Технология судоремонта |
Страница 6 из 7
Центровка валопровода по изломам и смещениям Ось валопровода представляет собой прямую линию, соединяющую центр фланца коленчатого вала с центром диска винта. Смещением называется такое положение валов, при котором их геометрические оси параллельны, но не лежат на одной прямой. Изломом называется положение валов, при котором их геометрические оси в пространстве пересекаются. Верх. Пр.борт Низ. Лев.борт Рис.5 Стрелы для измерения зазоров При центровке за базу обычно принимается ось гребного вала, на фланце которого закрепляется охватывающая (Г- образная) стрела. Базой для центровки следующего вала является ось отцентрованного вала, на носовом фланце которого устанавливают охватывающую стрелу. Таблица 7.1 Исходные данные для расчётов по центровке валопровода
В табличной форме (табл. 7.2), используя данные табл. 7.1, рассчитаем значения смещения и излома проверяемого вала, определим их положение: Таблица 7.2. Результаты измерения зазоров на фланцах валов
Рис.6 Схема расположения валов в вертикальной плоскости. Расчёт перемещений опор вала для устранения расцентровки в вертикальной плоскости: Разделим процесс подцентровки проверяемого вала на два этапа. Сначала устраним излом проверяемого вала относительно базового. За центр разворота вала примем точку О – центр фланца проверяемого вала. Значения величины перемещений подшипников вала: кормового X и носового Y можно определить из подобия треугольников 1 и 2, 1 и 3 соответственно. Из треугольника 1: мм/м; где U – абсолютное значение излома, мм; φ – излом проверяемого вала, мм/м. тогда мм; мм; где l1 и l2 – расстояние от фланца до кормового и носового подшипников. Для устранения чисто излома кормовой подшипник надо опустить на 0,72 мм, а носовой – на 7,72 мм. Теперь проверяемый вал занимает положение, параллельное базовому, но его ось смещена вниз на величину δ=1,2 мм, поэтому нужно поднять вверх оба подшипника на эту величину. Для устранения излома и смещения нужно: x+δ=-0,72+1,2=0,48 мм - поднять вверх на эту величину носовой подшипник; y+δ=-7,72+1,2=6,52 мм - опустить вниз на эту величину кормовой подшипник. Определение допустимых значений смещения и излома. Для расчета используется зависимость: где м – среднее расстояние между опорами трех смежных пролетов, общая длина которых наименьшая для данного валопровода. Полагая в уравнении φ=0, определим δmax, при δ=0 рассчитывается φmax. При φ=0: м; При δ=0: мм/м. Допускаемые значения расцентровок на плаву: мм и мм/м. Допускаемые значения расцентровок при центровке на стапеле: мм и мм/м. |