Страница 22 из 41
Определение производительности и выбор утилизационной опреснительной установки.
На морских судах широко применяются утилизационные опреснительно-испарительные установки (ОУ). За счет использования теплоты пресной воды, охлаждающей двигатели, которую все равно нужно охлаждать после прохода через рубашки и крышки цилиндров, утилизационные ОУ позволяют не только полностью обеспечить судно пресной водой по цене на порядок ниже поставляемой с берега, но и сократить массу запасов рабочих тел, увеличить провозоспособность и эффективность судов.
Для определения необходимой производительности ОУ следует учесть все регулярные потери пресной воды на судне, в том числе:
- потери воды в системе охлаждения пресной водой главных и вспомогательных двигателей, по данным [48] эту составляющую можно оценить примерно 270 л/сут на каждые 1000 кВт мощности на эксплуатационном режиме;
- расход пресной воды на технологические нужды судна. Например, на каждую тонну замороженной рыбы на судах-рефрижераторах расходуется до 100 кг пресной воды для целей глазирования. Еще больше расход пресной воды на обрабатывающих судах – рыбопромысловых базах;
- утечки пара и конденсата в системах парогенераторов, продувание котлов. Они определяются расчетной производительностью котлов и составляют до 1,5–3% от последней;
- расходы пресной (питьевой и мытьевой) воды на экипаж и пассажиров судов. По санитарным нормам эта величина составляет от 180 до 240 л в сут на человека. На судах повышенной комфортности эта норма увеличивается до 500 л/сут на человека.
В целом суточная потребность в пресной воде может достигать 100 и более тонн в сутки в зависимости от размеров, категории и назначения судна.
В табл.4.32 приведены характеристики типоразмерного ряда опреснительных установок фирмы ATLAS, одного из признанных и традиционных поставщиков опреснительных установок.
В табл.4.32 представлены следующие характеристики опреснительных установок: J – индексы типоразмеров ОУ. Здесь указаны 19 типоразмеров ОУ поверхностного типа – одноступенчатых (AFGU1) и двухступенчатых (AFGU2). В двухступенчатых установках пар, образующийся в корпусе первой ступени, направляется во вторую ступень в качестве греющего пара. Конденсаты, получаемые в обеих ступенях, суммируются. Для обеспечения работы давление во второй ступени снижено по сравнению с первой. В результате двухступенчатая установка получается более экономичной; Wоу – номинальная производительность, т/сут. Она гарантируется при расходе и температуре греющей воды не ниже указанных в четырех следующих столбцах. Больший расход греющей воды направлять на ОУ нецелесообразно ввиду увеличения гидравлических потерь. При превышении расчетной температуры греющей воды производительность остается неизменной вследствие регулирования. При снижении температуры греющей воды производительность ОУ уменьшается прямо пропорционально изменению T; W1, T1 – наибольший расход греющей воды и соответствующая ему температура, при которых гарантируется номинальная производительность, м3/ч, 0С; W2, T2 – наименьший расход греющей воды и соответствующая ему температура, при которых гарантируется номинальная производительность ОУ, м3/ч, оС; Pэл – расход электроэнергии на работу установки, кВт; L, B, H – габаритные размеры ОУ, м; Gр – рабочая масса установки, кг.
