Главное меню

Карта сайта
Главная
Курсовые работы
Отчеты по практикам
Лабораторные работы
Методические пособия
Рефераты
Дипломы
Лекции



Технология обработки изобразительной информации (1 часть)

1.5 Управление качеством иллюстраций

1.5.1 Оценка изображений, средств и результатов репродуцирования

Для количественной оценки параметров оригиналов, промежуточных изображений и тиражных оттисков используют самые различные измерительные приборы. Многие из них выпускаются в портативном исполнении и удобны для использования на производстве. Их показания калиброваны под параметры, применяемые в полиграфии, а совместимость с компьютером позволяет непосредственно вводить, например, измеренные спектрофотометром характеристики красителей в технологические базы данных систем управления качеством печати. Так, для оценки тона изображения применяют денситометры, дающие показания на цифровом индикаторе не только в единицах оптической плотности, но и в относительных площадях растровых точек. Показания прибора могут быть непосредственно выражены также и в единицах, позволяющих судить об интервале оптических плотностей, контрасте печати, захвате (восприятии) краски, ее спектральной чистоте (ахроматичности) и т. д. В оценке копировальных свойств фотоформ эффективны микрофотометры, регистрирующие распределения плотности в изображениях печатных элементов с шагом в несколько микрон. Цветовые координаты той или иной точки изображения, а также цветовые различия могут быть оценены портативным цифровым колориметром в значениях различных цветовых систем, принятых МКО, и применительно к разным условиям наблюдения. Аналогичными параметрами оперируют современные устройства электронного репродуцирования и компьютерные системы подготовки изображений к печати. Функцию датчика значений оптического параметра в них выполняет периферийное устройство электрооптического анализа, а интерпретацию этих значений в тех или иных единицах -специализированные аппаратные или программные средства. Важна также идентичность параметров, оцениваемых различными средствами на тех или иных производственных участках, параметрам, котбрыми оперируют при создании оригиналов средствами машинной графики, цифровой фотографии, а также в системе подготовки иллюстраций к печати. Визуальное сравнение цветных изображений ведется в оговоренных условиях наблюдения. Для этих целей используют, в частности, просмотровые кабины, оснащенные стандартными источниками света нескольких типов. Чтобы контролировать корректность сравнения, оригиналы отражения, цве-топробы, подписные и тиражные оттиски снабжают самоклеящимися мета-мерными метками - индикаторами типа освещения. Для оценки характеристик иллюстрационного процесса или упомянутых выше параметров второго рода широко используют испытательные изображения - тесты. О частотно-пространственных характеристиках судят, например, по воспроизведению штриховой миры, элементы которой могут отличаться по ориентации, геометрии, пространственной частоте и контрасту. Способность к передаче изменений тона и цвета определяют с помощью ступенчатых шкал, тогда как непрерывные тоновые шкалы удобны в отношении оценки плавности тоно- и цветопередачи. Универсальные испытательные изображения с тест-объектами различного типа удобны для сквозной интегральной оценки репродукционного процесса по всей совокупности его параметров. Непосредственно в производстве применяют, как правило, менее габаритные тесты, размещаемые на полях необрезанного листа и позволяющие оперативно контролировать те параметры, которые наиболее критичны для данного технического средства или технологического этапа. Множество важных параметров контролируется в полиграфии и такими средствами непосредственной оценки, как линейка, лупа, измерительный микроскоп и т. п.

