Автоматизированное проектирование судовых энергетических установок 2 |
Страница 40 из 41
В табл.5.5–5.12 приведены исходные данные для гидравлических расчетов сложных трубопроводов. Таблица 5.5 Общие данные по трубопроводу
Табл.5.5 содержит следующие общие данные по трубопроводу:
Таблица 5.6 Данные по насосам
Для каждого из насосов в табл.5.6 указаны номера узлов всасывания Iв и нагнетания Jн, между которыми установлен насос. Далее приведены характерные точки на напорно-расходной характеристике насоса. Каждая точка задана парой чисел – подачей насоса Q и соответствующим ей напором H. Могут быть заданы от одной до пяти таких точек. Эти точки используются для аппроксимации характеристики насоса. Таблица 5.7 Данные по участкам и отрезкам трубопровода
В табл.5.7 обозначены: № п/п – последовательная нумерация отрезков. Максимальное значение № п/п соответствует общему числу отрезков в составе трубопровода; №УЧ – нумерация участков трубопровода; Iвс – номер узла начала участка; Jн – номер узла конца участка. Строки без указания Iвс и Jн относятся к последующим отрезкам данного участка; Q – заданный расход на участке, м3/ч; D – внутренний диаметр трубопровода на отрезке, мм; L – суммарная длина прямых труб на протяжении отрезка, м; ?м – сумма коэффициентов местных сопротивлений на отрезке; ? – коэффициент кинематической вязкости, 10-6 см2/с; ?? – сумма погибов на отрезке, град; R/D – характеристика погибов труб на отрезке – отношение радиуса погиба к диаметру трубопровода; Z – разница высот всасывания и нагнетания на участке, м (для кольцевых магистралей может не задаваться); vд – допустимая скорость на отрезке, м/с. В табл.5.8 и 5.9 приведены данные по варианту трубопровода. Таблица 5.8 Общие данные по варианту трубопровода
Таблица 5.9 Задание характерных узлов и участков трубопровода
Вариантом считается трубопровод, полученный из исходного (см. табл.5.7) удалением части участков или заданием на некоторых из них фиксированного значения расхода. Определенная часть трубопровода может быть объявлена подсистемой и рассчитываться отдельно. В основном трубопроводе подсистема учитывается квадратичной зависимостью сопротивления от расхода. В табл. 5.10 приведены результаты расчета модели GID для варианта исходных данных представленных в табл.5.5–5.9. Решается задача выбора труб из сортамента по заданным расходам и допустимым скоростям с анализом ресурса. Таблица 5.10 Результаты расчета ресурса труб
Как видно из табл.5.10, имеет место весьма неравномерная нагрузка труб. На ряде участков ресурс труб превышает 50, 60 и даже 90 лет, а на других он снижается до величин менее года. Это свидетельствует о необходимости выравнивания ресурса труб до величин, во-первых, близких друг другу, а во-вторых, до требуемых 8 или 12 лет для совмещения замены труб с капитальным ремонтом судна. В табл.5.11 приведены результаты решения прямой задачи для варианта данных из табл.5.5–5.9 с использованием комплекса программ GID. Таблица 5.11 Расходы на участках и отрезках
Как видно из табл.5.11, система из двух насосов с указанными в табл.5.6 характеристиками, работая на данный трубопровод, обеспечивает суммарную подачу 589,5 м3/ч и на значительной части отрезков скорости течения превосходят 4 м/с, что выше 3,5 м/с, допустимых для применяемого материала МНЖ5-1. На некоторых участках скорости превосходят 5 и даже 6 м/с, что, конечно, недопустимо, так как снижает ресурс трубопровода до величины менее одного года. Это свидетельствует о необходимости установки дополнительных сопротивлений для регулирования расходов и скоростей до приемлемых значений. В табл.5.12 приведены результаты расчета дроссельных шайб для достижения расходов на участках 4, 6 и 8, заданных в табл.5.9. Таблица 5.12 Дроссельные устройства
?Pш – потеря напора на шайбе, МПа; ?ш – коэффициент сопротивления шайбы; Dш – диаметр отверстия в шайбе, мм; Zш – число шайб. Установка на участках нескольких шайб связана с тем, что они малошумные, а следовательно, и с ограниченным сопротивлением каждая. В табл.5.13 приведены гидравлические характеристики трубопровода после установки на участках 7-11, 8-10 и 9-10 указанного числа дроссельных шайб. Таблица 5.13 Расходы в трубопроводе с шайбами
Как видно из табл.5.13, гидравлические характеристики трубопровода значительно улучшились по сравнению с данными табл.5.11. Массовое превышение допустимых скоростей не наблюдается.
|