Главное меню

Карта сайта
Главная
Курсовые работы
Отчеты по практикам
Лабораторные работы
Методические пособия
Рефераты
Дипломы
Лекции



Автоматизированное проектирование судовых энергетических установок 2

 

Определение сопротивления движению судна

Расчеты ходкости на основе математических моделей описаны в [42], [43]. В табл.4.1 приведены исходные данные для расчета сопротивления воды движению судна на основе корреляционных зависимостей для результатов систематических испытаний судов: для одновальных судов – по графикам ЛЭП и данным серии 60, а для двухвальных судов по диаграммам ОСТ 5.0181-75.

Таблица 4.1 Исходные данные для расчета сопротивления движению судна

Значение Размерность Наименование параметра
228 м Длина судна между перпендикулярами
32,2 м Ширина на миделе
11 м Расчетная осадка на миделе
0,77 - Коэффициент общей полноты
1,27 % Абсцисса центра величины (% от длины)
0,95 - Коэффициент полноты миделя
8 м Глубина погружения оси винта
0,99 - КПД валопровода
6 м/с Начальное значение скорости
10,5 м/с Конечное значение скорости
1. м/с Шаг варьирования скорости
1 - Наличие бульба (0 или 1)
1 - Форма кормовых шпангоутов (1-U;0-V)
1 - Наличие выкружек (1) или кронштейнов (0)
1 - Число валов (1 или 2)
1 - Число рулей
1 - Коэффициент изменения остаточного сопротивления
1 - Выбор типа зависимости буксировочного сопротивления
-1 - Признак блокировки ограничений

Табл.4.1 содержит численные значения, размерности и наименования следующих переменных:

  • длины судна между перпендикулярами Lпп – расстояния от носового перпен­дикуляра, совпадающего с пересечением расчетной ватерлинии с носовым образованием, до кормового перпендикуляра, проходящего через ось поворота руля, м;
  • ширины корпуса на миделе B, м;
  • расчетной осадки на миделе T, м;
  • коэффициента общей полноты ?об – отношения полного водоизмещения к произ­ведению LBT;
  • абсциссы центра величины Xc, % от длины судна;
  • коэффициента полноты миделя ? – отношения площади миделя к произ­ведению BT;
  • глубины погружения оси винта Tв – расстояния от расчетной ватерлинии до оси винта.

Положение оси винта определяется условием возвышения нижней кромки лопасти над основной линией:

где:

  • Dв – диаметр винта, м;
  • КПД валопровода ?в;
  • начального значения скорости движения судна vн, м/с;
  • конечного значения скорости судна vк, м/с;
  • шага варьирования скорости ?v, м/с;
  • признака наличия носового бульба PB (0 или 1);
  • признака формы кормовых шпангоутов PS (1–U; 0–V);
  • признака наличия выкружек (1) или кронштейнов (0) при входе валопровода внутрь корпуса PW;
  • числа валов ZW (1 или 2);
  • числа рулей ZR;
  • коэффициента изменения остаточного сопротивления ?0;
  • признака выбора типа зависимости для расчета буксировочного сопротивления PF (0 – по графикам ЛЭП, 1 – по данным серии 60);
  • признака блокировки ограничений P0 (-1 - ограничения не проверяются).

Для обеспечения гарантированной достоверности расчетов параметры табл.4.1 и их соотношения не должны выходить за пределы следующих ограничений [43]:

серия 60:

ЛЭП

ОСТ 5.0181–75

При нарушении ограничений вырабатывается признак IER > 0.

Не все данные табл.4.1 необходимы для расчета сопротивления воды движению судна, например, ?в и Tв понадобятся позднее при расчете эффективной мощности двигателя. Избыточность табл.4.1 является следствием того, что ее данные используются также и в других моделях САПР.

Для проведения расчетов следует заполнить табл.4.1 средствами операционной системы, записать ее под прежним именем и обратиться к файлу hodkost.bat. В результате этого будет запущено задание на проведение расчетов ходкости с данными из табл. 4.1.

После отработки задания на экран дисплея и в файл pert.rez будет выведена табл.4.2, содержащая искомые результаты расчета сопротивления воды движению судна и позволяющая построить график буксировочного сопротивления в функции скорости. В случае, если нужен не график, а единичное значение R при определенной заданной скорости v, необходимо в табл.4.1 задать vн = v и vк = v.

Таблица 4.2 Результаты расчета сопротивления движению судна

v, м/с R , Н Nr , кВт
6 492456,719 2954,74
7 737620,375 5163,343
8 1021980,62 8175,845
9 1420914 12788,227
10 1900174,37 19001,744