Автоматизированное проектирование судовых энергетических установок |
Страница 7 из 32
Реализация отдельных этапов процесса проектирования СЭУ в САПР На этапе разработки технического задания на проектирование судна, часто называемого внешним проектированием, так как здесь анализируются условия будущего применения судна, обосновываются главные параметры судна – грузоподъемность и скорость. Часто эти параметры представляются в виде сетки типоразмеров судов перспективной постройки, так как только согласованные параметры системы судов способны оптимизировать транспортную систему, предназначенную для выполнения определенной транспортной работы, например, для региона. В случае решения более ограниченной задачи, стоящей перед определенным пароходством или пароходной компанией, возможно обоснование ТЗ на отдельное судно или серию судов. При разработке ТЗ на отдельное судно серьезных разработок по энергетике не производят, за исключением анализа типоразмерных рядов двигателей на предмет их возможной поставки. В случае же разработки сетки типоразмеров судов проводятся исследования по унификации – повторному применению на нескольких судах из сетки одинаковых главных двигателей, судовых электростанций, парогенераторных установок, вспомогательного энергетического оборудования, энергетических комплексов в целом, кормовых функциональных модулей. На этапе эскизного проектирования судна обосновываются важнейшие принципиальные технические решения по корпусу, СЭУ и другим подсистемам судна. Оптимизируются главные размерения и отношения главных размерений, форма корпуса, деление корпуса на отсеки, положение основных переборок, обеспечивается получение требуемых мореходных качеств судна, в частности путем расчетов ходкости определяется сопротивление движению судна с заданной в ТЗ скоростью, что является источником получения информации для проектирования пропульсивной установки. Содержание эскизного проектирования СЭУ анализируется в гл.5 при формировании структуры САПР эскизного проектирования. На этапе технического проектирования оптимизируются частные технические решения по подсистемам судна. Большое внимание при этом уделяется оптимальной комплектации общесудовых систем и устройств, а также систем СЭУ комплектующим оборудованием, поставляемым со смежных предприятий. На этапе рабочего проектирования оптимизируются конструктивные решения – конструкции корпуса судна, опор, фундаментов и подвесок механизмов и аппаратов, агрегатов энергетических систем, трубопроводов и пр. Конструктивные решения документируются выпуском рабочих чертежей. На этапе технологического проектирования разрабатывается оптимальная технология постройки корпуса и других подсистем судна. В частности, по энергетике разрабатывается технология монтажа оборудования и трубопроводов в агрегаты и панели и их установки в МКО. Целью исключительно беглого рассмотрения содержания проектирования судна и СЭУ является иллюстрация того, что содержание отдельных этапов различно, для каждого этапа указывается основная цель и отдельными проектировочными работами эта цель достигается. Это не исключает обращения к работам одного этапа при выполнении другого, проведения итерационных процессов, но все-таки основная последовательность проектных работ каждого этапа, их основная номенклатура вполне очевидны, достаточно стабильны и отличны от аналогичного содержания других этапов. Именно эти основные проектировочные работы должны быть в первую очередь включены в состав соответствующей подсистемы САПР в виде программных модулей - программ, каждая из которых реализует решение отдельной проектной задачи в рамках САПР данного этапа. Отсюда следует важный вывод о том, что САПР отдельных этапов проектирования судна и СЭУ являются отдельными системами проектирования, взаимодействующими между собой только при необходимости уточнить результаты предыдущего этапа, например, в процессе последовательных приближений.
|