Автоматизированное проектирование судовых энергетических установок 2 |
Страница 33 из 41
Автоматизированное проектирование расположения оборудования в МКО Методология автоматизированного проектирования расположений СЭУ В процессе технического проектирования СЭУ производится проектирование расположения в МКО основного и вспомогательного оборудования, образующего комплект СЭУ, а также ряда элементов общесудового назначения. Цель проектирования расположений – создание возможности для разработки трубопроводов энергетических систем и уточнения выбора вспомогательного оборудования систем СЭУ на основе гидравлических и тепловых расчетов трубопроводов с конкретной геометрией, привязанной к варианту расположения. К началу проектирования расположения известно расположение главного двигателя и валопровода, определена длина МКО, выполнена в первом приближении комплектация СЭУ вспомогательным оборудованием. В результате проектирования расположения должны быть определены координаты оборудования, проверено наличие требуемых проходов и подходов, ремонтных зон, возможность демонтажа оборудования и эвакуации разбираемых деталей, узлов и агрегатов. Поиск оптимального варианта комплектации СЭУ вспомогательным оборудованием требует проработки его расположения. Автоматизированная система проектирования расположения должна обеспечить разработку вариантов, отвечающих ограничительным требованиям при минимальных затратах ручного труда и без непосредственного вмешательства проектировщика. Как правило, оборудование входит в состав функциональных блоков-агрегатов и при замене и модифицировании оборудования габариты агрегатов обычно не изменяются. Однако меняются габариты МКО, а следовательно, возможны нарушения некоторых ограничений и изменение трасс трубопроводов. В задачи автоматизированной системы проектирования расположения входит оценка критериев работоспособности и эффективности для варианта, генерируемого системой на основе определенных принципов, подконтрольных проектировщику. Таким образом, автоматизированная система проектирования расположения должна отвечать следующим требованиям:
Традиционное неавтоматизированное плоскостное проектирование расположения СЭУ заключается в размещении в границах основных помещений МКО (в трюме, на основных платформах, палубах и в шахте) контуров оборудования и цистерн – так называемых «петушков». При этом проверяются допустимость варианта расположения: отсутствие наложения физических габаритов оборудования друг на друга, на ремонтные зоны других механизмов и на проходы и подходы. Проверка производится измерением соответствующих размеров на проекциях варианта расположения. Критерии эффективности при этом не анализируются, так как единственный доступный для анализа параметр, связанный с эффективностью – (длина МКО), определяется на более раннем этапе при выборе типоразмера главного двигателя. В настоящее время в связи с прогрессом технических средств САПР – средств машинной графики – графических станций, графических языков для персональных ЭВМ и др., развиваются методы автоматизированного проектирования расположения СЭУ, основанные на применении диалога ЭВМ с пользователем. По существу это есть буквальное переложение неавтоматизированного проектирования расположения СЭУ на ЭВМ, использующее некоторые дополнительные возможности, в частности, применение баз данных для хранения графических образов «петушков» и манипулирования ими. Как и ранее, анализ допустимости варианта расположения производится путем замеров лимитирующих расстояний, что облегчается наличием в графических системах стандартных функций измерения отрезков. Неналожение оборудования проверяется визуально на экране дисплея. Анализ эффективности варианта расположения не производится из-за неразработанности методов оценки расположений. По нашему мнению, диалоговые методы проектирования расположений СЭУ неприменимы для решения задач автоматизированного проектирования вообще и для технического проектирования в частности, так как не позволяют использовать быстродействие ЭВМ. При этом методе автоматизируются наиболее простые функции (хранение «петушков»), собственно и не нуждающиеся в автоматизации, и не автоматизируются наиболее трудоемкие функции, как раз нуждающиеся в автоматизации – генерация вариантов расположения и проверка их допустимости и эффективности. На основе анализа задач, решаемых при проведении эскизного и технического проектирования СЭУ, ниже предложен метод автоматизированного проектирования расположения СЭУ в МКО транспортных судов [49], основанный на задании таблиц относительных координат оборудования. Метод прост до тривиальности, обеспечивает удовлетворение всех поставленных выше требований и максимально использует накопленный ранее опыт проектирования расположений. Разработка нового варианта расположения «с нуля» является исключительно трудоемкой и неблагодарной операцией ввиду большого числа возможных вариантов, неразработанности методов их оценки, неочевидности и неоднозначности преимуществ одного варианта перед другим. Без использования опыта предыдущих разработок эта операция заранее обречена на неудачу. В практике проектирования расположений предыдущий опыт обычно выступает в виде так называемых «типовых расположений». Только отталкиваясь от них, проводя их последовательное улучшение применительно к конкретным условиям нового судна, можно рассчитывать на успех. Эти соображения делают актуальным при разработке метода автоматизированного проектирования расположения обработку и применение типовых расположений СЭУ в МКО судов основных типов. В параграфе 3.6 приведены обработки типовых расположений в виде таблиц относительных координат оборудования в МКО танкера в модульной компоновке (см табл.3.22). Наименования функциональных блоков-агрегатов оборудования и цистерн приведены в табл.3.23. На применении этих типовых расположений в виде таблиц относительных координат основан предлагаемый метод проектирования расположения. В табл.5.1 приведена распечатка файла MKO.DAT, в котором сосредоточены исходные данные для проектирования расположения оборудования в МКО танкера. Таблица 5.1 Размеры МКО и расстояния от характерных плоскостей
В таблице обозначены: IF – код цвета фона изображения; IZ – способ очерчивания блоков: 0 – контур, 1 – заливка; ITL – код цвета линии, ограничивающих размеры блока; LMKO длина МКО, м; BMKO – наибольшая ширина МКО, принятая равной ширине судна на миделе, м; HMKO – высота МКО до главной палубы, м; R – расстояние от характерного сечения, на котором выполняется сечение МКО, м; Zбл – число единиц располагаемого оборудования – блоков и цистерн; PR – код анализируемой проекции изображения; Zур – общее число уровней анализируемого изображения; Hдд – возвышение уровня второго дна над основной линией судна, м; Hпл3 – то же для третьей платформы, м; Hпл2 – то же для второй платформы, м; пл1 –то же для первой платформы, м; Hвп – то же для верхней палубы, м; J – последовательная нумерация блоков и цистерн СЭУ, располагаемых в МКО. Здесь приведены данные только по блоку номер 1 – главному двигателю. Характеристики остальных блоков (в данном случае их всего 48) см. в табл.3.21; I –идентификатор блока; NC – номер цвета, которым изображается данный блок при визуализации расположения. Этот признак имеет приоритет по сравнению с ITL; У – угол установки блока по отношению к ДП; X, Y, Z – координаты центра габарита блоков, отнесенные к характерным размерам МКО базового танкера; L, B, H – абсолютные габариты блоков. После умножения относительных координат X, Y и Z на характерные размеры машинного отделения данного судна (LMKO, BMKO/2 и HMKO) мы сразу получаем вариант расположения оборудования в МКО, наиболее полно реализующий на данном судне схему типового расположения танкера. Этот вариант находится в оперативной памяти ЭВМ и доступен для автоматизированного анализа своей допустимости и эффективности. Предлагаемый метод не стремится зафиксировать какой-либо прототип, но без значительных затрат труда сразу предлагает хорошую базу для дальнейшего усовершенствования расположения. Его усовершенствование будет происходить путем воздействия на таблицу относительных координат, т.е. на схему расположения СЭУ, а не на сами координаты оборудования.
|