритель стоимости), т; GOK – масса оборудования корпуса (измеритель стоимости), т; KMK – стоимость металлического корпуса, дол.

Прочие переменные COMMON-блока в модуле WERT не используются. Они нужны в других экономических модулях, так как данный COMMON-блок является общей областью для них всех.

На различных стадиях проектирования судна и СЭУ информация об объекте имеет разную степень подробности, что приводит к необходимости использования различных расчетных моделей для определения первоначальной стоимости. Модуль WERT, реализующий методику расчета стоимости по обобщенным зависимостям, эффективен на ранних стадиях проектирования СЭУ, когда состав и характеристики последней ещё не вполне определены.

На более поздних стадиях проектирования (техническое проектиро­вание и далее) целесообразно применение поэлементной модели, реализованной в виде базового модуля SOSTAW. Модуль предназначен для расчета первоначальной стоимости СЭУ Kсэу как суммы стоимостей составляющих ее элементов Кi и производственных затрат D в соот­ветствии с методикой [30]:

где Jт, Jб – индексы затрат на i-й элемент установки соответственно в текущем и базовом году; Kб – затраты на производство базового элемента; Kот – относительные затраты на
i-й элемент СЭУ; a и b – коэффициенты, учитывающие соответственно серийность и организационно-технический уровень производства данного элемента СЭУ; D = Dм + Dс – затраты на производство (сборку, монтаж и испытания) установки и стоимость связей между элементами СЭУ (валопроводы и трубопроводы).