Главное меню

Карта сайта
Главная
Курсовые работы
Отчеты по практикам
Лабораторные работы
Методические пособия
Рефераты
Дипломы
Лекции



Автоматизированное проектирование судовых энергетических установок

 

МЕТОДОЛОГИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

Цели внедрения автоматизации в проектирование СЭУ

Автоматизированное проектирование СЭУ – решение задач проекти­рования судовых энергетических комплексов на основе систематиче­ского и системного применения быстродействующей вычислительной техники – электронных вычислительных машин и других технических средств автоматизации проектирования. Автоматизированное проекти­рование реализуется в форме систем автоматизированного проектирования (САПР) – комплексов согласованных и взаимодействующих программных средств автоматизации проектирования, обеспечивающих решение определенного круга задач в определенной предметной области.

На современном уровне развития технических средств САПР, распро­страненности персональных ЭВМ, владения вычислительной техникой рядовыми исполнителями в профессиональной области и в быту говорить о неавтоматизированном проектировании приходится лишь в историческом аспекте. Всякое проектирование объектов любой сложности в той или иной степени опирается на информационные технологии. Имеет смысл обсуждать степень автоматизации проекти­рования, системность применения ЭВМ, эффективность взаимодействия программных средств в рамках САПР. Кроме этого обращение к неавто­матизированному проектированию полезно в дидактическом отношении – для прояснения существа решаемых задач, последовательности алгорит­мов проектирования, преимуществ автоматизации и др. Без такого обращения сущность многих проблем остается скрытой завесой технических сложностей.

Различие в типах судов и СЭУ, задач, стоящих перед различными организациями судостроительного профиля, исключает возможность и целесообразность разработки единой интегрированной САПР судна согласно классификации [1]. Разработаны специализированные САПР отдельных организаций. Это системы, ориентированные на выполнение наиболее массовых проектных работ по конкретному изделию, с их помощью пользователи получают доступ к эффективным методам моделирования, математическим и программным моделям, методам оптимизации на всех стадиях проектирования объектов.

Варианты САПР, используемых в отдельных организациях, обладают рядом особенностей, исключающих их применение для изучения в учебной организации. Варианты, реализованные в проектных организа­циях, являются недостаточно наглядными, прохождение в них проектной задачи аналогично пакетной обработке в ЕС ЭВМ. Кроме того, в них излишне конкретизированы варианты с учетом возможных поставщиков. Для исследовательских организаций характерны варианты САПР, нацеленные на сложные оптимизационные исследования с варьированием большого числа переменных и с дополнительным анализом зоны опти­мума. САПР, разрабатываемые в учебных заведениях, грешат излишним примитивизмом, основное внимание уделяется общению с пользователем, чтобы заставить его отвечать на надуманные запросы о выборе значений величин из рекомендуемых диапазонов.

В работе [2] была поставлена задача создания САПР как инстру­мента широкого применения для использования в учебном процессе, научных исследованиях и практическом проектировании. В соответствии с целями и задачами применения САПР в учебном процессе [3] структура САПР должна отвечать содержанию общей части дипломных проектов, соответствующей содержанию энергетического раздела эскизных проектов транспортных судов [4], [5]. Для проведения научных исследований САПР должна обладать мощным аппаратом обоснования принимаемых решений и простотой варьирования параметров. Для внедрения в практику проектирования система должна не только повторять структуру соответствующего этапа и реализовывать алгоритмы, принятые в промышленности, но и иметь развитую, современную, постоянно пополняемую информационную базу. Именно такая методология [6] положена в основу настоящей книги.

Судовая энергетическая установка – сложный комплекс механизмов, аппаратов и устройств, и при ее создании возможно большое количество вариантов комплектации главным, основным и вспомогательным оборудованием, валопроводами и трубопроводами, вариантов их компоновки и расположения, обеспечения режимов эксплуатации. Основная задача проектирования СЭУ – отыскание среди допустимых вариантов СЭУ оптимального варианта, обеспечивающего достижение наилучших показателей предпочтительности судна.