1.5.2 проблемы согласования параметров и стандартизации в иллюстрационной печати

В информативном и эстетическом отношении печатная иллюстрация обращена к психовизуальному восприятию. Ее и по сей день получают, отчасти используя интуитивные, эмпирические подходы и субъективные оценки. Природные или приобретенные художественные способности и навыки многие годы служили признаком профессиональной пригодности к полиграфическому цеху. Они стали, может быть, менее актуальными лишь в двадцатом столетии по мере использования объективных количественных методов оценки исходных материалов, промежуточных и конечных результатов печати, а также с наработкой на этой основе нормативно-технической базы и развитием стандартизации. Творческая составляющая цветного иллюстрирования целиком сместилась от типографии к авторской, редакционной и издательской стадии. В ряде случаев, например при использовании так называемых «цифровых» машин, печатник, всегда являвшийся ключевой фигурой технологической цепи, сегодня выступает лишь оператором некоторого автоматизированного комплекса. Печатная стадия практически целиком утратила функцию регулирования (управления) показателями качества оттисков, полностью адресуя ее допечатному (репродукционному) процессу. Поэтому весьма актуальными стали задачи стабилизации и нормализации этой стадии применительно к некоторому оптимальному для иллюстрационной печати режиму. В более широком плане проблемы определения критериев оптимизации и нормализации печатных процессов с исключением «человеческого фактора» достаточно сложны и до конца еще не изучены в силу их многовариантности. Если телевидение и другие электронные СМИ технически неосуществимы без стандартизации параметров сигналов, форматов файлов, колориметрических характеристик кинескопов и дисплеев, то цветная печать с большим или меньшим успехом так или иначе осуществляется для множества комбинаций печатных красок, видов подложек, способов печати, типов машин и т.п. Этим существенно затрудняется стандартизация в полиграфии в целях, например, однозначного воспроизведения цветовых значений. Радикальные изменения последних десятилетий в управляющей, допе-чатной стадии сместили акценты научных представлений и актуальности подлежащих исследованию задач. Еще четверть века назад ряд научно обоснованных положений в направлении повышения качества печатных изображений не мог быть практически реализован за недостаточными возможностями средств управления количеством краски на оттиске. Нынешние же цифровые и компьютерные допечатные технологии, гибко оперируя этим количеством с дискретой, эквивалентной 25-100 мкм2 площади красочного слоя, напротив, делают актуальным вопрос о том, в каком направлении и на сколько это количество нужно изменить для достижения наилучшего результата. Насущны в этой связи не только нормализация и стабилизация оптимальных режимов иллюстрационной печати, но и сами методики отыскания таких режимов. Эти методики должны учитывать как особенности изобразительных оригиналов, формного или печатного процессов, так и упомянутые выше возможности управления параметрами изображений до печати. Нахождение оптимальных режимов, как будет показано далее, зачастую происходит в компромиссных условиях противоречивого удовлетворения показателям качества, не уступающим друг другу по важности, но весьма различным по своей природе и метрике. Проблемы стандартизации в полиграфии стали особенно актуальны в начале 90-х гг. в связи с переходом от «закрытых» к «открытым» издательским системам. До того времени подготовительные допечатные операции вплоть до вывода фотоформ производились как единое целое внутри типографии или репроцентра с ориентацией на более или менее известную по своим характеристикам конкретную технологию печати. Параметры настроек и различных функциональных преобразований могли по опыту уточняться от заказа к заказу. Была также возможна поэтапная или сквозная периодическая калибровка процесса. Она позволяла, например, связать величины выходных сигналов устройства записи фотоформ и получаемых на их основе цветов печати с цветоделенными сигналами сканера, входящего в единую систему. С появлением персонального компьютера и на его основе разомкнутых (открытых) допечатных систем еще более остро встали вопросы однозначной трактовки и отображения информации о цвете изобразительного оригинала для различных программных приложений, компьютерных платформ и периферийных устройств (сканеров, мониторов, цветопробы, печати и т. д.). Однако все усилия Международного консорциума по цвету (ICC) по созданию нормативных, измерительных и программных средств Систем управления цветом (CMS) через связующее цветовое пространство Lab MKO были бы малоэффективны в отсутствие документально оговоренных характеристик «вещественной» части полиграфической технологии, включающей цветопробу, изготовление фотоформ, печатных пластин и самих оттисков, а также используемых для этих целей материалов и технических средств. Поэтому особенно активно в последние годы разрабатывались новые и обновлялись устаревшие отраслевые, государственные и международные стандарты в этой области с целью объективно, количественно сформулировать характеристики в указанных аспектах полиграфической технологии. Таким стандартом является, например, один из упоминаемых в последующем изложении и принятый в 1996 г. ISO 12647 (Технология полиграфии - Контроль процесса изготовления растровых цветоделенных фотоформ, проб и тиражных оттиско. В первой части этого и других подобных документов даются определения терминов и обоснования параметров объектов стандартизации, а также описываются возможные методики их оценки, тогда как во второй приводятся сами рекомендуемые значения.