Таблица 4.32 Опреснительные установки фирмы ATLAS
J |
Марка |
Wоу |
W1 |
T1 |
W2 |
T2 |
Pэл |
L |
B |
H |
Gр |
1 |
AFGU1-E1.5 |
1,5 |
6 |
70 |
2 |
85 |
5 |
0,75 |
0,6 |
1,15 |
290 |
2 |
AFGU1-E3 |
3 |
15 |
64 |
5 |
77 |
5 |
0,85 |
0,75 |
1,35 |
480 |
3 |
AFGU1-E7 |
7 |
28 |
68 |
12 |
81 |
6,5 |
1,1 |
0,9 |
1,45 |
930 |
4 |
AFGU1-S10 |
10 |
58 |
63 |
31 |
70 |
8,5 |
1,86 |
1,07 |
1,67 |
1550 |
5 |
AFGU1-E10 |
10 |
58 |
63 |
31 |
70 |
8,5 |
1,5 |
1,05 |
1,7 |
1600 |
6 |
AFGU1-S15 |
15 |
58 |
75 |
31 |
86 |
6,5 |
1,86 |
1,07 |
1,67 |
1600 |
7 |
AFGU1-E18 |
18 |
87 |
67 |
50 |
74 |
8,5 |
1,9 |
1,3 |
1,9 |
2200 |
8 |
AFGU1-S25 |
25 |
87 |
73 |
48 |
83 |
8,5 |
2,31 |
1,3 |
1,9 |
2300 |
9 |
AFGU1-S36 |
36 |
131 |
76 |
78 |
85 |
8,5 |
2,13 |
1,45 |
1,97 |
3000 |
10 |
AFGU1-S50 |
50 |
166 |
75 |
90 |
87 |
8,5 |
2,85 |
1,6 |
2,1 |
4000 |
11 |
AFGU1-S72 |
72 |
370 |
64 |
195 |
68 |
15,5 |
3,5 |
2,3 |
2,65 |
7400 |
12 |
AFGU1-S100 |
100 |
415 |
63 |
220 |
68 |
21 |
3,7 |
2,5 |
2,65 |
10250 |
13 |
AFGU2-S31 |
34 |
87 |
78 |
50 |
83 |
10 |
4,1 |
1,5 |
2,05 |
4000 |
14 |
AFGU2-S41 |
48 |
131 |
78 |
78 |
82 |
10 |
4,5 |
1,8 |
2,25 |
6100 |
15 |
AFGU2-S51 |
68 |
166 |
78 |
90 |
85 |
13 |
5,2 |
2 |
2,3 |
8000 |
16 |
AFGU2-S61 |
95 |
195 |
78 |
105 |
83 |
18 |
5,6 |
2,1 |
2,6 |
12350 |
17 |
AFGU2-S71 |
135 |
370 |
76 |
195 |
81 |
23 |
5,6 |
2,6 |
2,8 |
15300 |
18 |
AFGU2-S81 |
190 |
415 |
76 |
220 |
83 |
28 |
6,2 |
3 |
2,8 |
18000 |
19 |
AFGU2-S91 |
265 |
473 |
77 |
251 |
85 |
33 |
6,7 |
3,2 |
2,8 |
20000 |
Выбор опреснительной установки происходит по основному расчетному парамет- ру – расходу греющей воды W в системе охлаждения двигателя, который определяется путем обращения к модулю RESURSY (см. п.4.8.2). Далее из табл.4.32 подбирается типоразмер опреснительной установки, у которого минимально допустимый расход греющей воды W2 не больше расхода воды W в системе охлаждения главного двигателя и ближе всего к нему. Диапазоны допустимых расходов греющей воды у типоразмеров, ранжированных по производительности, перекрываются. Это позволяет всегда найти типоразмер ОУ, у которого W принадлежит диапазону допустимых расходов. Такой типоразмер считается допустимым.
Для него следует уточнить значение производительности в функции фактического расхода греющей воды и ее температуры. Сначала это уточнение производят с более легкими одноступенчатыми установками. В случае, если фактическая производительность не меньше требуемой, найденной с использованием приведенных выше соотношений, выбор считается завершенным и происходит приближенный анализ эффективности применения ВОУ на заданном судне. В процессе анализа происходит сравнение судна, принимающего всю расходуемую воду в запас, с таким же судном, покрывающим всю или часть потребностей в воде от утилизационной опреснительной установки. Возникающая экономия провозоспособности реализуется в виде дохода от перевозки груза с учетом возможности использования свободного тоннажа.
Требуемая производительность Wтреб определяется с использованием зависимостей для рассмотренных выше статей расходования воды на судне, т/сут:
Wтреб = Kз(DнZл + DдвNе/1000 + DпгWпг0,24 + DтIт) 10-3,
где Kз – коэффициент запаса производительности, равный 1,25–1,5; Dн – санитарная норма расходования воды, л/сут на человека; Zл – число людей на судне, включая команду и пассажиров; Dд – потери воды из систем охлаждения двигателей, л/сут на 1000 кВт включенной мощности; Nе – суммарная мощность двигателей, работающих на длительном эксплуатационном режиме, кВт; Dпг – коэффициент потерь пресной воды из систем вспомогательного парогенератора, %; Wпг – производительность вспомогательного парогенератора, кг/час; Dт – нормативы расходования пресной воды на технологические нужды судна, литр на единицу измерителя; Iт – измеритель расходования пресной воды на технологические нужды судна, ед/сут.
В случае, если фактической производительности не хватает для покрытия всех потребностей, предпринимаются попытки увеличить ее. Рассматривается возможность применения более энергетически эффективных двухступенчатых ВОУ или, если расхода греющей воды недостаточно, двух одноступенчатых ВОУ, включенных по греющей воде последовательно. Допустимость последнего варианта проверяется на соответствие требованиям системы охлаждения двигателя.
|