САПР судовой энергетической установки – относительно обособленная часть, подсистема САПР судна. Обособленность этой подсистемы опре­деляется единым кругом вопросов, подлежащих разработке в моделях автоматизированного проектирования и направленных на обоснование технических решений по судовой энергетике, независимым оформлением этих моделей, их взаимодействием в основном между собой, связью с моделями других подсистем САПР судна по получению исход­ных данных в начале и выдаче результатов в конце проектирования. Кроме того, над решением этих задач проектирования трудятся специа­листы по СЭУ. Это дает нам право говорить о САПР СЭУ. В то же время не следует абсолютизировать эту обособленность, так как существует иерархическая соподчиненность и взаимосвязь задач, решаемых подсистемами САПР СЭУ на различных этапах проектирования судна.

Цели внедрения автоматизации в практическое проектирование и научные исследования в области судовой энергетики несколько раз изменялись за последние 30 лет – исторический период развития данной проблемы. Менялось представление о весомости отдельных преимуществ от внедрения САПР. Их номенклатура была известна с самого начала из опыта смежных, более динамично развивающихся отраслей, в первую очередь авиации.

Внедрение автоматизации в проектирование способно обеспечить:

  • повышение качества проектирования и технико-экономических показателей объекта проектирования путем увеличения числа рассмотренных вариантов и глубины их проработки, точности и согласованности выходной информации, повышения творческой активности проектировщиков от устранения рутинных операций;
  • сокращение сроков проектирования путем ускорения расчетов, замены натурных экспериментов моделированием на ЭВМ, ускорением подготовки проектной документации, увеличением скорости передачи информации между элементами проектирующей системы;
  • уменьшение затрат на создание объекта в результате сокращения сроков проектирования, уменьшения объемов испытаний и доводки объекта из-за увеличения качества проектирования.

Непосредственным поводом для разработки систем автоматизирован­ного проектирования в области судостроения явилось внедрение на судостроительных предприятиях газорезательных машин с числовым программным управлением (ЧПУ). Эти машины обеспечивали точность резки листов металла корпуса до 1–1,5 мм, что позволяло исключить весьма трудоемкие операции прирубки и подгонки листов. Однако для работы машин с ЧПУ требовались программы управления исполнительными органами станков. Сначала они рассчитывались и перфорировались вручную, но такая технология подготовки программ ЧПУ из-за монотонности труда и возможных ошибок оказалась неэффективной.

Были созданы программные средства для разработки программ ЧПУ, которые требовали ввода координат деталей, снимаемых с плаза с весьма небольшой точностью, что приводило к необходимости сохранения прирубки. Далее были разработаны интегрированные автоматизированные системы плазовой подготовки производства, обеспечивающие автоматизацию всех работ вплоть до выпуска машинных носителей информации для станков – перфолент с программами ЧПУ. Это сняло остроту проблемы с согласованием погрешностей отдельных этапов технологической подготовки судостроительного производства, но поставило проблему необходимости автоматизации других этапов проектирования судна.

Для судовой энергетической установки все перечисленные выше положительные факторы внедрения САПР весомы и значимы, однако, так же как и для судна в целом относительная весомость отдельных факторов со временем изменяется. Пройдены этапы: внедрения ЭВМ в расчеты по энергетике, передачи данных из пакета в пакет, оптимизационных исследований параметров СЭУ, хранения информации в базах данных, безбумажного проектирования расположений.

В настоящее время наиболее остро стоит проблема увязки решений по СЭУ с показателями эффективности судна в целом – так называемая проблема «главного конструктора» или согласование решений на разных уровнях иерархии сложной технической системы, оптимизация технических решений по СЭУ с выходом на показатели судна в целом. В течение определенного времени эта проблема будет приоритетной в предметной области автоматизированного проектирования судов и подсистем судна, в том числе судовых энергетических установок.

Достаточно острой является проблема оптимизации компоновок и расположения оборудования в помещениях судна и в том числе оборудования СЭУ в МКО, разработки критериев оптимальности компоновок и внедрения оптимизационных исследований в практику проектирования расположений.

В основном автоматизированное проектирование судов и СЭУ развивается пропорционально развитию возможностей вычислительной техники, преследует указанные выше цели, достигает их и снова ставит все те же проблемы на более высоком уровне. Путь не имеет конца, а развитие бесконечно. Понимание таких истин приходит со временем и позволяет исследовать пути достижения целей, разумно ограничить текущие задачи, перейти от схоластических рассуждений о САПР к достижению конкретных выгод на пути реализации целей автоматизированного проектирования судовых энергетических установок.