Страница 6 из 41
Определение сопротивления движению судна
Расчеты ходкости на основе математических моделей описаны в [42], [43]. В табл.4.1 приведены исходные данные для расчета сопротивления воды движению судна на основе корреляционных зависимостей для результатов систематических испытаний судов: для одновальных судов – по графикам ЛЭП и данным серии 60, а для двухвальных судов по диаграммам ОСТ 5.0181-75.
Таблица 4.1 Исходные данные для расчета сопротивления движению судна
Значение |
Размерность |
Наименование параметра |
228 |
м |
Длина судна между перпендикулярами |
32,2 |
м |
Ширина на миделе |
11 |
м |
Расчетная осадка на миделе |
0,77 |
- |
Коэффициент общей полноты |
1,27 |
% |
Абсцисса центра величины (% от длины) |
0,95 |
- |
Коэффициент полноты миделя |
8 |
м |
Глубина погружения оси винта |
0,99 |
- |
КПД валопровода |
6 |
м/с |
Начальное значение скорости |
10,5 |
м/с |
Конечное значение скорости |
1. |
м/с |
Шаг варьирования скорости |
1 |
- |
Наличие бульба (0 или 1) |
1 |
- |
Форма кормовых шпангоутов (1-U;0-V) |
1 |
- |
Наличие выкружек (1) или кронштейнов (0) |
1 |
- |
Число валов (1 или 2) |
1 |
- |
Число рулей |
1 |
- |
Коэффициент изменения остаточного сопротивления |
1 |
- |
Выбор типа зависимости буксировочного сопротивления |
-1 |
- |
Признак блокировки ограничений |
Табл.4.1 содержит численные значения, размерности и наименования следующих переменных:
- длины судна между перпендикулярами Lпп – расстояния от носового перпендикуляра, совпадающего с пересечением расчетной ватерлинии с носовым образованием, до кормового перпендикуляра, проходящего через ось поворота руля, м;
- ширины корпуса на миделе B, м;
- расчетной осадки на миделе T, м;
- коэффициента общей полноты ?об – отношения полного водоизмещения к произведению LBT;
- абсциссы центра величины Xc, % от длины судна;
- коэффициента полноты миделя ? – отношения площади миделя к произведению BT;
- глубины погружения оси винта Tв – расстояния от расчетной ватерлинии до оси винта.
Положение оси винта определяется условием возвышения нижней кромки лопасти над основной линией:
где:
- Dв – диаметр винта, м;
- КПД валопровода ?в;
- начального значения скорости движения судна vн, м/с;
- конечного значения скорости судна vк, м/с;
- шага варьирования скорости ?v, м/с;
- признака наличия носового бульба PB (0 или 1);
- признака формы кормовых шпангоутов PS (1–U; 0–V);
- признака наличия выкружек (1) или кронштейнов (0) при входе валопровода внутрь корпуса PW;
- числа валов ZW (1 или 2);
- числа рулей ZR;
- коэффициента изменения остаточного сопротивления ?0;
- признака выбора типа зависимости для расчета буксировочного сопротивления PF (0 – по графикам ЛЭП, 1 – по данным серии 60);
- признака блокировки ограничений P0 (-1 - ограничения не проверяются).
Для обеспечения гарантированной достоверности расчетов параметры табл.4.1 и их соотношения не должны выходить за пределы следующих ограничений [43]:
серия 60:
ЛЭП
ОСТ 5.0181–75
При нарушении ограничений вырабатывается признак IER > 0.
Не все данные табл.4.1 необходимы для расчета сопротивления воды движению судна, например, ?в и Tв понадобятся позднее при расчете эффективной мощности двигателя. Избыточность табл.4.1 является следствием того, что ее данные используются также и в других моделях САПР.
Для проведения расчетов следует заполнить табл.4.1 средствами операционной системы, записать ее под прежним именем и обратиться к файлу hodkost.bat. В результате этого будет запущено задание на проведение расчетов ходкости с данными из табл. 4.1.
После отработки задания на экран дисплея и в файл pert.rez будет выведена табл.4.2, содержащая искомые результаты расчета сопротивления воды движению судна и позволяющая построить график буксировочного сопротивления в функции скорости. В случае, если нужен не график, а единичное значение R при определенной заданной скорости v, необходимо в табл.4.1 задать vн = v и vк = v.
Таблица 4.2 Результаты расчета сопротивления движению судна
v, м/с |
R , Н |
Nr , кВт |
6 |
492456,719 |
2954,74 |
7 |
737620,375 |
5163,343 |
8 |
1021980,62 |
8175,845 |
9 |
1420914 |
12788,227 |
10 |
1900174,37 |
19001,744 |
|